Хуан Рибо - многоплановый артист. 2012
JUÁN RIBO ES EL ARTISTA DIVERSO. 2012
В 2012 Рибо участвовал еще в одном спектакле - «Женский оркестр» Жана Ануя, где сыграл роль руководительницы оркестра (все остальные роли также исполняют мужчины). Он не только дирижирует оркестром, но и поет и танцует.
Мадридский журнал Guia del ocio дал довольно подробный анонс этого спектакля.
Это спектакль я посмотрела в театре Amaya. Он чуть меньше Компака на Гран Вия и находится довольно далеко от культурного центра Мадрида, так что обстановка в нем самая что ни на есть интимная. Сам спектакль построен на распространенном приеме «театр в театре» - на сцене театра мы видим сцену в ресторане, где на протяжении одного вечера разворачивается история взаимоотношений между оркестрантами.
Оркестр женский, в нем только один мужчина – это пианист. По замыслу режиссера спектакля все роли в нем исполняют мужчины, хотя кое-кто сохранил все богатство растительности на лице. Но при этом он не наводит на мысли о шоу трансвеститов, настолько органично актеры вписались в свои роли. Они играют и поют, а между делом беседуют, ревнуют, ссорятся, мирятся, вяжут прямо на сцене (по старой театральной традиции) во время антракта. Действие пьесы Жана Ануя перенесено в предвоенный Мадрид, и герои одеты в соответствующие наряды, чуть-чуть вневременные, как и все театральные одеяния, так что кажутся нашими современниками. Но звучащие по ходу дела испанские песни той далекой эпохи, и вкрапленные в текст диалогов мелкие детали привязывают сюжет к конкретному месту и времени.
Вот так можно почувствовать себя членом актерской труппы
Действие разворачивается в очень простых декорациях – пианино, дирижерский пульт, стулья, на которых сидят «дамы», - и с минимальной бутафорией: если спицы в руках музыкантш и дирижерская палочка настоящие, то инструментов им не положено, и они исполняют свои партии «на губах». (Надо сказать, это у них очень хорошо получается). Музыкальное сопровождение минимально, но сольные выступления актеров проходят под реальный оркестр с живым звуком. Зато костюмер потрудился на славу: за время спектакля дамы несколько раз меняют костюмы и очень естественно смотрятся в эпатирующих нарядах с перьями, блестками и метровыми гребнями. Мужские ноги, затянутые в сверкающие колготки, немыслимой глубины декольте, обнаженные мускулистые руки, замысловатые прически в стиле «кафешантан» хорошо укладываются в сценические образы. Некоторые костюмы были выставлены в фойе, и перед спектаклем можно было рассмотреть вблизи эти шедевры портновского искусства.
Кстати, простой наряд из перьев весит столько,
что для того, чтобы хотя бы встать в нем со стула,
нужна хорошая физическая подготовка.
Игра артистов просто великолепна, каждая героиня очерчена очень выпукло, своеобразно и неповторимо. За слоем грима угадывают характерные типажи с уникальным рисунком движений и мимики, и эти личности органично сливаются в актерский ансамбль – как виртуальный, так и реальный. И дирижером этого женского царства является Хуан Рибо. Легкий макияж превратил его в симпатичную дамочку, несколько напоминающую дирижера из фильма «В джазе только девушки». И некоторая толика стервозности только добавляет ему обаяния, налагаясь на благожелательную ироничность, являющуюся базой, на которой выстроен образ. Он не только управляет своим оркестром, но и выходит с сольным номером – двусмысленной песенкой о девушке, которая, хотя и не любит работать, время от времени поливает свой сад. И увлажняет его так усердно, что после этого ей приходится переодеваться.
Если ему и не хватает пластичности, так что движения (да и голос) кажутся чуть-чуть скованными, то выразительности не занимать. Он с непринужденностью носит женское платье и выглядит в нем так, словно всю жизнь проходил в длинной юбке и на каблуках, двигаясь с естественностью, которая дана не всем представительницам женского пола. В этой роли он действительно хорош, она позволила раскрыться всем граням его актерского таланта и блеснуть исполнительским мастерством. Он создает сочный, фактурный, объемный образ, в котором великолепно себя чувствует и наслаждается своей игрой.
И то же самое можно сказать о зрителях. Спектакль, трагедийный по сути (в нем происходит самоубийство), настоящий камп, балансирующий на грани иронии и эротики, китча и ностальгии, пролетает на одном дыхании, так что действие доставляет просто чисто эстетическое удовольствие, а финал кажется преждевременным. Если цветов по окончании спектакля актерам не досталось (нет в Испании такой традиции, и на драматическом спектакле практически никогда не увидишь зрителей с букетами), то аплодисментами всех артистов наградили щедро. Правда, подняться с мест никто не догадался.
Алисия Кучан
Опубликовано 30.03.2014