Рафаэль. Raphael. 2019
РАФАЭЛЬ. RAPHAEL. 2019
Этот буклет был подготовлен к приезду Рафаэля с программой Loco por Cantar в Москву и Санкт-Петербург. Первая часть его представляет собой пресс-релиз, подготовленный редакционным советом нашего издания к началу гастролей, а вторая - эксклюзивное интервью, которое дал артист в преддверии своих гастролей главному редактору Наталье Арутюновой.
В оформлении буклета приняли участия члены редакционного совета viva-raphael.com, члены Союза Художников России Нина Черновалова и Елена Шплатова, а также друг нашего издания Галина Меркурьева.
С первой частью издания можно познакомиться на соответствующей странице.
Официальный пресс-релиз гастролей Рафаэля в России
Впрочем, пусть своими мыслями поделится сам Рафаэль, который в преддверии гастролей в России ответил на ряд вопросов нашего корреспондента …
Дон Рафаэль, прежде всего, хочу поблагодарить Вас за то, что Вы включили в график вашего турне Россию, где уже долгие годы у вас есть множество самых искренних и верных почитателей. Ваши выступления здесь - огромный подарок всем им. И потому хочется начать нашу беседу с вопроса о том, что больше всего запомнилось Вам из того времени, когда Вы впервые приехали в нашу страну, столкнувшись с совершенно иным миром.
- Уф, воспоминаний много, очень много. Наверное, это был действительно во многом другой мир по сравнению с тем, в котором я жил и который знал. Здесь я встретил людей бесконечно нежных, бесконечно романтичных, и это меня сразило, потому что я не думал, что такое здесь может быть.
Вас удивили наши любители музыки? Они заставили Вас поменять свое представление, которое, наверное, существовало, о людях, живущих в этой части земли?
- Полностью. Впечатление оказалось разительно отличающимся от тех стереотипов, которые бытовали тогда в мире. Я, безусловно, был просто потрясен тем, насколько яркой оказалась реакция зрителей на меня. И не только в первый раз, при знакомстве, когда, разумеется, это не может не удивлять, но и в многочисленные последующие годы, когда я с огромным удовольствием бывал в России. С каждым разом я вижу, как публика все лучше знает мои песни, события моей жизни и все, что связано с моим творчеством и что представляет интерес, потому что российские зрители всегда демонстрируют мне это с подлинной сердечностью.
Спустя годы вы вернулись уже в другую страну, какой стала сегодняшняя Россия. Выступая перед слушателями, среди которых теперь уже очень много представителей нескольких новых поколений, чувствуете ли Вы какие-то изменения в восприятии аудиторией Вашего творчества по отношению к серии ваших первых гастролей, прошедших еще в минувшем веке?
- Естественно, более молодая публика реагирует по-другому. Но в этом представители молодого поколения России теперь мне очень напоминают своих сверстников в любой из стран, где я бываю. Они более открыты в своем проявлении чувств и более эмоциональны в их выражении.
Вы много раз говорили, что постоянное развитие - это неизменная составляющая Вашего творчества, потому что достигнуть вершин порою можно легко, а вот удержаться там - задача несравнимо более высокого уровня. И та программа, которую Вы намерены показать в России на этот раз, состоит из песен нового времени. Что побудило Вас обратиться к композициям такого плана, а также, что именно лично Вам нравится исполнять больше и почему?
- Да, совершенно верно, развитие необходимо, потому что надо либо обновляться, либо умирать. Тот, кто не обновляется, не может продолжать заниматься этой профессией. Я подчеркиваю, что речь идет о развитии, а не изменении, потому что артист должен оставаться самим собой, сохраняя свою индивидуальность. Но и движение вперед есть обязательное условие безостановочного творческого развития. Я думаю, что программа «Мое безумное счастье – петь» очень хорошо демонстрирует, что мои концерты могут одинаково нравиться взрослым людям, людям среднего возраста и совсем молодым, потому что в программе есть то, что созвучно каждому из поколений.
Скажите, какие произведения более страстно воспринимаются нынешней публикой: Ваши классические хиты, без которых просто невозможно представить Вашего выступления на сцене, или же музыка, в значительной степени отвечающая современной стилистике?
- Естественно, все классические песни, драгоценности моей короны, как я их называю, присутствуют в программе всегда. Наверное, зрители мне просто бы не простили, если бы я лишил публику возможности их услышать. Но я в России представлял программу из популярных произведений Латинской Америки, и она великолепно было воспринята, когда я давал концерт в Кремле в один из прошлых приездов, и московская публика с большим энтузиазмом приняла танго в моей интерпретации.
- В моем репертуаре присутствуют современные, как вы их назвали, песни не потому, что они современные, а потому что это талантливые произведения, и поэтому я могу их исполнять. Я не могу петь ни современные, ни старые песни, если они слабые. То, что я включаю в репертуар, - это всегда хорошая музыка. А пишут ее для меня прекрасные композиторы. Иначе, наверное, мне бы пришлось их сочинять самому, что было бы много хуже. Ну а время создания тут принципиального значения не имеет. Важно лишь качество того, что я могу позволить себе предложить слушателям.
- Так, в последнее время очень хорошо принимаются публикой песни одного из моих последних альбомов под названием «Бесконечные танцы» (Infinitosbailes), который для меня был написан авторами молодого поколения. На его основе создана программа «Мое безумное счастье – петь». Многие композиции из этого диска я собираюсь исполнить и в России и искренне надеюсь, что они понравятся российским зрителям.
Важнейшей частью Ваших спектаклей является глубокий драматизм музыкальных спектаклей, в которые Вы превращаете любой концерт. Это и отличает в значительной степени Ваш уникальный творческий почерк. Как Вы себя определите: как вокалиста, который обладает актерским даром или же драматического артиста, который себя выражает через музыкальные произведения?
- Прежде всего, я считаю себя артистом и посредником. Я стараюсь преодолеть барьер, который существует между сценой и публикой и достучаться до каждого, пришедшего в театр. Можно, наверное, сказать, что я больше, чем певец: я артист, который стремится донести свои песни до людских сердец. Вероятно, мне это удается, потому что я всегда получаю яркий отклик зрительного зала, и признаюсь, что очень этим дорожу.
И если продолжить эту тему, то стоит упомянуть, что не так давно Вы вновь вернулись на большой экран, сыграв одну из главных ролей в блистательной комедии замечательного режиссера Алекса де ла Иглесиа «Убойный огонек» (Migrannoche). Насколько интересен для Вас оказался этот кинематографический опыт? И что нового Вы как актер вынесли для себя по сравнению с тем временем, к которому относились Ваши ленты «Пусть говорят» и «Когда тебя нет», ставшие во многом культовыми и для зрителей нашей страны?
- Да, сегодня съемочный период весьма сильно отличается от времени моих первых киноролей. Процесс создания фильмов движется намного быстрее и организованнее. Но, несмотря на темп работы, одновременно есть возможность работать в ансамбле, когда прекрасно чувствуешь партнера. В прошлые годы часто снимались отдельные планы, когда тот, с кем шел диалог, отсутствовал на площадке.
Работа с Алексом де ла Иглесиа, одним из лучших режиссеров Испании за всю историю кинематографа нашей страны, принесла мне подлинное творческое удовольствие, безусловно, обогатив мой актерский опыт, и, конечно же, я хотел бы продолжить. Единственное, что серьезно осложняет дело, так это то, что съемки могут начаться буквально через две недели после утверждения сценария. У меня же все расписано на долгий срок вперед, и отменить выступления просто невозможно. Так что банальная нехватка времени пока представляется серьезной проблемой. Но, наверное, настанет день, когда я буду петь несколько меньше, воспринимая все спокойнее, и вот тогда я буду выходить на съемочную площадку более регулярно.
Новое время принесло новые возможности, которые всего пару десятилетий назад могли предвидеть только самые продвинутые умы. Насколько значимыми Вам представляются новые цифровые технологии? Насколько интенсивно Вы их используете сегодня? И полагаете ли Вы, что благодаря им сегодня легче донести свое искусство до зрителей?
- Современные технологические возможности меня привлекают в большой степени. И я их принимаю, поскольку каждый этап требует соответствующего технического решения, что, без сомнения, значительно сокращает путь до потенциального слушателя. Но нельзя забывать и то, что никакие передовые новинки никогда не повлияют на подлинную основу творческого подхода, потому что это всего лишь средства. И потому я убежден, что ими надо пользоваться, как того требует время, но ни в коем случае не становиться зависимым от них.
Вы столько лет находитесь на сцене, оставаясь в прекрасной творческой и физической форме. Многие российские поклонники знают, какой трудный этап Вы прошли пятнадцать лет назад, перенеся серьезную операцию. Хотелось бы узнать, что помогает Вам всегда оставаться столь активным? Поделитесь вашим секретом, пожалуйста.
- Да нет тут никакого особого секрета вовсе. Я заряжаюсь своей работой, и именно она наполняет меня энергией. А для того, чтобы быть в форме, нет ничего лучше, чем отдыхать время от времени, но не слишком долго, потому что тогда как раз можно утратить форму и правильный жизненный ритм. Но если давать себе передышку, когда это действительно необходимо и, к тому же, вести разумный и здоровый образ жизни, не тратя себя на излишества, то все будет в полном порядке. Именно так я и поступаю.
И еще мне помогает устремленность в будущее, потому что я не живу воспоминаниями. Меня мало трогает, что минуло, и волнует только то, что есть сегодня и, что еще важнее, будет завтра. Я наслаждаюсь тем, что могу заниматься любимым делом, и это придает силы. Вот именно поэтому уже в конце весны я выйду на сцену с программой, которая основана на моем самом последнем по времени выхода альбоме. Я дал ему название «РЕ-Симфонико» (RESinphónico) и, на мой взгляд, он является кульминацией моего творчества в области дискографии. В нем я постарался соединить симфонический оркестр и электронную музыку сегодняшнего дня, подарив новое звучание некоторым из моих признанных хитов. Эти планы меня вдохновляют, и я совершенно не чувствую возраста.
Гастроли в России проходят в рамках европейской части вашего мирового тура. Что именно Вы хотите пожелать зрителям, которые придут на Ваши концерты здесь, в России? И какие чувства присутствуют в Вас перед этой новой встречей со многими Вашими давними поклонниками, а также теми, кто впервые познакомится с Вашим творчеством?
- Прежде всего, хочу пожелать главное. Постарайтесь быть счастливыми и ценить каждое мгновение, которое нам подарено в этом мире, потому что мы приходим сюда только один раз. Только один раз… Постарайтесь жить как можно радостнее и заниматься теми вещами, которые вам нравятся.
А для меня каждый приезд в Россию всегда оказывался чудесным, и сейчас, когда приближается время гастролей в вашей стране, я верю, что публика примет то, что я ей собираюсь предложить, и эти вечера станут незабываемыми.
С Рафаэлем беседовала
Наталья Арутюнова (viva-raphael.com)
Опубликовано 10.04.2019