Raphael en los 1990s
РАФАЭЛЬ В 1990-х
Девяностые годы - это время реальной зрелости артиста. Неизбежно изменяется и внешний облик певца, и художники пока не знают, как на это реагировать. Постоянные заявления Рафаэля о том, что ему вечно 23 года и он "все тот же", начинают входить в некоторое противоречие с реальностью (особенно к концу десятилетия, когда уже дает о себе знать притаившаяся болезнь).
Так что это время творческого разнобоя в трактовке образа Рафаэля и попыток вписать самоощущение артиста в общепринятые хронологические рамки. Задача художников облегчается развитием полиграфичесиких технологий - журналисты предпочитают иллюстрировать статьи фотографиями, и рисунков становится ощутимо меньше.
1991
Февраль 1991. Рафаэль, отмечающий тридцатилетие творческой деятельности, назван живой легендой. А на рисунке мы видим очень жесткое лицо: волосы набросаны схематически, лоб слишком открыт, губы сжаты, взгляд суровый... несколько демоническая трактовка образа резко выпадает из привычной традиции изображения Рафаэля. И несмотря на подпись, сходство с оригиналом весьма условное.
Рафаэль: "Тридцать лет со дня, когда он посвятил себя эстраде, певец из Линареса отмечает, устраивая для зрителей тщательно продуманный концерт. Рафаэль сумел сохранить свое место в мире скоропалительной, но зачастую эфемерной славы и слепого следования моде, сочетая верность своему стилю с постоянным обновлением. Сегодня он уже стал живой легендой". ABC. 10.02.1991.
1991
Февраль 1991. Рецензия на концерт Рафаэля в театре Кальдерон, заканчивающаяся словами "И вот так уже тридцать лет. А следующие начинаются сейчас".
El mismo y otro Raphael triunfa treinta años después. 1991
И Рафаэль на рисунке изображен именно так - гордая посадка головы, устремленный вперед взгляд, жесткие складки около рта, твердые очертания подбородка... Это и нацеленность в будущее, и вызов тем, кто не верит в его силы и пытается списать его со счетов. Настроение схвачено, но подпись под этим портретом вовсе не лишняя.
1992
Ноябрь 1992. Рафаэль выпускает пластинку Ave Fenix, и в Америке начинается новый виток "рафаэлемании". На рисунке он широко улыбается, волосы вновь лежат пышной и аккуратной волной, вот только зажмуренные от удовольствия глаза действительно маловаты для Рафаэля.
La nueba etapa de Raphael a lo largo y lo ancho del mundo. 1992
Но - все в соответствии со старой (неизвестно почему сложившейся) традицией. И такой же данью традиции здесь является подпись под рисунком - спутать его с Алехандро Сансом или Хоакином Сабиной, также упомянутыми в этой статье, все-таки невозможно даже в таком карикатурном исполнении.
1994
Январь 1994. Рафаэль дает в театре Лопе де Вега благотворительный концерт в пользу Фонда королевы Софии.
Raphael, como siempre, a beneficio de la Fundación Reina Sofía. 1994
Рисунок к рецензии очень доброжелательный, Рафаэль выглядит на нем молодо, волосы лежат пышной волной, лицо прорисовано очень аккуратно, он улыбается, но не слишком широко.
1996
Март 1996. Рафаэль закрывает турне по Испании концертом во Дворце Конгрессов. Очень доброжелательная рецензия, в которой многократно повторяется, что Рафаэль "все тот же".
Raphael rompe las baterías del Palacio de Congresos. 1996
И на рисунке он изображен с той же диспропорцией между юношески стройным телом и крупноватой головой, характерной для более ранних десятилетий, и эту диспропорцию еще больше подчеркивает пышная грива волос, доходящих до плеч. Налицо также все остальные узнаваемые черты внешнего облика певца - вскинутая к небу рука с характерной постановкой пальцев (вторая при этом засунута в карман), классическая черная рубашка и примелькавшийся галстук в горошек, который в последующие годы еще не раз будет появляться в его гардеробе, короткая полосатая курточка, знакомая всем по диску "Andaluz". И намек на "маленький стриптиз", который он устраивает на сцене, постепенно расслабляя узел галстука, а затем развязывая его окончательно.
1997
Декабрь 1997. Рафаэль снова дает концерт во Дворце Конгрессов и снова утверждает, что он "тот же самый".
Uno y doble: Raphael igual solo a sí mismo.1997
Рецензия проиллюстрирована рисунком, который мы уже видели в 1992 году, только лицо изображено чуть более удлиненным, на нем прибавился намек на пару морщинок, но глаза стало заметно больше, так что облик в целом стал более гармоничным. Что ж - Рафаэль, как хорошее вино, с годами делается все лучше.
Алисия Кучан
Опубликовано 12.03.2013