Главная / Inicio >> Рафаэль каждый день / Raphael cada día >> Блистательная лекция нашего друга Евгения Понасенкова

Raphael cada día

06.11.2014

Блистательная лекция нашего друга Евгения Понасенкова


Наполеон как властитель дум целой эпохи

Представители нашего сайта, как уже рассказывалось, в понедельник, 3 ноября, побывали в ДК «Гайдаровец», который  поддержал инициативу департамента культуры столицы - акцию "Ночь искусств", правда, передвинув основные мероприятия на вечернее время, когда состоялась лекция "Наполеон - герой поколения М.Ю. Лермонтова".

Евгений Понасенков, автор прекрасных публицистических работ и телевизионных программ, ряд которых был посвящен Рафаэлю (наши постоянные читатели хорошо с ними знакомы) на этот раз выступил перед представителями интеллектуальной молодежи, рассказав об отношении деятелей «золотого века» русской культуры к уникальной личности императора Франции.

Погружаясь вместе со слушающими в глубину времен, Евгений обрушил на слушателей поток конкретной информации, поражая подчас детальностью знакомства с материалом, вплоть до того, что он свободно оценивал рост соратников Наполеона, небрежно бросая фразы типа «он был ниже Наполеона на 10 сантиметров», «он на 7 сантиметров не дотягивал до Наполеона» (как известно, рост был пунктиком великого героя, недолюбливавшего тех, кто был «не выше, а длиннее» его, так что такие подробности, как точный рост, представляли интерес для его биографов, не упускавших возможности отметить факт превосходства Наполеона даже в этом отношении).

Имена французских и русских писателей, поэтов и хронографов, факты из жизни высшего света и подробности крестьянского быта, исторические курьезы и политические параллели сыпались как из рога изобилия. Евгений стремился поделиться со слушателями своими знаниями, представить свой взгляд на контекст, в котором проходила жизнь Наполеона, и на его восприятие русской интеллигенцией и дворянством.

Император французов, ставший для русского человека символом великих свершений, предстает перед нами в роли демиурга, созидателя и организатора, привнесшего новшества во все области устройства государства и реформировавшего общественное сознание.

 

Демонический красавец с античным профилем, единственный нормальный правитель в сумасшедшем доме современных ему монархов, статуэтки, портреты и бюсты которого украшали письменные столы всех мыслящих людей Европы, оказывается вполне достойным того восторженного почитания, которое высказывали ему русские поэты.

Наполеон идеально подходит на роль героя, стоящего над нациями и над временем: он эстетичен внешне и свободен внутренне, что особенно котируется в стране рабов – рабов, не только заполонивших все слои русского общества, но и навязывающих свой рабский менталитет Европе, причем жесткими, подлинно жандармскими способами.

 

Подобно фрагменту старинного фриза, оставленного в назидание потомкам среди великолепного новодела лепнины, украшающей потолок гостиной, в которой проходила лекция, в исторической дали из-под скептического восприятия Наполеона как великого эгоиста, страдающего непомерным самомнением, и пристрастного отношения к «захватчику», которыми грешит «средний класс», проглядывает образ новатора и созидателя.

Он стал героем не только для Дюма или Бальзака, которых можно обвинить в националистической предвзятости, но и для Пушкина и Лермонтова, которые с восторгом писали о нем, Зотова, проделавшего гигантскую работу по оставлению компендиума, который представил подневную роспись пребывания пленника на острове Святой Елены, Цветаевой, сокрушавшейся о похороненном на чужбине сыне Наполеона...

Не совсем обычный, но исторически выверенный и документально обоснованный взгляд Евгения Понасенкова на одного из самых ярких политических и военных деятелей XIX века, безусловно, открыл немало нового для аудитории, в которой было на удивление много молодых лиц.

 

И помимо чисто информационной составляющей стоит отметить блистательное чувство юмора, с которым выступающий комментировал некоторые события из его богатой на приключения жизни в российской артистической среде и те, что имели место во время его путешествий за границей, сопровождая яркими философскими отступлениями и проводя аналогии из современной действительности, расцветив таким образом ткань основного повествования. Чего никогда не бывает на свиданиях с Понасенковым, будь то фильм, концерт или творческая встреча, – это монотонности и скуки: не давая публике расслабиться, он одним словом может вывернуть наизнанку все, о чем говорил раньше, а брошенным в зал вопросом поставить всех в тупик и заставить задуматься, а потом дать парадоксальный, но, как оказывается, совершенно верный ответ.

После окончания лекции слушатели задали Евгению множество самых разнообразных  вопросов – начиная с того, был ли Наполеон женщиной, а Лермонтов – человеком нетрадиционной ориентации, и до выяснения правды о мнении Толстого, предательстве Талейрана и целях участия Евгения в телевизионных ток-шоу. Ответы, как всегда, были изящными, остроумными, исчерпывающими, но и оставляющими место для глубоких размышлений.

 

Как и положено хорошему оратору, Евгений построил свое выступление (по-другому это и нельзя назвать) так, что чем больше фактов, сведений и данных он представлял, тем дальше отодвигались горизонты непознанного и тем больше хотелось узнать – что же было до того, что было после, что было в это время там, по ту сторону границы...

И для любознательных умов, не желающих ограничиваться рамками учебников, пусть даже университетских, Евгений продолжит цикл своих лекций: ведь в запасе у этого универсала, в силу широты интересов которого его обоснованно называют человеком Возрождения, еще много задумок для думающих, мыслей для мыслящих и историй об истории.

Алисия Кучан
04.11.2014




Комментарии


 Оставить комментарий 
Заголовок:
Ваше имя:
E-Mail (не публикуется):
Уведомлять меня о новых комментариях на этой странице
Ваша оценка этой статьи:
Ваш комментарий: *Максимально 600 символов.