Главная / Inicio >> Рафаэль каждый день / Raphael cada día >> Воскресные чтения с Дмитрием Ластовым

Raphael cada día

20.06.2021

Воскресные чтения с Дмитрием Ластовым


Выставка,
или Биеннале на Перловской 

(примечательная история в одиннадцати частях)
Часть XI

Пустая веранда. Баба Ира смотрит в окно. Входит Дядя Миша.

Дядя Миша: Ну что, сюда что ли всё тащить, а?

рафаэль певец испания

Баба Ира: Тащи!

Дядя Миша: А ты чего?

Баба Ира: Да так. Иди.

Дядя Миша уходит. Митя приносит костюмы в чехлах, видит Бабу Иру.

Митя: Бабушка, ты что?

Баба Ира: Когда я была маленькой, мы жили в большом доме, как этот. Было тепло. Росли абрикосы, виноград. Зимы практически не было. И казалось, что будет всегда так. Как листья, всё опало. Никого не осталось. Никого. Кто просто умер, а кто...

Баба Ира закрывает лицо. Митя подходит к ней.

Митя: Бабушка, не надо.

Баба Ира: Как мне их иногда всех жаль. Я гоню всё это, а не могу. Как же больно!

Митя: Бабушка, ну что ты!

Баба Ира: Кому всё мешало? Почему они все такие жестокие? Убивают, насилуют. Эти деньги, богатство, власть... Почему же нельзя просто жить… как нормальные люди?

Митя: Бабушка, всё будет хорошо.

Баба Ира: И опять пустота. Новый дом, новые места. И опять ничего.

Митя: Я есть у тебя, ты есть у меня. Мы все есть.

Баба Ира: И я каждый раз говорю ему спасибо.

Митя: Кому?

Баба Ира: За то, что вы есть. Не оставляй нас надолго. Мы так всегда все волнуемся!

Митя: Бабушка...

Баба Ира: Я пойду собираться.

Дядя Миша выносит рюкзаки, какие-то вещи. Мама Таня и Катя выносят и складывают вещи в кучу.

Митя: Я помогу тебе.

Баба Ира и Митя уходят.

Дядя Миша: Эй, смотрите.

Катя: Что тебе?

Мама Таня: Миш, правда, не отвлекай. Делом заняты.

Дядя Миша: Ну правда, смотрите. Вон туда.

Катя: Что тебе?

Дядя Миша: Мужик там крутится, всё высматривает. Странный какой-то.

Мама Таня: И правда. Что ему нужно?

Дядя Миша: Может, пойти, поговорить с ним.

Катя: Может, и пойти.

Мама Таня: Не надо. Митю надо позвать.

Дядя Миша: Он сюда идёт.

Мама Таня: Я за Митей.

Мама Таня уходит. За ней Катя. К веранде приближается Порчак, заглядывает в окно, видит Дядю Мишу. Приветственно машет ему. Входит.

Порчак: Здравствуйте! Ничего, что рано? Я боялся вас не застать. Я знаю, всё знаю. Можете мне не объяснять. Но я торопился. Знаю, что уезжаете. Поэтому и торопился.

Дядя Миша: Откуда знаете?

Порчак: Ну, вся Москва это обсуждает.

Дядя Миша: Вся?

Порчак: Я имею в виду, творческая, культурная Москва. Это же такое событие! Я вас поздравляю! Я вас таким и представлял.

Дядя Миша: Каким таким?

Порчак: Режиссёр таким и должен быть, как военный, с таким волевым лицом, такими глазами, жёстким...

Дядя Миша: Режиссёром? Кто режиссёр?

Порчак: Ну, вы, вы... Вы же Митя Чёрный? Правильно?

На веранду из дома входит Митя.

Дядя Миша: Митя... Чёрный?

Порчак: Да, Митя Черный.

Дядя Миша: Это вам вон, к нему. А я Миша Белый.

Порчак: Белый?!

Дядя Миша: Белый. Псевдоним.

Порчак: Извините.

Митя: Что случилось? Вы кто?

Порчак: Я извиняюсь. Вы — Митя Чёрный?

Митя: Митя. Да.

Порчак: Это отлично.

Митя: Допустим.

Порчак: Я торопился вас застать. Я всё знаю.

Митя: Что знаете!?

Порчак: Что вы сегодня же уезжаете.

Митя: Уезжаю.

Порчак: Всё понимаю, но не уезжайте, останьтесь.

Митя: Вы что!?

Порчак: Прошу вас, не уезжайте!

Митя: Да что происходит!?

Дядя Миша: Странный тип.

Порчак: Понимаю, вас ждёт Париж, Вена, Барселона и Лондон.

Митя: Что?

Порчак: Да, да... Я всё знаю. Я смотрел ваши спектакли. Я в восторге! Я преклоняюсь перед вашим гением, вашим мастерством. Вся Москва только о вас и говорит. Это гениально! Гениально! Я буду просто валяться перед вами, но не уезжайте!

Митя: Да вы что!?

Порчак: А ваш спектакль «Забор опять, забор ещё, и снова наш забор» - это вообще новое слово в искусстве, в театре. Вы понимаете, что нельзя сейчас уезжать. Да, Вена, да, Париж. Но у нас мы можем дать условия и лучше.

Митя: Я не понимаю.

Порчак: Извините, я сумбурно говорю. Я волнуюсь. Я не часто говорю с гением. Извините, я министр культуры.

Дядя Миша: Какой министр?

Порчак: Областной министр культуры. Есть такой северный город Ковск. Такая область. Вы же слышали? Это старый русский город.

Дядя Миша: Слышали.

Митя: Ну, да.

Порчак: Я министр. Можно сказать, поднимаю там культуру. Это так трудно заниматься новой отраслью после коммунального хозяйства!

Митя: Что?

Порчак: Моя фамилия Порчак. Сергей Сергеевич Порчак. Министр культуры Ковской области.

Митя: Хорошо.

Порчак: Понимаете. Ну, вы читали, слышали? Ведь слышали!? У нас совсем недавно сменился губернатор.

Митя: Не помню.

Порчак: Замечательный человек! Борец! Сколько инициатив он выдвинул! Эта область уже давно ждала такого человека. Сам он не местный, да и я не оттуда. Но вы не представляете, в каком упадке там всё. А уж о культуре и говорить не приходится. Что и говорить, живут как раньше, по старинке.

Митя: Ну и пусть живут. Мне какое дело?!

Порчак: Сейчас, сейчас… Извините. Дело в том, что губернатор, ну, и его жена, пошли в местный Ковский театр. Ну, это убожество, играют как раньше, несовременно, без драйва, какие-то слёзы, страдания. Ну, разве это можно! Им не понравилось.

Митя: Кому им?

Порчак: Губернатору и его жене.

Митя: Ну и что? Зачем мне это?

Порчак: Они там, представляете, развели в этом театре богадельню. Молодёжи мало, спектакли нафталинные, не современно. Нет того, чтобы зажигало.

Митя: Огонь на сцене, например, зажечь, воду налить, артистов на ролики поставить и скейтборды?

Порчак: Вот-вот. Я так и понимал, что найду в Вас понимание. Мне губернатор так примерно и сказал. И я пошёл к бывшему главному режиссёру.

Митя: Почему бывшему?

Порчак: Мы его уволили.

Митя: Шустро.

Порчак: А зачем его оставлять. Я ему и говорю, что надо что-то делать, что надо...

Митя: Артистов на ролики ставить.

Порчак: Да, да... Именно.

Митя: А он?

Порчак: Ни в какую: у нас театр, у нас имя, у нас история, у нас традиции...

Митя: И что?

Порчак: Какие традиции? Это всё несовременно! Это туфта!

Митя: От меня вы что хотите?

Порчак: Приезжайте к нам в Ковск.

Митя: Что?!

На веранду из дома постепенно выходят все.

Порчак: Понимаю! Я не с пустыми руками.

Митя: Ну да.

Порчак: Театру увеличен бюджет.

Митя: После увольнение бывшего главного режиссёра?

Порчак: Да.

Митя: И что?

Порчак: Мы предлагаем вам хорошую зарплату. Вот, приказ губернатора, смотрите.

Порчак показывает бумаги в папке.

Митя: Не хило.

Порчак: Да, и больше того, делайте там, что хотите. Увольняйте артистов, берите артистов, ставьте, что хотите.

Митя: Прямо так?

Порчак: Да.

Митя: Как-то уж...

Порчак: Самое главное для нас…

Митя: Для губернатора?

Порчак: Ну да.

Митя: И что главное?

Порчак: Чтобы о театре говорили здесь, в Москве, в мире, чтобы о Ковске говорили.

Митя: Вы хотите, чтобы я там у вас сделал что-то ультрамодное, сенсационное, шокирующее?

Порчак: Именно!

Митя: Чтобы о постановке все говорили, писали, судачили... чтобы театр не вылезал из фестивалей и получал премии?

Порчак: Особенно премии. Это важно.

Митя: Чтобы там не осталось ничего традиционного, старого, русского, советского...

Порчак: Да, да... Нам нужен новый театр.

Митя: Театр визуальный, без слов, излишней литературы.

Порчак: Именно.

Митя: Ясно.

Порчак: И что?

Митя: Нет.

Порчак: Почему?

Митя: Нет.

Порчак: Послушайте, в Ковске у вас будет шикарная квартира - четыре комнаты, дача на озере - хорошая дача, машина. Оплатим все ваши поездки - куда угодно. Делайте, что хотите. Ну что?

Митя: А знаете…

Порчак: Слушаю.

Митя: Я к вам поеду.

Порчак: Хорошо! Здорово!

Митя: Но у меня условие.

Порчак: Да, все условия!

Митя: Вот они все поедут со мной. Перед вами замечательные люди. Шикарный дизайнер и модельер, по-свойски - Бабушка Ира. Берёте?

Порчак: Конечно!

Митя: И зарплату дадите?

Порчак: Конечно. Вы сами решаете.

Митя: А вот замечательный писатель - Мама Таня. Она напишет много пьес. А вот Катя — талантливый художник. Она нарисует любые декорации и афиши. А вот Лёша... Он... ну, он музыкант... Он сочинит любую музыку - современную, конечно. А это Дядя Миша. Он замечательный актёр. А ещё лучше - он поёт. А это Марина. Это моя будущая жена. И она лучшая в мире и лучше всех знает культуру. И я поеду к вам только со всеми. Что?

Порчак: Согласны. Когда вас ждать?

Митя: Прямо сейчас.

Порчак: Сейчас?

Митя: Да. Вам же нужны шокирующие спектакли?

Порчак: Нужны.

Митя: Вам же нужен театр, о котором бы судачили все критики?

Порчак: Нужен.

Митя: Так пора начинать. Мы поставим, нарисуем, сколотим вам что угодно. Зашатаетесь! Ну что?

Порчак: Прямо сейчас?

Митя: Да, в Ковск и прямо сейчас. Разрушим ваши традиции до основания!

Порчак: Правильно! А под вас мы ещё финансирование выбьем. Вы то, что нам нужно!

Митя: Поехали!

Порчак: Машина у ворот.

Митя: Вперёд, на Ковск!

Порчак бежит с веранды.

Порчак: Надо же... Гений, гений... просто гений.

Митя: Все собрались?

Мама Таня: Митя, объясни.

Митя: Новая авантюра. Один спектакль мы сыграли. Теперь будет другой.

Катя: Мы справимся?

Митя: Иначе и быть не может. Будем им создавать такие спектакли, которые они и ждут.

Катя: Какие же?

Митя: Убогие, бездушные, бесчеловечные... Но, главное, те, о которых будут писать и говорить, и считать современными. Поехали. В путь! У нас у всех будет теперь жильё, работа...

Лëша: И все мы там будем гениями...

Митя: В путь!

Баба Ира, Дядя Миша, Мама Таня, Катя и Лёшка уходят с вещами. На сцене остаются Марина и Митя.

Марина: Митя, а ты этого хочешь? Делать эти безумные спектакли, это безумное творчество?

Митя: А у нас есть выбор?

Марина: А как же твой театр?

Митя: Я его создам!

Марина: Создашь? Когда?

Митя: Когда это станет нужным.

Марина: А сейчас разве это не нужно?

Митя: Нет, пошли. Ты со мной?

Марина: Не знаю.

Митя: Послушай. Театр, музыка - они же в нас. В тебе, во мне. Мы с тобой сделаем наш театр, где будем только ты и я, понимаешь! Наш! И мы будем там сами играть главные роли. Настоящие роли. И это будет наша жизнь - настоящая жизнь, где мы будем творцами. А это всё - мишура. Их жизнь такая же, как и их театры, их культура... Наше искусство — это наша душа. Разве не так.

Марина: Хорошо, поехали.

Митя: Иди. Я сейчас.

Марина уходит. Митя остаётся один, осматривает пустую веранду.

Митя: Я — комедиант!? Нет, мы артисты, благородные артисты, а комедианты — все они...

Звучит музыка. Митя уходит.

Свет гаснет.

Автор не возражает, если в спектакль будут вставлены музыкальные номера в исполнении героев пьесы, это только украсит спектакль. В спектакль можно включить и лиричные, и ритмичные музыкальные номера. Когда эта пьеса писалась, вспоминались многие песни из репертуара Андрея Миронова («Песня чёрного кота» (Г. Гладков, Ю. Энтин), «Песня Остапа» (Г. Гладков, Ю. Ким), «Я выхожу на сцену» (Я. Френкель, Р. Рождественский)) и Николая Караченцова («Загадочная русская душа» (Г. Гладков, Ю. Энтин), «Звёзды сошли с небес» (Е. Суржикова)).

Сентябрь 2020 - март 2021
Москва

В пьесе использованы:

Отрывок из пьесы А.Н. Островского «Лес»
Отрывок из пьесы А.П. Чехова «Чайка»

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Когда в 2020 году в мире и в России произошло много плохого, жестокого (болезни, несправедливость, войны, насилие и часто равнодушие тех, кто не должен быть равнодушным), у меня родилось множество сюжетов, замыслов, но все они были связаны с драмой, трагедией и даже фантастикой. Я что-то писал, но мне очень не хотелось в трудные дни говорить о тяжёлом и драматичном. Возникло желание сделать что-нибудь лёгкое и жизнерадостное. Я размышлял, что же такое придумать, что же такое написать, чтобы было повеселее. В голову ничего не приходило, пока я не увидел на сцене Дмитрия Морозова, актера яркого, хорошо двигающегося, динамичного. И когда я сидел в зале и смотрел на этого молодого и талантливого человека, то начало что-то рождаться, постепенно формируясь в пьесу. Все остальные герои пьесы «прилепились» уже к главному герою.

Эта пьеса в некоторой степени продолжает комедию «Пиарщики». Это гипертрофированная, нереальная история, которая, наверное, никогда бы не могла случиться. Но это только на первый взгляд. Потому что так или иначе, такие истории случаются. С другой стороны, это сказка. Сказка!? Если посмотреть сейчас новости культуры, то понимаешь, что такие выставки и ситуации, как в моей пьесе, — совсем не редкость.

И, конечно же, это семья. Мои герои живут в доме, который сами заняли, и у них нет перспектив и будущего. Но главное, чем они обладают, — это их отношения, которые у них есть между собой. Они помогают друг другу, сочувствуют друг другу. Да, они не всегда честны, но таков наш мир, и им приходится выживать в нем так, как они умеют. И большой вопрос, кто честнее: они или те, кто готов их осудить.

И сразу скажу, что эта история очень наивная и непритязательная. Я не писал чего-то сверхдраматичного, чего-то высокого. Это просто весёлая, сатиричная история с явными элементами действительности.

Я не ретроград. И я уверен, что в театре и в искусстве в целом должен присутствовать эксперимент, потому что только в этом и заключается развитие. Но когда суть искусства подменяется погоней за безумными эффектами, теряется само назначение искусства, и театр превращается в некий завлекательный междусобойчик, который существует только для тех, кто в него включен. Когда всё в театре делается с единственной целью поразить, даже шокировать, то он превращается в балаган. Театр — это слова, мысли, чувства, душа, глаза, и он должен воспитывать, развивать человека, быть глотком свежего воздуха в суровой подчас действительности.  

И мне очень жаль, что многие региональные власти в России, в угоду своим узким целям, часто разрушают театры, у которых есть и история и традиции, превращая их во что-то низкопробное. Конечно, Ковск — вымышленный город. Хотя, если задуматься, нетрудно найти его прототипы сегодня...

Дмитрий Ластов
Москва (Россия)

Дополнительные материалы:

Выставка,
или Биеннале на Перловской 

(примечательная история в одиннадцати частях)
Часть I
Часть II
Часть III
Часть IV
Часть V
Часть VI
Часть VII
Часть VIII. 1
Часть VIII. 2
Часть IX
Часть Х

Дорогой мой Рафаэль

Ноябрь
(Простая история 
о любви и дружбе)

 
 
 
 
 
 



Комментарии



 Оставить комментарий 
Заголовок:
Ваше имя:
E-Mail (не публикуется):
Уведомлять меня о новых комментариях на этой странице
Ваша оценка этой статьи:
Ваш комментарий: *Максимально 600 символов.