Raphael cada día
Россия и мир по вторникам с Дмитрием Ластовым
Мне очень хочется поговорить о некоторых произведениях, которые мне представляются подлинно выдающимися.
Пусть объем их часто крайне не велик, пусть это всего лишь небольшой рассказ, но настолько запоминающийся, что, прочитав его, человек будет возвращаться к нему снова и снова.
Сегодня я хочу предложить немного поразмышлять над рассказом Юрия Нагибина "Прекрасная лошадь". В нем, по сути, нет действия, да и сюжета, в общем-то, тоже нет. А есть прекрасная лошадь и обитатели санатория, которые каждый день наблюдают за этим, уже весьма не молодым животным, потерявшим зрение животным. Лошадь искренне жалеют. А потом однажды лошадь исчезает. Собственно, в этом и весь рассказ, который, на первый взгляд, не представляет собой ничего особенного. Но, я полагаю, в нем речь идет о самом важном, о самом главном, что есть в нашей жизни.
В нем поднята тема извечного противостоянии добра и зла. Ведь лошадь все жалеют жалеют и ее красотой восхищаются. Но на самом деле никто не готов хотя бы попытаться уберечь ее. И прекрасная лошадь оказывается беззащитной перед откровенной жестокостью. Юрий Нагибин заканчивает свой рассказ словами:
"Как бессильно добро и как действенно зло! Добрый старый лесник не смог защитить свою прекрасную лошадь. Добрые, растроганные люди из дома отдыха спасовали перед ядовитым ничтожеством, «запятой» — такое было название у Лескова для невидимых и губительных, как бациллы заразных болезней, носителей зла.
А стоит ли подымать шум из-за старой, полуслепой, бесполезной лошади? скажет какой-нибудь здравомыслящий человек. Но это была прекрасная лошадь... И потом, меня беспокоит будущее. Помните, у Рея Брэдбери, чем обернулось в расцвете цивилизации поврежденное в доисторические времена крылышко бабочки? А тут не мотыльковое крылышко, а Лошадь, Прекрасная Лошадь, погубленная не случайно, а сознательно. Что, если через миллион лет из-за этого расколется земной шар? Земной шар, населенный лучшими, чем мы, людьми?
Ну, никто так далеко не заглядывает. А надо бы..."
И правда, как часто мы не понимаем, не замечаем, что сломанная чья-то жизнь, срубленное дерево или целый лес, зверски убитая собака - это начало пути вниз. Кажется, это очень мало, всего одно дерево, всего одна лошадь или собака... да, немного. Но потом прибавляется еще и еще... И вот так постепенно, шаг за шагом, можно начать движение к чему-то по-настоящему ужасному, что останется только удивляться - как же так, как так случилось, почему мы оказались в таком положении... Ответ, полагаю, в этом рассказе.
Прочитайте рассказ Юрия Нагибина, это не займет много времени. Но если его все-таки не найдется, то я записал и оцифровал пластинку из июльского номера журнала "Колобок" за 1990 год, которая довольно давно мне случайно попала в руки. Собственно, она и стало причиной, что я заинтересовался рассказом. Это замечательная инсценировка с участием блистательных советских актеров Георгия Тараторкина и Бориса Рунге.
Можно только удивиться, что в детском журнале был размещен такой глубокий, такой взрослый рассказ. Хотя, знаете, дети порою намного лучше различают такие понятия, как зло и добро, у них нет условностей, и глаза их не зашорены искусственными приличиями. Если ребенок понимает, что происходит что-то плохое, неправильное, то он об этом скажет. Если видит, что творится несправедливость, то тоже об этом говорит... Наверное, и нам следует хоть иногда быть в этом отношении детьми...
Дмитрий Ластов
Москва (Россия)
Дополнительные материалы:
О Петрусе Шредерусе из Оулу (Финляндия)
О Нурии из Барселоны (Испания), а также Суздали, Владимира и Москвы
О Валентине Моретти из Венеции и Милана (Италия)
О Нацуки и Виталии из Токио (Япония)
Русский театр "по-американски"
Кенни Роджерс - истинный американец
Размышления о современности в неясное время
Об одном актере в одном московском театре
Дин Рид - певец, зовущий у миру
Ховард Карпендейл, немецкий певец из Южной Африки
Современный театр: есть ли выход из тупика
О нашем добром старом "Фитиле"
Размышления перед экраном телевизора
Олег Даль, Олег Анофриев и песня «Есть только миг»
Жить не по лжи
Размышления о Беларуси и не только о ней...
Сегодня и завтра - образ будущего. Часть I
Сегодня и завтра - образ будущего. Часть II
Сегодня и завтра - образ будущего. Часть III
О Булате Окуджаве, Югославии и о нас, сегодняшних
Новый театр открыл сезон
О войне в неюбилейное время...
Лура как культурное наследие двух континентов
Россия, октябрь 2020 года — без комментариев
Художник и современное общество
Давайте поговорим откровенно. I
Давайте поговорим откровенно. II
Об одной песне Майи Кристалинской
О беженцах по воле и неволе,
и кем порою становятся на чужбине
Евгений Дятлов, певец и актер
Станислав Радзинский пришел на YouTube
Исаак Шварц - один из лучших композиторов нашего кино
Еще о Сергее Соловьеве и Исааке Шварце
Поговорим о театре вчерашнем и сегодняшнем
Далида: ее жизнь и песни
Давайте поразмышляем, как мы живем
Алексей Рыбников и его кинематограф
Поговорим о серьезном
Немного о Кареле Готте, одном из лучших голосов стран социализма
Немного об оптимизме и наступающей весне: послесловие к 8 марта
Поговорим о проблемах психологии
70 лет Александру Фатюшину
Как можно рассказывать о науке
Всего один рассказ Чехова...
О тех, кто останется в истории культуры
О спектакле "С любимыми не расставайтесь"
Наркас Искандаровой
Шербурские зонтики, Катрин Денев и... Даниэль Ликари
Владимир Качан, артист театро и кино
«Человек из Ламанчи», мюзикл, который живет
Пушкин в нашей жизни
Поговорим о современной драматургии
Поговорим о современной драматургии. О цензуре
Поговорим о современной драматургии. Новаторство или тупик
Поговорим о современной драматургии. О финансах
Дача как образ жизни: размышления в конце лета...
Государство и его граждане
Заметки о современном театре и не только
Немного из эпохи 1950-х...
Мэтт Монро, неизвестный певец
О современном кино, театре и немного о патриотизме
Виниловые пластинки: их изменчивая судьба
О судьбе книг в сегодняшнем мире
Об опыте одной проигранной страны. Часть I
Об опыте одной проигранной войны. Часть II
О российском телевидении, театре и о "клубничке"... Часть I
О российском телевидении, театре и о "клубничке"... Часть II
О российском телевидении, театре и о "клубничке"... Часть III
Разбирая старые открытки
О молодом поколении, которое идет на смену
Об истории дипломатических отношений России и Испании
К 90-летию Майи Кристалинской
Песни, которые были всегда с нами
В чем виноват интернет...
Я родом из Советского Союза
О музыке и духе народном
О классике и современности
Еще о русской литературе
Еще к итогам конкурса Евровидения 2022
Немного о братьях наших меньших
Алексей Султанов - музыкант из будущего
Алексей Султанов, неизвестный гений
Лосиный остров - московский уголок природы
Два года песни Лидии Клемент
Когда Эдите Пьехе было 40 лет...
Каким мог бы быть один популярный фильм
Роль, которая могла бы у Высоцкого стать лучшей...
Лучшая роль Мэрилин Монро, которую она не сыграла. Часть I
Лучшая роль Мэрилин Монро, которую она не сыграла. Часть II
Лучшая роль Мэрилин Монро, которую она не сыграла. Часть III
Елизавета II, королева Великобритании. Часть I
Елизавета II, королева Великобритании. Часть II
Елизавета II, королева Великобритании. Часть III
Сосед Испании, Португалия. I
Сосед Испании, Португалия. I
О политике, культуре и о Кабо-Верде
Немного о юморе Латинской Америки
К 135-летию со дня рождения Николая Ивановича Вавилова. I
К 135-летию со дня рождения Николая Ивановича Вавилова. II
Ко дню рождения Людмилы Сенчиной
"Испанский маскарад" и немного истории. I
"Испанский маскарад" и немного истории. II
Когда завершились новогодние праздники
Шарль де Голль, однозначный и противоречивый. I
Шарль де Голль, однозначный и противоречивый. II
Кое-что из окололитературных историй прошлого века
Размышления о поэзии накануне весны
История рождения одного шлягера