Raphael cada día
Воскресные чтения с Дмитрием Ластовым
Выставка,
или Биеннале на Перловской
(примечательная история в одиннадцати частях)
Часть V
Митя сидит за столом и что-то набирает в телефоне. Потом подносит телефон к уху и говорит.
Митя: Да, двенадцатого сентября. Всё верно поняли. Неожиданно, да. Рано, да. Но потом они уедут в Милан, Париж и Лондон. Торопитесь. Хорошо, жду.
Митя откладывает телефон.
Митя: С этими всё хорошо. Теперь надо этим звякнуть и этому аферисту-посреднику напомнить.
Марина выходит на веранду и, ничего не говоря, идёт к двери и решительно пытается открыть её, но так как она открывается в другую сторону, Марина её не может открыть. Митя подскакивает к ней. Марина пятится от него. Митя ничего не понимает.
Марина: Пусти! Отпусти! Дай выйти! Заперли!
Митя: Ты куда!?
Марина: Пусти, сказала! Я хочу уйти! Открой!
Митя: Куда уйти!?
Марина: Отпусти! Я кричать буду! Кричать буду!
Митя: Ты что!? Что случилось!?
Марина: Вы бандиты!
Митя: Да что ты! Не ты! Не вырывайся!
Марина: Преступники! Банда!
Митя: Да стой ты! Успокойся!
Марина: Шайка!
Митя: Куда ты пойдёшь?
Марина: В полицию!
Митя: И скажешь, что мы тут банда?
Марина: Да, да, да...
Митя: И зачем!? Тебе что плохого мы сделали, бабушка?
Марина: Вы людей обманываете.
Митя: И нас надо посадить!?
Марина: Может, ты и украл у меня вещи!?
Митя: Брось! Чушь! Ну-ка иди сюда.
Митя силой оттаскивает Марину от двери и сажает за стол.
Марина: Отпусти! Отпусти!
Митя: Садись! Поняла! Садись.
Марина: Я буду кричать!
Митя: Три минуты и можешь идти.
Марина: Отпусти!
Митя: Только меня выслушай.
Марина: Отпусти!
Митя: Да какая же ты. Три минуты.
Марина: Отпусти!
Митя: Просто молчи, посиди и иди куда хочешь. Три минуты!
Марина: Если не отпустишь, буду кричать!
Митя: Успокоилась!? Послушай и иди, куда хочешь! Слушай.
Марина: Ладно.
Митя: Не знаю, что ты там себе нафантазировала, но я не брал ничего. Знаешь, кто я?
Марина: Вор!
Митя: Я — артист.
Марина: Ну да!
Митя: Правда. У меня и диплом есть.
Марина: Ага, и в театре играл?
Митя: И в театре играл. Только платили мне копейки, и ролей не было.
Марина: Не верю!
Митя вдруг отходит от неё за другой конец стола и, смотря ей в лицо, начинает говорить, преображаясь. Марина ничего не понимает.
Митя: Видишь, моя мать меня не любит. Ещё бы! Ей хочется жить, любить, носить светлые кофточки, а мне уже двадцать пять лет, и я постоянно напоминаю ей, что она уже не молода. Когда меня нет, ей только тридцать два года, при мне же сорок три, и за это она меня ненавидит. Она знает также, что я не признаю театра. Она любит театр, ей кажется, что она служит человечеству, святому искусству, а по-моему, современный театр — это рутина, предрассудок. Когда поднимается занавес и при вечернем освещении, в комнате с тремя стенами, эти великие таланты, жрецы святого искусства изображают, как люди едят, пьют, любят, ходят, носят свои пиджаки; когда из пошлых картин и фраз стараются выудить мораль, — мораль маленькую, удобопонятную, полезную в домашнем обиходе; когда в тысяче вариаций мне подносят всё одно и то же, одно и то же, одно и то же, — то я бегу и бегу...
Митя замолкает. Молчание.
Митя: Это Чехов. Чайка. Я мечтал сыграть Треплева. Я актёр.
Марина: Не знаю.
Митя: Я учился, я хотел играть. Я хотел делать что-то настоящее, большое, нужное людям. А в театре мне приходилось играть в буффонаде, которую они называют искусством. Мне приходилось изображать, что я понимаю и разделяю их мысли, их идеи. А я презирал этих режиссёров, которые с умным видом делают пустяки. Они заняты все только собственной персоной! И до людей им далеко... Ты говоришь, что мы бандиты, воры. А кто все они? Мы артисты, благородные артисты, а комедианты — они. Мы коли любим, так уж любим; коли не любим, там, ссоримся и дерёмся; коли помогаем, так уж последним трудовым грошом. А они? Они всю жизнь толкуют о высоком искусстве. А что они сделали!? Они тешут только самих себя и самих себя забавляют, когда у нас полно нищих, полно обездоленных! Ты говоришь, что мы воры. А я видел, как ставили спектакли, пустые и никчемные, тратя на их постановку миллионы, обогащая себя и всех причастных. И я видел своих нищих друзей, артистов, режиссёров, певцов, которые никому не были нужны и которым никто не даст даже крохи на то, чтобы им хоть как-то жить и реализовываться. Я видел этих охламонов, мажоров, которые тратят за один только вечер столько, сколько другие зарабатывают за годы. Я видел унижение людей, рабство! Да, рабство, когда люди готовы из-за долгов, нищеты и всей этой несправедливости терпеть и глупость начальников, и всеобщее лицемерие. И можно было бы с этим смириться!? Можно! Можно было тупо поддакивать им всем, говорить, какие все вы умные, талантливые и замечательные. А я не захотел! Да, я бродяга, да, я пропойца, гуляка. Я тусуюсь по компаниям, клубам и тырю деньги у этих мажоров. Устраиваю любые аферы, придумываю что ни попадя. Но кого я обманываю, простых людей? Нет! Я обманываю их! А их и надо обманывать! А мне кто-то даёт выбор!? О, нет. Конечно, он есть, этот выбор. Быть нищим и якобы законопослушным или быть таким, как я есть.
Марина встаёт и собирается уйти.
Митя: Ты куда?
Марина: Я пойду.
Митя: Подожди. Постой!
Митя усаживает Марину и продолжает.
Митя: А что ты скажешь про Бабу Иру?
Марина: Она такая же, как вы все.
Митя: Она жила там, на юге. Она жила простой жизнью. Да, где-то спекулировала, хитрила, придумывала. У неё был дом, была семья. Она не вспоминает прошлого. У неё был муж. На стройке ему ноги отрубило, понимаешь! И она одна работала, ухаживала за мужем, троих детей на ноги поднимала. А потом оказалось, что она не той национальности. В той республике вдруг решили, что она там какая-то не такая. Ночью дом их сожгли. Все погибли. Она каким-то чудом выжила. Погрузили в самолет и отправили в Россию. Поняла!?
Марина: Да.
Митя: Дальше слушай. А потом, через много лет, какой-то умный чиновник сказал, что она в каком-то там году на территории России не жила, и что пенсия ей не положена, и гражданство ей не положено, и пусть она едет туда, откуда она приехала... И куда ей деваться, в её-то годы!?
Марина: Есть же государство, фонды, благотворительность...
Митя: Ты наивная. Мы никому не нужны! Ты не поняла! И Баба Ира никому не нужна. Да, она умеет обманывать, она умеет красть всё то, что плохо лежит. Но она не берёт у простых людей. Никогда! Она, наоборот, помогает. Многим помогает. Мы бы без неё не продержались. А если она и возьмёт в крупном магазине, так они какие наценки делают! И ты её преступницей будешь считать!?
Марина: Митя, но всё равно, так нельзя!
Митя: А Мама Таня! Знаешь, почему она Мама Таня!
Марина: Не знаю.
Митя: А потому, что она мне не мама.
Марина: Не мама!?
Митя: Нет. Я не знаю своих родителей. Вообще у меня нет никого из родственников. А она меня пожалела. А ей самой тогда плохо было. На руках Катька, вся больная. Лекарства дорого стоят. В том городишке, где мы жили, ничего не достать, ни врачей, ничего! А она меня пожалела. Тётка моя умерла. Меня в детский дом уже отдать хотели.
Марина: И что?
Митя: А она не дала. Взяла к себе, накормила, одела, приласкала. Бегала по всем инстанциям. Опеку оформила, понимаешь! А потом... потом, она в меня поверила! Что я артист, поверила! Она мне сказала, что я буду артистом! Всё сделала!
Марина: Ну да...
Митя: Да!? А Катьку надо было на ноги ставить. В Москву мы поехали. Работать она стала, я помогал. А денег нужно много было. Вот она и стала...
Марина: Кем стала!?
Митя: Гадалкой.
Марина: Гадалкой!?
Митя: Ага. Сначала она работала в магазине, уборщицей, где придётся. Но потом как-то так получилось, что люди стали идти к ней, и она им гадала, на картах, на чём угодно. Она стала до такой степени известной, что это позволило и мне, и Катьке выучиться, а бабушке не работать, а помогать ей.
Марина: А сейчас почему вы здесь и придумываете всё это, раз она так получает?
Митя: Всё кончилось.
Марина: Как кончилось? Она сейчас не гадает?
Митя: Гадает, только деньги уже не те.
Марина: Как не те?
Митя: Она лет пять назад была очень известной. Мы жили на Чистых прудах. Пока...
Марина: Что пока?
Митя: Пока всё не поменялось. Появились новые гадалки, шаманы, колдуны и маги. Напривозили всяких из разных стран и племён. А потом, она что-то не то сказала какой-то мадам, и мы одно время вообще скрывались, а Маму Таню объявили в розыск. Так что...
Марина: А Дядя Миша?
Митя: А что Дядя Миша!?
Марина: Он тоже никакой не родственник? Откуда он? Эти ордена, форма - настоящие?
Митя: А ты как думаешь?
Марина: Наверное, нет.
Митя: Настоящие.
Марина: Как!? Как настоящие!?
Митя: В Афгане воевал, в Чечне воевал. Контузило. Ранило. Всё как водится. Жену его с сынишкой подорвали в 96-м в военном городке. Ты ему об этом не напоминай. А потом вернулся он к себе под Кострому в деревню, на Волгу. А там его и не ждали.
Марина: Кто не ждал?
Митя: Местный бандюган землю забрал, житья не давал.
Марина: И что?
Митя: Как-то Дядя Миша его и пристрелил.
Марина: Пристрелил!?
Митя: Его и посадили.
Марина: Кого, бандюгана?
Митя: Нет, тот помер, а Дядю Мишу посадили.
Марина: Надо же...
Митя: А потом, когда его выпустили, поехал он обратно на Волгу. А дом его сестра уже отобрала. Вот так. А мы там от полиции скрывались у общего приятеля. Там Мама Таня с ним и познакомилась. Так и живём.
Марина: А чем он занимается?
Митя: Дядя Миша... Да всем. Бывает, берёт гитару и поёт - на улице, на вокзалах, везде. Бывает, милостыню просит. Бывает, бабушке помогает, Маме Тане, мне...
Марина: А ему не обидно всем этим заниматься.
Митя: Чем этим?
Марина: Ну, этим, улица, милостыня...
Митя: Это намного честнее, чем ты думаешь.
Марина: А Катя? Она чем занимается? Лёша же её парень?
Митя: Катя... Увы, Катя у нас бесталанная и очень добрая.
Марина: Так кто она?
Митя: Аферистка.
Марина: Аферистка!?
Митя: Да, мелкого пошиба. Она всё пытается что-то придумать, что-то заработать, кого-то обмануть.
Марина: И что?
Митя: А обманывают всегда её. Недавно мне пришлось искать кучу денег, чтобы вызволить её из беды. Она всех жалеет, всем помогает... Вот тот же Лёшка…
Марина: Да, Лёшка.
Митя: Где она его нашла! Он считает себя гением, и всё пытается обогатиться, и придумывает всякие программы, чтобы получить миллионы. А получает только счета на электричество и проблемы с полицией всех стран.
Марина: А где же она его нашла?
Митя: Это вообще смешная история. Катька пыталась облапошить каких-то буржуев и наткнулась на Лёшку, а он там в какой-то коммуналке скрывался от долгов. У него мать где-то под Тулой. Шлёт ей деньги. Катька его с собой к нам и притащила. Так он с нами и остался. Проку от обоих ноль. Того и гляди, что натворят что-нибудь вселенского масштаба.
Марина: Ясно. Но это же всё равно всё нечестно.
Митя: А что честно?
Марина: Жить нормально, обычно.
Митя: Как?
Марина: Как все живут.
Митя: А как все живут?
Марина: Ну, как все…
Митя: В нищете, унижении, без справедливости и свободы? Каждый из нас успел увидеть многое. А что нам остаётся? Мы не грабим и не убиваем, мы просто живём так, как умеем. Если можно объегорить какого-то балбеса и это даст нам хоть немного денег, то чего в этом плохого!?
Марина: Как чего? Вы воруете?
Митя: Нет. Мы берём то, что плохо лежит, и то, с чем люди готовы расстаться. Все эти прохвосты и богатеи грабят народ, а мы грабим их. А потом, посмотри на нашу Катьку — детским домам помогает, многодетным матерям помогает. С ней нельзя связываться. Мы больше отдаём, чем берём себе. Такой мы народ — у нас добро долго не держится, куда-то утекает.
Марина: Робин Гуды!?
Митя: Как хочешь, так и думай. Но ты мне нужна.
Марина: Я?
Митя: Во-первых, ты мне понравилась. А во-вторых, нам нужно прямо сейчас поехать к паре буржуев и рассказать о нашем мероприятии.
Марина: Но я никогда с такими не общалась.
Митя: А ты смотри на меня. Да и по дороге я тебя научу.
Митя отходит от Марины и пристально смотрит на неё.
Марина: Что ты делаешь?
Митя: Смотрю.
Марина: На меня?
Митя: Оцениваю тебя.
Марина: Дурак.
Митя: Мы идём к высокопоставленным и богатым придуркам, и нам надо себя подать так, как они хотят. Бабушка, Мама Таня!
Марина: Зачем ты их зовёшь?
Митя: Нам надо приодеться.
Из дома выходит Баба Ира.
Баба Ира: Мить, что?
Митя: Бабушка, мне нужна твоя та, такая безумная шляпа.
Баба Ира: Какая?
Митя: С полами, которую ты тогда, ну, помнишь, так оригинально стащила.
Баба Ира: Сейчас. Несу.
Баба Ира уходит. Появляется Мама Таня.
Митя: Мама Таня, неси срочно мой чёрный пиджак и чёрные брюки.
Мама Таня: Ты уходишь?
Митя: Неси — объясню.
Мама Таня уходит. Приходит Баба Ира с шикарной женской шляпой и сумочкой.
Баба Ира: Ну вот.
Митя: Отлично. Марина, надевай!
Марина: Зачем? Это вульгарно.
Митя: Ничего. Так нужно.
Баба Ира: Надевай, надевай, деточка. Митя знает, как надо.
Марина надевает шляпу и берёт сумочку. Появляется Мама Таня с пиджаком и брюками.
Мама Таня: Так, ну и ну! Так куда вы собрались?
Митя берёт пиджак и брюки и переодевается, снимая с себя брюки и надевая новые и попутно объясняя.
Митя: Итак, слушайте. Сейчас мы едем с Мариной на операцию, чтобы к нам на нашу выставку пришли кто нужно. И будем только завтра.
Марина: Завтра?!
Митя: Такая наша жизнь. Ты же хочешь нам помочь!? Хочешь! Так вот, а вы готовите всё по плану. И завтра мы устроим смотр того, что у нас получилось! Ясно.
Появляется Дядя Миша.
Дядя Миша: О!.. У вас тут что, показ мод?
Митя: Дядя Миша и все присутствующие, пошлите нас к чёрту, мы пошли на операцию. Марина!
Митя хватает Марину и выталкивает ее на улицу. Они уходят.
Мама Таня: Боюсь я.
Баба Ира: Да ты не бойся. Получится. У нас целая ночь впереди. Сейчас такое смастерим!
Мама Таня: Придётся.
Баба Ира: Я никогда не любила осень.
Мама Таня: Почему!? Осенью всегда урожай, орехи, фрукты.
Баба Ира: Увядание. Как будто душа куда-то уходит.
Мама Таня: Сказала!
Баба Ира: Как будто надежда с тобой прощается. Так хочется задержать лето!
Мама Таня: Желтеют листья, падают листья...
Баба Ира: Желтеют.
Мама Таня: И падают.
Свет гаснет.
Продолжение следует...
Дмитрий Ластов
Москва (Россия)
Дополнительные материалы:
Выставка,
или Биеннале на Перловской
(примечательная история в одиннадцати частях)
Часть I
Часть II
Часть III
Часть IV
Ноябрь
(Простая история
о любви и дружбе)