Raphael cada día
Россия и мир по вторникам в рассказах Дмитрия Ластова
О музыке и духе народном
Я иногда задумываюсь над тем, что же наиболее ярко может выразить страну и ее дух народа. Ведь у любого государства есть флаги, гимны, гербы, но в этом ли суть?
Порою символика идет из глубины веков, и такие страны есть. А иногда что-то придумывается практически на ровном месте, а потом к таким творениям притягиваются факты и исторические данные. Стоит ли это чего-нибудь? Полагаю, нет.
И сегодня я хочу обратиться к музыке и поэзии, потому что, по моему убеждению, именно они наиболее ярко отражает суть народа, и по народным песням или просто музыкальным произведениям страны наиболее ярко можно прочувствовать, что представляет собой страна.
А вот гимны (я слушал их очень много) далеки от того, чтобы хоть как-то отражать дух народа, так что порою мне кажется, что их создают самые слабые поэты и композиторы, потому что подобрать подходящие слова не слишком сложная задача: главное - не жалеть пафосности, пусть даже и бессмысленной, и дело сделано. Композитору остается сочинить что-то бравурное, и дело сделано. И таких гимнов много, но они совершенно не запоминаются.
Есть, конечно, исключения, но это то, что рождается изнутри, не по заказу, как, например, французская «Марсельеза», мелодию и слова которой знает каждый на планете.
Если спросить любого, помнит ли он слова хоть какого-нибудь гимна и может ли напеть мелодию, но, скорее всего, окажется, что нет. Исключение составит, наверное, гимн России, но дело в том, что его-то как раз не совсем можно назвать российским в полной мере. Заявляю это со всем причитающимся по закону уважением к государственной символике. Но факт остается факт — он принадлежит СССР и в нем просто заменили слова.
У Советского Союза был именно тот гимн, и он родился именно изнутри, но ему предшествовали революционные песни, а позже наступило время "Интернационала", который знали и пели все, и он пробирал до мурашек, как и «Марсельеза».
Но «Интернационал» был международным, еще коминтерновским, и Сталин его заменил в годы Великой Отечественной войны на всем известный гимн А.В. Александрова, С.В. Михалкова и Эль-Регистана. Надо отдать должное, но многие формальности соблюдались даже в годы войны, хотя, вероятно, сам Сталин и вынес окончательное решение, и его даже можно назвать одним из авторов этого гимна, поскольку он занимался правкой.
Был проведен конкурс, в котором участвовало 170 (!) композиторов, и было написано более 220 версий. Выбор пал на вариант Михалкова и Александрова, который впервые прозвучал в конце 1943 года. Полагаю, что на том историческом этапе эта музыка и текст, наверное, отражали нечто важное. Но соответствуют ли они тому, что мы называем нашей Родиной, в полной мере, сказать с уверенностью нельзя.
«Гляжу в озера синие».
Музыка Леонида Афанасьева. Стихи Игоря Шаферана
В 2000 году в России вернули советский гимн. Это был символический жест, который должен был подчеркнуть некую преемственность, придать большее значение власти. Были изменены слова, и сделал это сам Сергей Михалков, тогда еще здравствовавший. так что символизм в какой-то степени присутствовал, хотя и несколько странный.
Новой стране, стране идущей вперед, в будущее, дали музыку и текст из прошлого, от того государства, которое ушло в небытие... И без всякого конкурса на этот раз. Просто внесли на утверждение в Государственную Думу, и дело было сделано. Без всяких долгих обсуждений.
«Русь».
Музыка Александры Пахмутовой. Стихи Николая Добронравова
Но вот помнит ли кто-нибудь слова этой новой версии старого гимна? Лично я, нет. Хотя... Когда звучит музыка, мне всегда вспоминаются слова того, что звучало в СССР:
Союз нерушимый республик свободных
Сплотила навеки Великая Русь.
Да здравствует созданный волей народов
Единый, могучий Советский Союз!
И ничего с собой поделать не могу.
Но хочу вернуться к моему вопрос, отражает ли гимн, его слова и громкая музыка нашу Родину. Я имею ввиду не государство, а именно народ. Думаю, что не совсем. Для меня Россию воплощается в иной музыке и иных песнях.
«На сопках Маньчжурии».
Музыка Ильи Шатрова. Стихи Алексея Машистова
Почему-то считается, что гимном обязательно должно быть нечто громкое, даже церемониальное, такое, что исполнять должен оркестр. Таков стереотип, хотя у многих стран гимны совсем другие. И потому мне хочется предложить послушать те песни, которые, на мой взгляд, вполне достойны того, чтобы представить нашу страну и стать визитной карточкой России.
Дмитрий Шостакович. Вальс из сюиты №2.
Петербургский Филармонический симфонический оркестр
Это несколько лиричных песен, но они, все вместе или каждая по отдельности, звучат как национальный гимн нашей Родины. Ведь наша страна — как река Волга, которая из столетия в столетие течет спокойно и величаво. Это как наши озера и закаты с рассветами, заливные луга и берёзы. Это наша Русь, негромкая, тихая, добрая. И музыка, которую бы слышали по всему миру, и должна быть такой.
«Течет река Волга».
Музыка Марка Фрадкина. Стихи Льва Ошанина
У меня в душе звучат именно эти мелодии. Именно их стихи и музыку я считаю той, которая наиболее полно, ярко представляет то, что мы называем Россией. Именно в этой музыке и в этих словах суть нашей страны и нашего народа.
Подлинно народным гимном является песня «Течет река Волга» на стихи Льва Ошанина. Я очень люблю его поэзию, и стихи его часто использую в своих пьесах. Его строки я считаю теми, в которых душа мей страны.
Издалека долго течёт река Волга
Течёт река Волга, конца и края нет
Среди хлебов спелых, среди снегов белых
Течёт моя Волга, а мне семнадцать лет
А мне семнадцать лет...
Но и среди других можно выбрать свою песню, именно ту, которая вызывает самые лучшие и добрые чувства, которая обращается к душе каждого человека.
Дмитрий Ластов
Москва (Россия)
Дополнительные материалы:
О Петрусе Шредерусе из Оулу (Финляндия)
О Нурии из Барселоны (Испания), а также Суздали, Владимира и Москвы
О Валентине Моретти из Венеции и Милана (Италия)
О Нацуки и Виталии из Токио (Япония)
Русский театр "по-американски"
Кенни Роджерс - истинный американец
Размышления о современности в неясное время
Об одном актере в одном московском театре
Дин Рид - певец, зовущий у миру
Ховард Карпендейл, немецкий певец из Южной Африки
Современный театр: есть ли выход из тупика
О нашем добром старом "Фитиле"
Размышления перед экраном телевизора
Олег Даль, Олег Анофриев и песня «Есть только миг»
Жить не по лжи
Размышления о Беларуси и не только о ней...
Сегодня и завтра - образ будущего. Часть I
Сегодня и завтра - образ будущего. Часть II
Сегодня и завтра - образ будущего. Часть III
О Булате Окуджаве, Югославии и о нас, сегодняшних
Новый театр открыл сезон
О войне в неюбилейное время...
Лура как культурное наследие двух континентов
Россия, октябрь 2020 года — без комментариев
Художник и современное общество
Давайте поговорим откровенно. I
Давайте поговорим откровенно. II
Об одной песне Майи Кристалинской
О беженцах по воле и неволе,
и кем порою становятся на чужбине
Евгений Дятлов, певец и актер
Станислав Радзинский пришел на YouTube
Исаак Шварц - один из лучших композиторов нашего кино
Еще о Сергее Соловьеве и Исааке Шварце
Поговорим о театре вчерашнем и сегодняшнем
Далида: ее жизнь и песни
Давайте поразмышляем, как мы живем
Алексей Рыбников и его кинематограф
Поговорим о серьезном
Немного о Кареле Готте, одном из лучших голосов стран социализма
Немного об оптимизме и наступающей весне: послесловие к 8 марта
Поговорим о проблемах психологии
70 лет Александру Фатюшину
Как можно рассказывать о науке
Всего один рассказ Чехова...
О тех, кто останется в истории культуры
О спектакле "С любимыми не расставайтесь"
Наркас Искандаровой
Шербурские зонтики, Катрин Денев и... Даниэль Ликари
Владимир Качан, артист театро и кино
«Человек из Ламанчи», мюзикл, который живет
Пушкин в нашей жизни
Поговорим о современной драматургии
Поговорим о современной драматургии. О цензуре
Поговорим о современной драматургии. Новаторство или тупик
Поговорим о современной драматургии. О финансах
Дача как образ жизни: размышления в конце лета...
Государство и его граждане
Заметки о современном театре и не только
Немного из эпохи 1950-х...
Мэтт Монро, неизвестный певец
О современном кино, театре и немного о патриотизме
Виниловые пластинки: их изменчивая судьба
О судьбе книг в сегодняшнем мире
Об опыте одной проигранной страны. Часть I
Об опыте одной проигранной войны. Часть II
О российском телевидении, театре и о "клубничке"... Часть I
О российском телевидении, театре и о "клубничке"... Часть II
О российском телевидении, театре и о "клубничке"... Часть III
Разбирая старые открытки
О молодом поколении, которое идет на смену
Об истории дипломатических отношений России и Испании
К 90-летию Майи Кристалинской
Песни, которые были всегда с нами
В чем виноват интернет...
Я родом из Советского Союза