Raphael en los 2000s y otros años. II
РАФАЭЛЬ В 2000-е И ДРУГИЕ ГОДЫ. II
2003
Май 2003. Публикация в Diez Minutos, посвященная появлению Рафаэля в передаче Педро Руиса вскоре после операции. Под фотографией Рафаэля, снятой за шесть дней до операции, воспроизведена созданная Минготе открытка-приглашение на день рождения Рафаэля, который тот устроит 31 мая.
На открытке артист изображен в виде новорожденного, что вполне отвечает его мироощущению в тот момент. Он находится в коляске, на которой нарисована буква R, одет в хорошо знакомый всем черный костюм и стоит в своей привычной позе - голова закинута назад, руки подняты и разведены, рот, демонстрирующих полоску зубов, открыт - нотный стан и несколько нот над его головой показывают, что он поет. Проходящая мимо пара комментирует: "Ну и голосище у новорожденного!"
2003
Июль 2003. MAGAZINE, приложение к La Vanguardiа, в статье "Ремонтная мастерская" пишет о состоянии здоровья Рафаэля после трансплантации.
Поскольку уже ясно, что все закончилось благополучно, автор позволяет себе поиронизировать над двумя самыми громкими операциями того периода - пересадкой печени Рафаэлю и импантацией сердечных клапанов Роджеру Муру. На рисунке коллеги по несчастью показаны сидящими на больничной каталке в одних брюках, что позволяет увидеть схематически изображенные швы. Рафаэль повернулся в профиль, что дает возможность обрисовать его ястребиный нос и роскошную гриву волос. И, разумеется, он довольно (или даже хитро) улыбается.
2006
Это одна из работ цикла "grandes personajes", посвященного артистам, его автор - художник из Таррагоны Пако Гусман.
Вполне доброжелательный, однако не слишком эстетичный шарж с чрезмерным количеством плоти (характерный "пластилиновый" стиль Гусмана ни с чем не спутаешь). И, естественно, налицо широчайшая улыбка с весьма не мелкими зубами, пышные волосы и завиток на лбу плюс узкие плечи, обтянутые черным свитером. Портретное сходство... вероятно, можно найти.
2010
Авторы – Идигорас и Пачи – переносят нас на сорок лет вперед, на гипотетическую передачу Рафаэля в 2050 году, где он поет со своими друзьями Аляской и Бунбури.
Кашляющая и беззубая Аляска выезжает на сцену в инвалидном кресле и с капельницей, седой Бунбури стонет и обливается потом, опирается на ходунки. А Рафаэль стоит, подбоченясь, все в том же черном костюме, с той же роскошной шевелюрой без единого седого волоса и, показывая все 32 зуба, по–прежнему поет Tamborilero. И над всей троицей раскатывается его Ро-по-по-пом, ро-по-пом.
Чуть шаржированный, но очень тщательно проработанный портрет позднего Рафаэля, выполненный Кокито (Coquito), иллюстратором из Лимы.
Опять пышный кок надо лбом и «локон страсти», черный костюм, низко опущенный узел галстука, непропорционально узкие плечи, нервные движения тонких пальцев – все практически по канону, но при этом явно наблюдается внешнее сходство с оригиналом.
2010
Рисунок из доминиканской газеты, который отразил некоторую актуальность политической ситуации того момента, когда речь шла о смене верховной власти. Рафаэль предлагает президенту спеть для народа дуэтом песню «Когда тебя нет», на что тот отвечает, что это ему не нравится и он предпочел бы спеть «Пусть говорят, что хотят», к тому же соло.
Артист изображен в полный рост, но, как ни странно, на ботинках не заметно каблуков, столь любимых карикатуристами. Здесь фигура Рафаэля снова непропорционально мала по сравнению с головой, увенчанной неправдоподобно высоко взбитой челкой. Он в традиционном черном костюме, глаза несколько маловаты, а на лице сияет открывающая огромные зубы широкая улыбка.
2011
Уругвай, чествование Рафаэля. Сам герой сидит в зале, а со стола президиума свисает полотнище, на котором изображен момент концерта Рафаэля.
У рояля Хуан Куаччи, верхом на рояле – Рафаэль с микрофоном в руках. Он в черном костюме, с традиционной широкой улыбкой, волосы высоко подняты надо лбом (хотя не стоят дыбом, как у Хуана) - словом, сценка очень узнаваемая и изображена с добрым юмором.
2011
Годы идут, а главные отличительные черты Рафаэля на карикатурных портретах не меняются. Говоря словами его песни, он все тот же.
Профессиональные художники Хоакин Альдегер и Давид Гарсия Виванкос видят Рафаэля таким - одетым в черное, с радостной улыбкой, открывающей крупноватые зубы, и с роскошной шевелюрой, в которой нет ни одного седого волоса. А его изящной фигуре можно только позавидовать.
Он все такой же худощавый, стройный, и его руки по прежнему или тянутся к карманам, или рвутся выкрутить очередную невидимую лампочку.
К сожалению, не все рисунки можно четко разнести по годам, и ряд работ приходится просто складывать в ожидании лучшх времен, когда появится достоверная информация об авторах и времени создания шедевров.
Где-то артист больше похож на себя, где-то меньше, но думается, что сделаны эти шаржи с самыми добрыми намерениями, хотя, возможно, иногда авторы слегка перебарщивают, гипертрофируя его широкую улыбку и преуменьшая глаза, которые как раз являются одной из очень выразительных черт облика артиста.
Иногда кажется, что художники находятся под сильным спечатлением работы Рафаэля в мюзикле "Джекилл и Хайд". Или в видеоклипе Maldito duende.
Узнаваемые с первого взгляда слова из песни Рафаэля используются в качестве заголовка над бытовой любовной сценкой. Из радиопремника льется Cuando tu no estas, а значит Рафаэль незримо, но слышимо присутствует на этом рисунке.
Несомненно, можно найти еще немало изображений Рафаэля, выполненных разными художниками в различные периоды его жизни, но мы не ставили перед собой цели собрать на этих страницах все, что есть в интернете. Мы просто систематизировали имеющийся в наличии материал, проанализировали его и на примере нескольких опорных точек проследили тенденцию изменения трактовки образа Рафаэля, пережив заново эти почти шестьдесят лет творческого пути. И поделились своими наблюдениями с читателями.
Алисия Кучан
Опубликовано 13.03.2013