Мадрид. Дом маркиза Агустина Фигероа
MADRID. LA MANSIÓN DEL MARQUÉS AGUSTIN FIGUEROA
Этот рассказ о доме, который много значил для великого певца и стал для него родным, хотя он практически никогда и не жил в нем, бывая, впрочем, очень часто.
Дом под номером три на улице Кастельон де ла Плана, которым ныне владеет господин Хорхе Феррари, некогда был родовым гнездом семьи Аугусто Фигероа, маркиза де Санто Флоро.
Район, в котором находится эта улица, до сих пор считается достаточно престижным (квадратный метр здесь стоит от восьми до двенадцати тысяч евро, то есть средняя квартира в двести метров тянет на миллион-полтора евро), и в окрестностях нет наземного транспорта, так что покой и тишина его обитателям гарантированы. Улица застроена особняками, окруженными весьма просторными зелеными массивами, полюбоваться которыми мешают довольно высокие и, естественно, непроницаемые для постороннего взгляда ограды. Для испанца патио - святое, и интимность домашнего уединения оберегается всеми возможными способами.
Мы входим в улицу Кастельон де ла Плата у дома номер один, монолитная каменная ограда которого больше похожа на крепостную стену древнего бастиона, служащую для защиты от набегов варваров. Но на углу висит аккуратная голубая табличка с названием улицы – вполне читаемого размера, а верхнюю часть венчает пышная зелень, окружающая розовый с белым особняк (правда, стоящий напротив домик «без окон, без дверей» с черной обрешеткой составляет несколько неприятный контраст этому радостному великолепию).
А следующий дом – то самое родительское гнездо, в котором Наталия Фигероа провела первую и, как теперь, после сорока лет брака с Рафаэлем, понятно, меньшую часть своей жизни. Это четырехэтажный (если считать каменный цоколь и пентхаус) кирпичный дом с изящным белым декором и небольшой открытой двухуровневой галереей. Он вытянут вглубь двора, пройти в который можно через массивные ворота, одной стороной примыкающие к зданию, служащие не только для людей, но и выезда автомобилей.
С другой стороны продолжается высокая каменная стена, надежно скрывающая от прохожих приватную жизнь владельцев. И если посмотреть вдоль улицы, то слева и справа будут также по-мавритански солидные глухие ограждения, которыми сильные мира сего отграничивают свое существование от всех прочих, не имеющих отношения к их замкнутому мирку.
Первый этаж богатого испанского дома, как правило, занимает «бахера» - служебное помещение, используемое в качестве кладовых и гаражей. Жилые этажи располагаются выше (вспомним, как в решающий день Наталия гоняла свою служанку Хуаниту вверх и вниз по лестнице, чтобы та послушала, что происходит внизу в гостиной между ее отцом и Рафаэлем.).
Следует отметить, что улица достаточно тениста, что не характерно для Мадрида, где все растительность культивируется во внутренних дворах.
А здесь прямо на тротуаре растут деревья - мелкая, но приятная деталь, особенно в летний день. Зато машин практически нет. Впрочем, это можно объяснить тем, что я прогуливалась там в середине рабочего дня. Так что все деловые господа были на службе, а лентяи благополучно бездельничали дома, предаваясь вечной сиесте у бассейна в ожидании вечерней прохлады и возможности выйти в люди.
Вся улица очень короткая: ее протяженность – всего триста метров, И, кстати, до улицы Мария де Молина (еще один хорошо всем знакомый адрес Рафаэля) надо пройти всего двести метров.
Для полноты картины обойдем квартал и с улицы Серрано посмотрим на оборотую часть особняка Фигероа, хотя она практически закрыта другим строением, окруженным к тому же пышной зеленью. Но, по крайней мере, можно домыслить, какая панорама открывается из внутренних окон бывшего дома маркизов де Санто Флоро.
Составив представление о местоположении дома, мы возвращаемся к парадному входу. Именно перед этой дверью стоял в 1972 Рафаэль «в тот критический момент неуверенности». Через нее он вошел в дом отца Наталии «как официальный враг номер один, и можно сказать ... больше не выходил из него».
Теперь дом оборудован системой видеонаблюдения, отдельные звонки соединены со службой безопасности, первым и вторым этажом. И хотя сейчас эту дверь распахнули не для нас, мы виртуально войдем внутрь и осмотрим некоторые уголки этого особняка - того, каким он был много лет назад, когда в нем обитали члены семьи Фигероа, не сразу, но прочно и навсегда принявшие в свои ряды сына андалузского строителя, чей талант, всемирная известность и сопряженное с ней миллионное состояние примирили аристократов с шокирующим выбором старшей дочери дона Агустина.
Сначала - сад, в котором приятно собраться всей семьей на свежем воздухе. На общей фотографии клана Фигероа на заднем плане можно увидеть усыпанные цветами кусты, изящную колонну и каменное изваяние женщины. А на следующих снимках – вполне ухоженный сад, яркую зелень, деревца (одно из которых в диаметре раза в два толще тогдашнего Рафаэля), шаровидные кусты (возможно, кактусы?), огромные садовые вазы, пластиковые столики.
На фотографии общим планом видно, что земля в саду поросла травой, а дорожки не заасфальтированы, а выложены неплотно подогнанными прямоугольными каменными плитами.
Из сада мы проходим в дом и встречаем маркиза де Санто Флоро в окружении любимых книг и милых сердцу эстета безделушек (антикварные каминные часы и драгоценные старинные картины входят в их число).
И далее - парадные снимки главных членов семьи: это сам маркиз, его сын Аугустин и дочь Наталия. Обратите внимание на роскошное, почти подобное трону бархатное кресло и банкетки вдоль стен, дубовый паркет, огромный ковер и роскошные гобелены.
Жаль, что о сюжете можно только догадываться, но судя по фрагментам копья и поножам, это сценка из жизни рыцарей, а рука, возложенная на подушечку на (вероятно) аналое, намекает на присутствие духовного лица, чьи белые одежды также попали в кадр.
Далее мы видим Наталию у дверей ее комнаты – современных и выкрашенных обычной белой краской (единственной уступкой роскоши является массивный накладной замок).
Забавная деталь: табличка «Не беспокоить» (написанная не без доли пижонства по-английски), похоже, намертво прикручена к двери, а на другой створке укреплен циферблат часов.
Наталия Фигероа, супруга Рафаэля /
Natalia Figueroa, la mujer de Raphael
В моей практике таким пользовались, чтобы уточнить время подъема, хотя, может быть, это реальные часы, показывающие время. Так же функциональна и проста комната Наталии, по крайней мере, та ее часть, что попала в кадр: беленые стены, вместо книжного шкафа – ниша в стене с разномастными томиками на полках и мощным собранием фолиантов.
Как писал Рафаэль, Наталия отличалась демократизмом и склонностью к богемному образу жизни - насколько это возможно при таком происхождении и положении в обществе. Возможно, и ее «девичья светелка» тоже оформлена в стиле «без претензий».
И снова мы видим Наталию, уже жену Рафаэля, в доме ее отца – это 1979 год, когда после неудачного похищения она вернулась к родителям и встретилась с журналистами в гостиной. Характерная черта – сплошные стеллажи с книгами вдоль стен и высокие торшеры, заменяющие настольные лампы при чтении в креслах, которые также присутствуют в кадре (в мягком и жестком варианте).
Рафаэль возвращается домой /
Raphael vuelve a casa. 1979
При ближайшем рассмотрении видно, что маркиз собирал не только подписные издания (три секции книг в одинаковых переплетах бросаются в глаза на левом снимке, за спинами Алехандры и Хакобо), но и разрозненные издания, предпочитая содержание эстетическому виду книжного шкафа. И такие же открытые полки, плотно заполненные книгами, появляются на фотографии Наталии у камина.
Разумеется, по нескольким снимкам нельзя судить о вкусах и пристрастиях хозяина дома, но представление о том, как этот дом выглядел в те времена, когда еще был жив отец Наталии, и они жила или часто появлялась там, они дают.
Опубликовано 29.08.2018