Raphael cada día
Воскресные чтения с Лилианой Черноваловой
Феномен
(Книга о современнике)
Обращение к читателю
Перед вами книга, посвященная нашему современнику. Это не вымышленный персонаж, не абстрактный портрет, составленный из пороков и добродетелей человеческого общества конца второго тысячелетия. Это - реальный человек, один из ныне живущих, тот, кто ходит по той же земле и дышит тем же воздухом, что и мы с вами. Это - наш с вами брат и ближний. Вымышлено лишь его имя, равно как и имена связанных с ним людей, о которых упоминается в книге. Остальное, вплоть до мельчайших деталей, - реальные факты, ничем не приукрашенные. В их оценке я попыталась быть объективной настолько, насколько позволяет моя совесть.
Мой герой - одно из уникальнейших явлений современности, и не потому, что я его таким сделала: он таков сам по себе. В этом предисловии я скажу о нем немного, ибо ниже будет достаточно о нем сведений. Имени его я здесь тоже не назову: его вы прочтете, когда минуете предисловие. Вступительное слово должно быть по возможности небольшим и не утомлять вашего внимания своими размерами, так что, будучи стеснена его рамками, я могу сказать лишь одно: перед вами - феномен. Это ни в коем случае не идеал. Это не святой, которому вы станете молиться, едва прочтете его "житие".
Многие из вас подумают даже, что он и вовсе не достоин того, чтобы о нем писали. А я вам скажу, что достоин. И прежде всего потому, что являет собой интересный объект для исследования. Это выдающаяся личность, и я просто не могу не познакомить вас с нею. Я совершу преступление, если этого не сделаю: став достоянием широкой публики, он может не только прославиться как уникальный экземпляр, но и сыграть немало других ролей, не менее важных. В конце концов, кому-нибудь из нас он, быть может, принесет и пользу!
Добавлю о нем еще кое-что: Феномен - ярчайший представитель одного интересного психологического типа. Для того, чтобы собрать воедино все качества, этому типу присущие, не обязательно лепить абстрактную форму, достаточно посмотреть на Феномена, и они явятся вам во всей полноте и выпуклости. "Типажи" подстать ему в современном обществе часто мелькают, и рядом с вами они тоже есть. Их очень много, если не сказать - большинство. Они были вчера, существуют сегодня, будут и завтра. Это - особая прослойка в обществе, которая, возможно, необходима для некоего баланса черных и белых сил и мировой гармонии. Есть периоды, когда они уходят в подполье и как бы исчезают совсем, однако это лишь временный покой перед новой бурей, - а бывают эпохи, когда они выплывают на поверхность и свидетельствуют о глубочайшей деградации общества. В такие периоды происходит переоценка ценностей и ломка сознания. Это времена, когда человечество в целом, или отдельный социум, находятся на грани двух жизненных систем и им предстоит выбор пути: вперед или назад, вправо или влево. Перешагнуть черту тяжело, и в момент остановки душу человека захлестывает хаос. В пучине хаоса теряются прежние ориентиры. Люди не различают хорошего и плохого, для них уже не существует этих понятий, и темные, растлевающие силы, пользуясь ситуацией, вырываются на передний план, навязывая смятенным, ослепшим сердцам свое мировоззрение. Тогда-то и начинает потихоньку расти пласт, представителем которого является мой герой. Люди этого типа, обретая свободу, пьянея от нее, шныряют в толпе обезличенных существ и кодируют их, закладывая в сознание деструктивные программы. Кое-кто из этих людей вырывается на всеобщее обозрение, без зазрения совести влезая в телевизионные камеры и штампуя свои химерические физиономии на первые страницы газет. Об одном из них, имя которому Дуглас Коронин (вымышленное), будет сказано ниже. А есть и такие, которые, как Феномен, предпочитают сидеть в углу и скалить оттуда зубы всем и каждому... впрочем, о последнем больше ни слова, ибо ниже мне еще предстоит рассказать вам нечто об истории появления книги на свет, а это тоже требует времени и места - места прежде всего.
Конечно, я могла бы этого и не делать, а просто бросить вам под ноги плод моего труда и сказать: "Извольте кушать!" Однако сей плод вырос не на пустом месте и не упал с неба: под ним, прежде чем я сорвала его с дерева и явила миру, была определенная почва, и мне следует о ней поведать, иначе вы не употребите моего продукта, не зная среды его культивации.
Во-первых, дерево: я не зря употребила этот символ. Почему я это сделала, вы узнаете немого позже, а сейчас, как и должно быть по логике вещей, начнем с почвы, в которую было брошено его семя.
Современная российская провинция - вот лоно, породившее Феномена и ему подобных. То, что дает миру Провинция, вряд ли когда-нибудь появится в столице, ибо столица - это океан, куда стекаются провинциальные реки. Они питают его, делают полноводным, не дают засохнуть. Причем, сии реки несут туда не просто пресную безвкусную воду: они насыщают океаны столиц бесценными минеральными веществами, которые можно извлечь только из провинциальных недр. Да и то реки вымывают из глубин не все, а лишь часть, которая, попадая в океанические воды, выбрасывается на берег и становится всеобщим достоянием. А представьте, сколько еще неизведанного, тайного, уникального и драгоценного хранит щедрая сокровищница Провинции! Сколько самородков покоится под спудом, недоступным речной волне! Сколько кладов можно отыскать, ежели нырнуть и копнуть поглубже! Благо тому, кто живет в Провинции: клады валяются у них под ногами, только успевай собирать! И что это за клады, у-у-у... уму непостижимые! У каждого свой уникальный состав, своя непревзойденная форма, и душа, - душа непременно имеется в наличии, даже если форма с виду кажется мертвой, - тоже необыкновенна и непохожа на остальные! Она имеет свои собственные размеры - длину, ширину, высоту, глубину - и дно, исследовать которое - одно удовольствие! И тем бесценнее сие сокровище, чем дольше оно залегало в недрах и питалось соками провинциальной земли, ибо эти соки уникальны, каждая Провинция выделяет свои собственные соки и не только: видов их - бесчисленное множество!
Напрасно говорят, что географическое положение того или иного города не влияет на атмосферу в нем, что город - это всего лишь место на планете, каких миллион и миллиард, а его душу формируют живущие там люди. Конечно, в определенной степени это верно, но как объяснить, например, тот факт, что на Юге, где жарко палит солнце, люди обладают огненным темпераментом и неуемной энергией, а на холодном Севере жизнь более размеренная и спокойная? Это лишь единичный и весьма грубый пример, и можно приводить примеры еще и еще, но я не стану этого делать: вы справитесь и без меня, а я буду говорить лишь о том, что непосредственно относится к делу. Итак, я считаю, что не только люди своим поведением определяют духовную суть некоей точки на Земле, но и географическое положение во многом влияет на характер, темперамент, волю, уклад жизни и мировоззрение обитающих там людей. Чтобы не быть голословной, я приведу мнение ученых о Нашем Городе. Не помню, кто конкретно его выразил, поэтому не могу назвать имени. Я услышала об этом недавно от очень интересных людей. Мне поведали о том, что там, где ныне стоит Наш Город, вообще не должно быть никакого города: географическое положение тому не соответствует. Наш Город расположен между двух рек, которые текут в противоположном направлении. Оказывается, сей факт создает условия, в которых невозможна нормальная, активная, полноценная жизнь. Именно поэтому многие называют Наш Город сонным царством. Люди здесь (не все, но большинство) равнодушные, ленивые и зашоренные, новые веяния сюда проникают с трудом, если вообще проникают, изменения в жизни происходят медленно, уровень культуры населения в целом во многом оставляет желать лучшего, поэтому многие гости Нашего Города, посетив его единожды, не испытывают желания приехать сюда вторично или остаться здесь жить. Говорят, что Наш город - это могила для талантов, тогда как стоит отсюда кому-нибудь вырваться, он моментально завоюет себе славу и великолепно реализует себя.
Так что географическое положение Нашего Города, откуда родом и Феномен, и остальные герои, о которых я еще скажу, если основываться на мнении, приведенном выше, пусть не абсолютно, но хотя бы частично определяет его характерность, своеобразие и неповторимость.
Эта уникальная, единственная в своем роде среда, которой нет ни в одной точке земного шара, эти неповторимые условия обитания, это культурное пространство, где родились, росли и воспитывались мои герои, наложило на каждого из них особый отпечаток. Правда, он не везде одинаков и не на каждом заметен. След, оставляемый им, во многом зависит от того, насколько восприимчивы к нему люди. Есть характеры очень податливые: они, как пористая губка, впитывают все, что рядом, причем без разбора, так что, откопав эдакое "сокровище", трудно бывает понять, сколько в нем своего, а сколько - чужого. Иные души уязвимы в этом отношении лишь частично, а есть такие, которые выйдут сухими и чистыми из любого болота. Некоторые экземпляры - среди моих героев имеются и такие - являют собой некий сплав, некий продукт химической реакции, в результате которой различные вещества становятся одним, качественно новым. Обратите внимание: это сплав, а не смесь. Эдакие "породы" представляют интерес гораздо больший, нежели остальные, более простые по составу "ископаемые". Я могу сразу сказать, кто из моих героев относится к ним. Это Феномен и Дуглас Коронин, о котором еще будет сказано.
Я живу в Нашем Городе шестнадцать лет. Достаточно большой срок, чтобы разбудить и взрастить интерес к жизни в нем, не так ли? И он у меня возник. Увидев вокруг себя множество интересных, колоритных, богатых натур, я не могла пройти мимо с закрытыми глазами: у меня родилось желание запечатлеть эти образы. Вот оно, семя, из которого потом вырастет Древо под названием "Чада Провинции, или Светское общество в кавычках"!
Это трилогия, частью которой и является "Феномен".
Идея создать ее появилась у меня недавно, в момент, когда в мою жизнь вошел пресловутый тип людей, о котором выше уже говорилось. До этого момента я не знала, что будет с серией женских портретов, вышедшей из-под моего пера семь лет назад. До сих пор они лежали на полке и ждали урочного часа, и вот теперь, кажется... однако не буду забегать вперед: слишком рано.
Женские портреты, или "Дамский клуб" как я назвала эту серию позднее, явились первой гроздью плодов. Они были вызваны желанием написать кое-что о среде, где я, маленькая, вращалась. Причем, реальные факты играли бы в этой повести не ведущую, а вспомогательную роль, и в качестве действующих лиц я планировала вывести на сцену не реальных, а вымышленных персонажей, тогда как живые люди, портреты которых я вначале дала, послужили бы для них великолепным материалом. С этой глиной я намеревалась обращаться так, как мне вздумается, и мне вовсе не хотелось ни в чем себя ограничивать. Однако первоначально задуманная повесть не состоялась, ибо всякой повести нужна фабула, а таковой у меня тогда не возникло. Так и остались лежать "портреты" до поры до времени, пока в жизнь мою не вошли Виссарион Асылыч Сингай, Дуглас Коронин и Феномен, имя которого я обещала здесь не называть. Эта троица представляет собой весьма оригинальное явление, и воспринимать ее следовало бы именно как одно целое, как чудовище о трех головах, а не каждую голову в отдельности: во-первых, все трое принадлежат к одному типу, много раз упомянутому выше; во-вторых, они появились на горизонте одновременно, несмотря на то что между собой общались лишь первые два, а третий не имел к ним никакого отношения. Это было нашествие темных, адских сил, которые пытались навязать свои законы не только мне, но и другим, близким мне людям, поэтому пройти мимо данного события, оставить его без внимания, не предостеречь от него других людей, которые, возможно, и не подозревают ни о чем подобном, я посчитала невозможным.
Итак, перед вами сами собой возникают два противоположных полюса: белый и черный, женский и мужской, "Дамский клуб" и "дракон о трех головах", крона и корни рождающегося Древа. А где же ствол?
Не переживайте: и ствол имеется. О его наличии я и не подозревала до тех пор, пока не появился Змей Горыныч, хотя в моем распоряжении давно, в течение всех семи лет с момента создания "Дамского клуба", находился некий образ, весьма оригинальный и непохожий ни на левых, ни на правых. Кстати, я забыла упомянуть о нем, когда говорила о "сплавах", а ведь это богатейший сплав! В нем до неузнаваемости переплавились не только особенности личности с характерными чертами внешней среды, но и другие противоположности, в частности добро и зло, нежность и агрессия, культура и бескультурие, красота и уродство, телесное и духовное. Трудно найти человека, в котором сии качества уживались бы так, как в нем, неустанно борясь и конфликтуя. А посему Явлентий Белодворцев - так назовем мы "ствол" нашего "Древа" - достоин того, чтобы символизировать собою некую грань между черным и белым.
Итак, Древо налицо. Крона, ствол и корни - перед вами. Все в гармонии. Ни к чему не придерешься.
Древо, как нам известно из мифологии, является универсальным символом мироздания. Оно встречается у всех без исключения народов, больших и маленьких, цивилизованных и не очень. Используя сей символ, наши предки делили мир на три части: сверху, на кроне располагалась обитель богов, снизу, в корнях - подземный мир, где обитали злобные, демонические существа, а ствол олицетворял средний мир - землю, место проживания людей. Этому языческому делению соответствует и более позднее, христианское, и в частности католическое: ад - чистилище - рай. И вообще, такое деление характерно для всех, древних и новых, мировых религий.
Поскольку во Вселенной действует универсальный закон подобия, когда большое повторяется в малом и наоборот, постольку деление на три уровня можно применить не только к миру в целом, но и к отдельным его частям, и к человеческому обществу как части мира - в особенности.
Это деление не зависит ни от категории, ни от сферы деятельности людей. Вовсе не обязательно, чтобы духовенство как категория занимало "высшие сферы", а чернорабочие - "низшие". Вовсе не значит, что все без исключения художники, поэты и музыканты ближе к Богу, а бухгалтеры и продавцы магазинов - дальше от Него. Политика ли это, искусство, наука, литература, бизнес, религия или обыкновенный, самый черный физический труд, не предполагающий никакого развития интеллекта и души, - каждая из этих сфер непременно делится на три части: ад, чистилище, рай. Среди нас есть "ангелы" и "демоны", негодяи и святые, грешники и праведники. И обязательно есть такие, которые совмещают в себе ту и другую сторону. Поэтому я и посчитала нелишним создать маленькую модель, где все три уровня будут явлены во всей своей яркости, характерности и выпуклости. Пространством, куда я решила поместить модель, служит Наш Город и Мир Искусства в нем, а героями, населяющими его "этажи" - художники, поэты и музыканты. Все без исключения герои - реальные люди с вымышленными именами. Трилогия "Чада Провинции, или Светское общество в кавычках" намерена дать читателю картину градаций черного и белого. Эти многочисленные, тончайшие нюансы, неподвластные глазу дальтоника, можно встретить, пожалуй, только в Мире Искусства, где властвует Его Величество Сердце, а оттенки, как известно, важнее сердцу, нежели уму. Ясновидящее сердце способно разглядеть массу нюансов там, где ум видит лишь черное или белое пятно, а посему Мир Искусства и интересен нам. В процессе путешествия по "златой цепи" Кот Ученый познакомится с такими возвышенными и прекрасными райскими существами и такими отвратительными, черными демонами, каких, пожалуй, не встретишь ни в одном другом "мире". Я благодарна Судьбе за то, что она бросила меня именно в этот мир, ибо больше нигде я не смогла бы найти такой богатой почвы для моего Древа, так что оно, глядишь, и не выросло бы вовсе.
Итак, трилогия. Части ее, как вы уже поняли, именуются в соответствии с делением мира на три уровня: "Рай", "Чистилище" и "Ад".
"Рай" - это дамский клуб, сонм богинь, обитающих на вершине местного Парнаса, или Олимпа. Верховной богиней, заправляющей всем и вся, является художник-дизайнер Надежда Аркадьевна Оболенская, личность интересная, сильная и многогранная, обладающая выдающимся талантом и огненным испанским темпераментом. Сравниться с нею по красоте, оригинальности, шарму не сможет, пожалуй, ни одна из женщин, окружающих ее, хотя все они обладают своими достоинствами. Она возвышается над ними по праву, а не по своей прихоти, как могут подумать некоторые желчные завистники. Именно она является хранительницей Олимпийского Огня, который постоянно пытаются погасить местные любители мрака и покоя. Она одновременно - и Громовержец, и Гера: мужская сила и женское обаяние сочетаются в ней в необычайной гармонии, и из всех окружающих ее "богинь" она представляет собой наиболее цельную личность, достойную служить идеалом женщины и человека для менее совершенных и называться богиней без кавычек и с Большой Буквы. Принимая во внимание факт, что она занимается не только проектированием и дизайном, но и другими видами изобразительного искусства, в частности графикой и живописью, а также является гениальным педагогом, создавшим собственную школу проектирования, и блестяще справляется с любой работой, какая бы ни попала к ней в руки, ее следует поставить в один ряд с Моцартом, ибо именно он является воплощением всего гениального в искусстве.
Я могла бы еще многое рассказать вам об этой необыкновенной, "непостижимой"[1] женщине-богине, на которой сфокусировано внимание в первой части трилогии под названием "Рай" и вокруг которой группируются остальные женские образы, но: к сожалению, рамки предисловия слишком для этого тесны. Надеюсь, вы уже получили о ней необходимое представление из этого небольшого наброска.
Остальные дамы служат пестрым фоном. Это вполне обычные женщины, вспоенные и вскормленные провинцией. Правда, поскольку их полем роста и деятельности является искусство, а не бухгалтерский учет, торговля или сельское хозяйство, в их сознании все же имеется некий фильтр, пропускающий на переваривание только благодатные провинциальные соки. Именно это обстоятельство отличает их от многих захолустных дам. Оно и позволило мне занести их в сонм богинь местного Олимпа (или Парнаса, как вам больше нравится).
Правда, не все из них родились в этом городе. Кое на ком лежит отпечаток других городов, в частности Петербурга (Ленинграда). В их число входит как Оболенская, которая закончила в Ленинграде Высшее художественно-промышленное училище имени В. Мухиной, так и искусствовед Анна Матвеевна Шатрина - она училась в Академии художеств и, кажется, даже родилась в Ленинграде. Петербург, как известно, крепко оседает в сознании и особенно в подсознании людей, имевших счастье жить или родиться там. Петербург - это не просто место на планете, где есть престижные художественные вузы (таким местом с успехом служит и Москва). Петербург - это образ, это особый мир, к которому нельзя остаться равнодушным, как ни старайся. Войдя в этот мир, ты вряд ли покинешь его душой, а если этот мир войдет в тебя, он навсегда останется в сердце и превратится в черту характера. Поэтому все, кто на скрижалях ума и сердца имеет отпечаток Петербурга, разительным образом отличаются от местных коренных жителей и резко выделяются из окружающей серой публики.
Итак, женское лицо нашей провинции определяют дамы самые разные, и в частности те, кто здесь не родился. Кто-то из них художник, кто-то искусствовед, кто-то конструктор, кто-то журналист... кто-то работает скромно, а кто-то жаждет славы... у всех имеются достоинства и недостатки - как в равной, так и в неравной мере. И почти у каждой из них есть некие специфические черты, подчеркивающие принадлежность к провинции. Исключением из этого факта является, пожалуй, лишь Оболенская, которую однажды кто-то справедливо назвал "европейской женщиной".
Диана Оболенская, с которой вы познакомитесь в процессе чтения книги "Феномен", является ее дочерью. В данный момент она учится в местном университете на факультете культуры и искусства, открытом недавно. В 1996 году она закончила музыкальное училище по специальности "Теория музыки" и ныне продолжает свое образование на отделении "Музыковедение". С детства ее мечтой было стать певицей. Однако не так давно сложились обстоятельства, учинившие ей препятствие на пути к этой цели. Причиной их была, возможно, Судьба, призванная Богом немного смирить Дианину гордыню, а главным героем, фигурировавшим в этой ситуации, стал человек, о коем повествует эта книга.
Лилиана Черновалова
Ульяновск (Россия)
Примечания:
[1] "Непостижимая женщина» - так назвала Н.А. Оболенскую журналистка Ника Сафьянопулос (имя вымышлено) в одной из своих статей.
Комментарии
Феномен
Мы в восторге!!! Огромное спасибо!!!