Рафаэль глазами карикатуристов
RAPHAEL EN CARICATURAS
В этом разделе мы хотели показать еще одну из сторон жизни Рафаэля - субъективно восприятие прессой его внешности и отражение его физического облика не в фотографиях, сделанных бездушным фотоаппаратом, а в авторских рисунках.
Восхождение Рафаэля началось в шестидесятые годы, когда скудность набора используемых полиграфических средств диктовала свои требования к оформлению публикаций в прессе. И если журналы уже могли позволить себе использовать большое количество фотографий, в том числе и цветных, оперативные издания довольствовались черно-белой графикой. Необходимость отказа от сложной технологии печати фотоматериалов, требующей дополнительных временных затрат, и дорогой полицветной печати обусловили характерные особенности введения в газетные выпуски иллюстративного материала.
Фотографии прилагались только к опорным статьям, посвященным наиболее важным темам, все остальные сопровождались рисунками, сделанными штатными художникам газеты. Всех их отличал индивидуальный стиль, разный уровень мастерства и личные пристрастия, так что порой изображения одного и того же человека, выполненные разными авторами, были абсолютно непохожи друг на друга. Рисунки, сопровождающие статьи, зачастую трудно классифицировать - в них присутствует и внешнее сходство, и некоторая заостренность и преувеличение характерных особенностей облика персонажа, доходящая до карикатурности. Так что это одновременно и портреты, и шаржи, дающие, тем не менее, представление о том, как выглядел на том или ином этапе своей жизни наш герой.
Будучи далеким от высокого искусства, этот иллюстративный материал представляет собой значительную историческую и культурную ценность. Мадридская АВС, одна из самых влиятельных газет Испании, открыла в 2010 году собственный музей, в котором выставлены на всеобщее обозрение работы лучших художников издания (начало Собранию газеты АВС было положено в 1891 году, когда был основан еженедельник Blanco y Negro (черное и белое). Оно включает около 200000 рисунков, принадлежащих 1500 артистам – таким, как Хуан Крис, Дали, Бенльуре, Альберти, Минготе, Саенс де Техада, Пенагос).
Рафаэль и музей АВС / Raphael y Museo ABC. 2010
Несмотря на то, что с течением времени появились новые технологи, способствовавшие широкому использованию в газетах фотографий, сложившаяся традиция иллюстрировать статьи рисунками сохранялась, понемногу сходя на нет, практически до конца ХХ века. И только в третьем тысячелетии нам почти не удалось найти авторских рисунков «с натуры», если не считать ряда откровенных карикатур (отличающихся подчас издевательским дурновкусием) или любительских перерисовок с популярных фотографий артиста, цели которых мы просто не в состоянии понять.
На нашем сайте выставляем изображения Рафаэля, которые были опубликованы в АВС (по большей части) и барселонской La Vanguardia, а также принадлежащие перу независимых художников, среди которых особо стоит отметить старого друга семьи Рафаэля Антонио Минготе и эквадорца Гуайясамина, которому Рафаэль позировал весной 1983 года. К сожалению, небрежное отношение газетных издателей лишило нас возможности установить фамилии авторов рисунков, так что нам придется оставить без подписей эту портретную галерею, пройдясь по которой мы сможем увидеть, как изменялся "масс-медийный" облик Рафаэля на протяжении этих почти пятидесяти лет.
Raphael en los 2000s y otros años. I
Raphael en los 2000s y otros años. II
Возможно, в ней найдутся несколько неудачные или не слишком лестные работы, но мы уверены, что они ни в коей мере не задевают чувства героя, так как альбом с этими рисунками был передан Рафаэлю для ознакомления и получил его одобрение на публикацию на сайте.
Алисия Кучан
Опубликовано 11.03.2013