Агустин Фигероа и Алонсо-Мартинес маркиз де Санто Флоро
AGUSTÍN DE FIGUEROA Y ALONSO-MARTÍNEZ, MARQUÉS DE SANTO FLORO
Агустин, родившийся в 1903 году, вырос в семье известнейшего политического и государственного деятеля, игравшего важную роль в жизни Испании на протяжении долгого времени, графа Романонеса.
Не имея права на графство в силу понятных обстоятельств (Агустин был младшим сыном в семье), он получил титул маркиза де Санто Флоро.
Его детство и юность прошли в традиционной для испанской аристократии обстановке того времени.
Журналы “Mundial”,
которые издавал Агустин Фигероа.
По собственным свидетельствам самого маркиза, разговоры там крутились исключительно вокруг политики, охоты и игры в поло, крайне редко выходя за пределы обозначенных тем...
Но личностные черты молодого человека и способности, данные ему от природы, предначертали ему совершенно иной путь, нежели предписывали традиционные каноны испанской аристократии начала ХХ века.
Кончита Монтенегро в тот период.
Проблемы культуры и вопросы искусства стали привлекать его очень рано, а писательское дарование проявилось в создании нескольких прозаических и драматических произведений и ярких журналистских публикациях, в которых раскрылся его талант просветителя, а позже реализовался в организации и развитии популярных изданий “Mundial” и “Gran Mundo”.
В 1928 году состоялось его обращение к немому кинематографу.
Агустин Фигероа создал художественный фильм “Sortilegio” по своему собственному оригинальному сценарию.
"Воспоминания заключенного Фигероа",
опубликованные в 1939 году.
Эта лента заняла свое место в истории кинематографа Испании, в частности, еще и потому, что автор не только стал ее режиссером, но и сам исполнил весьма успешно мужскую роль в своей картине.
Главная же женская роль досталась известнейшей впоследствии актрисе Кончите Монтенегро, тогда еще делавшей самые первые шаги в своей артистической деятельности.
Перу Августина де Санто Флоро принадлежит целая серия книги, среди которых “Cuentos trágicos”, “Sor amor”, “El reloj parado”, “La condesa de Merlín, musa del romanticismo”, "Dentro y fuera de mi vida", и ряд других.
Эти произведения с момента выхода их в свет претерпели множество переизданий и остались, пожалуй, еще и сегодня вполне актуальными и привлекательными для современного читателя.
"Донья Пурита (история одинокой женщины)",
новелла Агустина Фигероа,
опубликованная в Севилье в апреле 1939 года.
Начало гражданской войны кардинально изменило мирное творческое течение жизни маркиза де Санто Флоро, да и не только его.
Глобальные политические катаклизмы не могли не затронуть частной жизни подавляющего большинства граждан Испании из самых разных социальных слоев.
"Часы остановились",
книга Агустина Фигероа
И в случае с Агустином Фигероа это приобрело более чем острый характер.
Тюремное заключение из-за принадлежности к аристократической верхушке, было вполне достаточным основанием для ареста тогда.
И оно для Агустина Фигероа завершилось освобождением только благодаря личному участию тогдашнего президента Франции, Леона Блюма.
"Внутри моей жизни и вне ее",
книга Агустина Фигероа,
маркиза де Санто Флоро.
Это позволило Агустину выжить в отличие от многих представителей цвета нации того времени.
"Графина де Мерлин
(Муза романтизма)"
Не мало персон этого социального слоя трагически закончили свой земной путь в тюремных застенках какой-либо из двух страстно воюющих между собой сторон, впрямую сражающихся не на жизнь, а на смерть…
А дальше его судьба напоминает приключенческий фильм, когда маркиз бежит из Испании в одежде аргентинского моряка, имея в кармане странный документ, начинавшийся словами: «Заключенный Фигероа…».
Именно так он и озаглавил свои воспоминания о месяцах тюремного заключения, изложенные в спокойной манере, где не нашлось места ни ненависти ни злости.
В этой гостиной маркиза де Санто Флоро часто встречались
представители испанской интеллектуальной элиты...
Годы национального противостояния стали жестокой проверкой и для Агустина и для его молодой жены доньи Марии Гамбоа и Морено.
Тогда не только тяжелейшие лишения и постоянная угроза потери личной свободы, но и беспредельное горе утраты их старшего сына в возрасте трех месяцев, Хосе Игнасио, сказались на последующем понимании жизни и обостренном отношении к детям, которые позже появились на свет в его семье…
Наталия рано стала доверенным лицом своего отца,
с которым ее особенно сближал интерес
к писательской деятельности, проявившийся в дочери маркиза очень рано.
Но судьба и дальше испытывала семью Агустина, когда уход любимых становится потрясением.
Матильде, самая младшая из детей, с которой Наталию, старшую, связывала прочная дружба, безвременно покинула этот мир, навсегда поселив боль в сердце родителей и близких этой безвременной утратой.
Маркиз Агустин Фигероа и его дочери Наталия и Матильде на похоронах Франсиско Франко осенью 1975 года. Рафаэль в этот момент находился на гастролях в Сиднее. Через четыре года Матильде не станет...
Но жизнь тем и прекрасна, что в ней всегда находится место и радости и несчастьям, которые чередуются в непредсказуемом порядке.
Так, долгое счастливое супружество, продлившееся более полувека, исполненное любви и взаимного уважения, стало и своего рода наградой достойному сеньору.
Ведь и третье поколение их клана – прекрасный результат прожитых лет с женой, которую домашние всегда называли Марухой.
Замечательные внуки и правнуки, от старшей внучки, неповторимой, хоть и несколько своенравной Марты Чаварри, и младшего сына Рафаэля, Мануэля, до юного маркиза Кубаса, сына Марты, стали для дона Агустина истинной отрадой на последнем этапе жизни...
Маркиз Агустин Фигероа с супругой.
Дон Агустин всегда вызывал самые теплые чувства, потому что общение с ним было безмерным удовольствием для тех, кто составлял его круг. Множество людей были навсегда покорены его личностью, и самые яркие представители культуры искренне дорожили своей дружбой с этим человеком. Мария Герреро и Карлос Морла, Гарсия Лорка и Луис Эскобар, Габриэла Мистраль и Франсуа Мориак в разные годы были рядом с маркизом.
Век двадцатый стал той переломной эпохой, когда неотвратимо и стремительно начали угасать исторически сложившиеся традиции классического салона, где высокий художественный вкус - главная отличительная черта стиля. Но дом маркиза Агустина Фигероа был тем центром, где свято соблюдались все принципы. Наверное, именно это так покорило Рафаэля, когда он впервые оказался в доме родителей своей будущей жены Наталии.
Парадный портрет кисти Агустина Сегуры
в библиотеке мадридского дома
маркизов де Санто Флоро.
Быть может, именно в этой гостиной проходила та самая знаменитая встреча маркиза и будущего супруга его старшей дочери, которому в скором времени предстояло стать любимым зятем, комната, куда Рафаэль пришел главным врагом семейства, а, убедив дона Агустина в искренности своих чувств, покинуть так и не смог, став своим в этих стенах навсегда...
11. El amor de Natalia Figueroa
Прошло совсем немного времени, и в июле того же 1972 года Агустин Фигероа сопроводил старшую дочь к венчанию, чтобы Наталия соединила судьбу с жизнью своего избранника, самого известного артиста Испании.
Маркиз Агустин Фигероа ведет Наталию к алтарю.
Когда же окончилось их свадебное путешествие, молодые супруги часто проводили свободное время в старинном саду родительского особняка, где радость и веселье были той атмосферой, которая покоряла всех и сразу, где создавались планы на близкую и дальнюю перспективу, где полная взаимная симпатия была гарантом будущего для всех.
Рафаэль и Наталия в доме родителей Наталии летом 1972 года.
Эти стены многократно становились местом проживания семьи Рафаэля. Это было так, пока в течение нескольких лет шло строительство их собственного особняка в пригороде Мадрида на Монтепринсипе.
И тогда, когда глава семьи убывал в длительные турне, в которых он очень часто менял города и страны, вынужденно оставив супругу и детей в Испании под опекой родных людей, что позволяло артисту не волноваться, находясь так далеко...
Верхний ряд: брат Наталии, Агустин Фигероа, родители Наталии Маруха и Агустин, маркизы де Санто Флоро; графиня Йебес, Рафаэль, муж сестры Наталии, посол Томас Чаварри.
Средний ряд: Магдалена дель Алькасар, сестра Наталии Матильде Фигероа, ее дети, Гонсало и Альваро Чаварри, Наталия.
Нижний ряд: Марта Чаварри и Агустин Фигероа.
Бывали времена, когда Рафаэль и все его собственное семейство в силу разных жизненных обстоятельств оказывались длительное время под одной крышей с маркизами Фигероа.
Рафаэль на сцене…
И такие периоды всегда дарили ему радость. А сам артист неоднократно упоминал, что встреча с родными Наталии имела большое значение для него и во многом повлияла на его отношение к самым разным вещам.
Сам Рафаэль всегда испытывал самые теплые чувства к родителям своей супруги, а потому с радостью использовал возможность, когда она представлялась его вечно загруженным рабочим графиком, чтобы заглянуть к родственникам.
Эти несколько часов в уютной обстановке дарили подлинную радость и позволяли пообщаться с близкими по духу людьми, а также немного расслабиться, отключившись от концертной напряженности.
Агустин Фигероа с любимыми внуками.
Ведь его всегда принимали здесь с большой любовью, стараясь выразить свое доброе отношение...
Впрочем, родители Наталии многократно исполняли и традиционные в таких случаях роли любящих деда и бабушки, когда Рафаэль и Наталия отправлялись в поездки по различным причинам.
Так, одно из их достаточно долгих путешествий протянулось от далекого Гонконга и Таиланда, затем пролегло через Египет и завершилось в местах, в которых Рафаэль и Наталия навсегда соединили свои жизни - Венеции и Риме.
Малышам, конечно же, было очень хорошо в доме Агустина все три недели: ведь они были окружены постоянной заботой и любовью. Но и родителей они хотели увидеть поскорее, и потому отправились встречать их, в чем любимые дедушка и бабушка, понимая все, никак не могли отказать.
Маркиз Агустин Фигероа встречает Рафаэля после гастролей.
Напряженное ожидание охватило и младших и старших. Но маркиз, несмотря на некоторое нетерпение окружающих, счел необходимым уделить прибывшим репортерам несколько мгновений, чтобы те могли запечатлеть встречающих...
Агустин Фигероа часто находил время, чтобы лично встретить мужа своей дочери, когда Рафаэль прибывал на родину после его нескончаемых турне.
Рафаэль и маркиз Агустин Фигероа
в аэропорту после истории
с ограблением (1979).
Он прекрасно понимал сложность жизни молодой семьи, оставаясь неизменно внимательным к своему зятю, и это делалао его роль весьма значимой в самых сложных моментах.
Достаочно вспомнить о трагических событиях 1979 года, когда дом Рафаэля подвергся бандитскому нападению, а Наталия была заложницей несколько часов.
Маркиз часто лично встречал артиста
после его гастролей.
Рафаэль тогда говорил, что смог несколько успокоиться, приземлившись в Мадриде после гастролей в Мексике, только лишь тогда, когда увидел в аэропорту Агустина, который поспешил встретить его лично и крепко обнял своего зятя, выразив свои чувства.
Вот именно так маркиз неизменно оставался человеком, который оказывался всегда рядом, когда в нем была нужда. Но и в радостные мгновения он был участником событий.
Маркиз Агустин Фигероа
во время первого причастия Хакобо Мартоса,
старшего сына Рафаэля и Наталии.
Торжественные вечера, связанные с рождением внуков, что всегда в этой семье событие страстно ожидаемое и счастливое, с выходом новых концертных программ Рафаэля, бывали отмечены присутствием главы рода, который был их непосредственным участником.
Агустин обладал удивительным качеством: способностью соединить в себе, как и в своих книгах, то, что воспринимается вечным, и то, что предстает как мгновение, привязанное к текущему времени, будто вплетая Историю в современность.
Именно это соединение времен, которое в себе воплощал маркиз, наверное и позволяло ему так органично представать в самых разных нарядах былых веков, давая точное ощущение духа эпохи.
И в этом нет фальши, нет ничего искусственного. Агустин словно сошел с полотен старых мастеров, чтобы вернуться туда, в другой мир, оставшийся далеко позади.
Маркиз Агустин Фигероа
и его старшая дочь Матильде,
любимая сестра Наталии Фигероа
ушедшая в 1979 году.
В костюм Филиппа V Агустин Фигероа облачился, чтобы сделать ряд портретных фотоснимков для своеобразного исторического экскурса, который решил устроить популярный журнал "10 minutos".
И эта роль ему удалась блестяще: настолько органичен весь облик героя, настолько точно в нем ощущается характер времени...
Агустин Фигероа
в костюме Филиппа V
на фотографии
для популярного издания.
А вот типичная часть костюма национальной аристократии, роскошный плащ из тех, что красовались на плечах испанских идальго в былые века, был любимой одеждой для разных торжественных случаев самого маркиза Фигероа.
Именно в таком одеянии, который он получил в подарок от отца Наталии, Рафаэль сделал фотографию для конверта альбома, получившего название “Las Apariencias Engañan”, лишний раз озадачив всех вечным вопросом, настолько ли уж бывает внешность обманчива или она все-таки часто отражает и сущность человека?
Рафаэль иногда любит и просто так накинуть плащ при случае, например, как было совсем недавно при посещении концерта давнего друга Рафаэля, Мигеля Поведы.
Маркиз Агустин Фигероа
в испанском плаще.
Видимо, и артисту этот предмет одежды доставляет явное удовольствие, позволяя почувствовать нечто особенное и в себе и в окружающем мире.
Уход Агустина стала огромной потерей для всех его близких.
Рафаэль и Наталия Фигероа перед концертом
Мигеля Поведы в Мадриде (2016).
А его супруга, оставшись без любимого мужа, приняла решение переехать в дом своей дочери Наталии, оказавшись под опекой семьи Рафаэля на долгие годы.
Рафаэль прощается с Агустином Фигероа,
маркизом де Санто Флоро. 1988
Рафаэль был совершенно искренен во время той, самой первой встречи с Агустином Фигероа, когда утверждал, что осознает, что не сможет в конечном счете удержать Наталию, если перед ней встанет категоричный выбор между отцом и ним, самим Рафаэлем.
Бесконечное личное обаяние и сила духа дона Агустина были столь велики, что, кому достанется победа в этом возможном соперничестве, было понятно даже Рафаэлю, человеку, который сам обладает фантастическим даром внушать окружающим любовь...
Natalia A. и Anna_SVSH
по материалам в переводе Т.Эпштейн
Опубликовано 10.10.2013
Дополнительные материалы:
Граф де Романонес - один, два или больше? /
Conde de Romanones - un, dos o mas?
Интервью с Агустином Фигероа и его супругой Магдаленой дель Алькасар /
La entrevista con Agustin Figueroa y con su esposa Magdalena del Alcazar. 1991
Эйлин Гриффтс, графиня Романонес /
Aline Griffith, condesa de Romanones. 1991