Мадрид. Музей восковых фигур
MADRID. MUSEO DE CERA
Когда говорят о Мадриде, сразу вспоминают Прадо, музей королевы Софии, галерею баронессы Тиссен... и в лучшем случае Королевский дворец и Альмудену. Но есть одно интересное место, расположенное за пределами "культурной мили".
Мадридский музей восковых фигур стоит не на самом бойком туристическом месте – на площади Колон, напротив Национальной библиотеки и рядом с подземным театром Фернана Гомеса. Из достопримечательностей на этой площади находится только статуя Колумба – резное белоснежное чудо, вознесенное так высоко, что легко пройти мимо, не заметив этого монумента.
Само здание музея тоже обозначено достаточно скупо, гораздо больше бросаются в глаза огромные буквы названия банка Barclay – того самого, что уже проглотил мадридский Дворец Спорта, заставив многих почитателей нашего артиста ломать голову над тем, где находится театр Barclaycards, в котором в декабре пройдет мадридский концерт (заметим в скобках, что он все там же, у метро Гойя, неподалеку от любимого всеми Corte Inglés).
По испанскому обычаю, в музее имеется патио, попасть в который с улицы можно несколькими путями. В патио можно отдохнуть на скамеечке, позагорать и подкрепиться.
А для вящего удобства посетителей выход из метро приводит как раз ко входу в музей, к месту посадки в поезд ужасов. Но сначала надо войти во дворик и купить билет, который действителен для прохода во все три секции музея, а потому нервно жевать его в темном туннеле не рекомендуется.
Правда, сейчас назвать ужасами то, что видит посетитель во время поездки, довольно сложно. Если в год основания музея (1972) кто-то реально пугался и, может быть, даже визжал от страха, то теперь постановки на тему парка юрского периода, звездных войн, крысиного нашествия и боевых действий во Вьетнаме уже не впечатляют.
Свист пуль на заставляет пригибать голову за борт тележки, а медведь, выскакивающий из стены, скорее смешон, как и лохматый Чубакка и прочие отталкивающего вида инопланетяне - посетители звездной таверны.
Скудное освещение также не способствует полноценному восприятию всех этих ужастиков.
Ну, впрочем, цель создателей этой галереи было все-таки не довести посетителей до инфаркта, а представить в воске известных персонажей виртуального мира кино.
Совершив круговую поездку по подземелью кошмариков, мы вновь оказываемся у входа, и проходим вглубь патио, где с левой стороны находится дверь в историческую галерею.
В ней всего пять залов, в которых представлены персонажи, символизирующие разные этапы становления испанского королевства – от Римской империи и вестготов до арабского владычества и австрийского правления, заканчивающегося нынешней династий, Бурбонами.
Это царство длинных мечей и варварски-пышных нарядов, богатых украшений и роскошных париков – дворцовая галерея, вместившая в себя все двадцать веков становления Испании.
Третья, основная и самая большая (24 зала) секция музея начинается, естественно, с королевской семьи.
У входа стоят Хуан Карлос I и София, а рядом с ними – их королевские высочества Фелипе с Летицией и их дочь - принцесса Астурийская Леонор (надо заметить, что дон Фелипе действительно весьма ощутимое высочество).
А в уголке стыдливо притулился Мариано Рахой. Чтобы сняться рядом с этими фигурами, выстраивается целая очередь.
Как принято в большинство подобных музеев, персонажи сгруппированы оп хронологически-тематическому принципу. Правда, здесь нет, как в барселонском музее, натуралистических инсталляций с раскачивающимися палубами, текущей под ногами водой и ревущим и вибрирующим на взлете космическим кораблем, но фигуры размещены с намеком на сюжет.
Граф де Романонес тоже заглянул в литературное кафе,
а Хосе Мария Пеман читает свой очередной шедевр.
И разумеется, в музее есть литературное кафе, в котором мы можем увидеть знакомые лица – это Хосе Мария Пеман, друг Наталии Фигероа и Рафаэля, зачитывающий свое очередное творение собратьям по перу. А у стенки сидит великий дедушка граф де Романонес, в некотором смысле родственник нашего великого артиста. Приятно встретить в музее знакомые лица, появлявшиеся на страницах нашего сайта.
Отдельного зала удостоился Сервантес, в тесной профессиональной компании сидят в своих салонах художники, писатели, ученые.
Естественно, много внимания уделено мореплавателям, Колумбу и завоеванию Перу и Мексики, богато представлены персонажи Америки.
В некоторых местах предусмотрены специальные места для желающих увековечить себя на фоне знаменитостей.
Актуальная для Испании тема – коррида – развернута в круглом помещении, имитирующем арену для боя быков. Здесь есть и дощатое ограждение, за которым сидят красавицы, и бык, добивающей поверженного матадора, и тореро в своих роскошных костюмах… а у противоположной стены представлена больничная палата, где быкоборцы скорбно склоняют головы у ложа умирающего коллеги.
Что ж, коррида – это место, где шансы человека и зверя практически равны, и скорбный перечень, например, на мадридской Лас-Вентас, как и на других испанских аренах, только подтверждает этот постулат.
Представители менее опасного, но не менее любимого в Испании спорта, футбола и баскетбола, тоже занимают достаточно большой зал.
Великий (213 см) Пау Гасоль.
И, поскольку для искусства нет запретных тем, рядом с залами, отведенном артистам цирка и политикам (это два все-таки отдельных помещения), с одной стороны ковбои с красотками кабаре выпивают в салуне, а с другой Христос с апостолами ужинает на своей последней вечере.
Из выгородки напротив на них благосклонно взирает папа Римский и сонм церковных деятелей.
Как ни странно, нашлись знакомые и в павильоне ужасов, который отгорожен от общей экспозиции и слегка затемнен для полноты эффекта. Перед одной из фигур, которая при приближении человека начинает двигаться вперед, лязгая цепями, стояла хорошо известная всем нам Аляска, давняя поклонница и подруга Рафаэля.
Вот уж действительно неожиданная и приятная встреча! Теперь у меня есть еще одна фотография в придачу к тем, где мы с ней сняты в разных театрах «вживую».
И еще одна движущаяся фигура привлекла мое внимание – в ней сразу узнается один из персонажей, сыгранных Рафаэлем. Пусть между ними нет портретного сходства – концепция настолько ярка, что ошибиться невозможно.
Подпись под инсталляцией отсутствует, но это, несомненно, лаборатория доктора Джекиля. И появление мистера Хайда не заставило себя долго ждать.
А как же собственно Рафаэль? Разумеется, его фигура тоже присутствует в этом музее. Но он вместе с Монтсеррат Кабалье находится на балконе, подальше от жарких рук поклонников. Дабы великий артист не растаял (в прямом смысле) от любви почитателей его таланта, дизайнеры подняли на второй этаж.
Надо сказать, что узнать его достаточно сложно. Разумеется, он весь в черном, с его знаменитым поясом с заклепками и сапожками на высоких каблуках, и его поза очень узнаваема – эта характерная для шестидесятых постановка корпуса и рук, памятная всем, не так давно снова была растиражирована чуть повзрослевшим Рафаэлем. Наблюдается некоторое сходство и в лице, но поймать выражение этого артиста и запечатлеть его в косном материале невозможно.
Рафаэль – это движение, динамика, изменчивость, перетекающее одно в другое выражения лица, отражающие каждое пропетое им слово. Даже не все его фотографии похожи на оригинал, а уж сколько лет разные скульпторы безуспешно бьются над созданием его скульптуры…
Так что радует только тот факт, что Испания не забыла своего великого сына и сочли возможным поставить его восковое изваяние рядом с такими гигантами, как Вуди Аллен, Элвис Пресли, Битлз и Мерилин Монро.
Так что Рафаэль смотрит со своего балкона на Лолу Флорес и танцовщика Антонио и своего друга Давида Бисбаля и, надо полагать им не скучно в этом маленьком эстрадном мирке.
Ну, а завершается экспозиция павильоном сказок, где Кот в сапогах и Красная шапочка соседствуют рядом с Гарри Поттером, скачущим верхом на единороге, и маэстро Йодой.
Все правильно – это музей и в самом деле немного сказка, уводящая в мир вне времени и пространства, подобный волшебному лесу, в котором жила Белоснежка.
И в нем мирно сосуществуют самые разные реальные и вымышленные персонажи - как и должно быть в (как говорят испанцы) «рассказах фей».
Алисия Кучан
Опубликовано 10.12.2015