Рафаэль: "Пусть говорят, что хотят, а я все еще тот же соловей из Линареса". 2012
RAPHAEL: "DIGAN LO QUE DIGAN YO SIGO SIENDO AQUEL RUISEÑOR DE LINARES". 2012
Прошло шесть десятилетий с того момента, когда этот мальчик из Линареса возвысил свой голос и доказал всему миру, что родился чудо-соловей эстрады. И с тех пор его музыкальная карьера развивалась под знаком ‘Escandálo (скандала)’: 326 золотых дисков, 49 платиновых и единственный в мире урановый диск, врученный за продажу более 50 миллионов пластинок. Рафаэль, линаресский соловей, несомненно, поднялся на Олимп классиков.
И чтобы занять там кафедру, он устроил рафаэлевский фестиваль: «Lo mejor de mi vida», путешествие по его самым популярным песням, и «El reencuentro», новую встречу через 28 лет с его композитором-талисманом Мануэлем Алехандро, с которым он записал свой последний диск. Перед самым окончанием турне (в котором было более 100 концертов) Рафаэль остановил свой полет, приземлившись на пять ночей в театре Coliseum в Барселоне, чтобы вызвать всеобщий восторг и доказать, что «Yo soy aquel – я все еще тот же» с «Maravilloso corazón – изумительным сердцем», который отдается «En carne viva – страдая» . «Digan lo que digan – пусть говорят, что хотят», но его концерты – это настоящее искусство. «Я видела его сотни раз, и буду продолжать ходить на него, пока он сам будет продолжать, потому что он – искусство в чистом виде» - завила сидящая в первом ряду Хулия за несколько минут до того, как первые аккорды возвестили о том, что наступает, как было уже столько раз, «Mi gran noche – моя великая ночь». “¿Que pasará?, ¿qué misterio habrá? (что произойдет, какая тайна откроется)”, – спрашивал артист, который, как утверждают звукооператоры, заканчивает свои концерты тогда, как ему захочется.
Ответ он, в некотором смысле, дал уже во второй песне - в «Cantares» Мачадо. “Todo pasa y todo queda – все проходит и все остается”, но у Рафаэля жизнь проходит в концертах, он существует в непрерывном турне, и хотя уверяет, что «nunca perseguí la gloria ni dejar en la memoria de los hombres mi canción – никогда не стремился в славе и к тому, чтобы оставить в памяти людей свои песни», его песни стали музыкальным стержнем наших жизней. Он устроил более чем двухчасовой концерт, чтобы спеть нам, что «Eso que llaman amor – то, что называют любовью», «когда мы преображаемся из-за ангела с крыльями, обнаженного, с луком и стрелами, направленными в душу», - это самое божественное наслаждение, и что «Estar enamorado – быть влюбленным» - это петь с открытым сердцем.
Его искусство, как всегда являющееся наперсником любви, замешано на пламени, которое заставляет публику пылать от чувств. В ней много зрителей, разряженных в блестки, меха и изысканную бижутерию, но представлен также целый набор джинсов, вязаных свитеров и кожаных курток, которые подтверждают, что стиль Рафаэля не признает ни моды, ни манер.
Его движения бедрами (нечто среднее между «Лихорадкой субботнего вечера» Джона Траволты* и замедленного "Bad" Майкла Джексона**) были встречены громкими возгласами «отличный парень», «красавчик», “да здравствует Каталония, да здравствует Линарес и мать, которая тебя родила***”. Эта необузданность достигла своего апогея в «Sexo sentido». Это был эротичный свинг-рэп, который отпустил на волю инстинкты. «Потому что в сексе, если он без притворства, все допустимо, все годится. Все дозволено, если это искренне, взаимно и по согласию». И идиллия с представительницами женского пола была такой, что некоторые забыли о течении времени, игнорировали своих партнеров и перепутали ночь с днем.
На тот случай, если кто-нибудь почувствовал себя «Enfadados - обиженным», певец предложил свое средство примирения: “надо слушать друг друга» - заметил он, но на галерке одна курица прокудахтала: “а мой вообще не говорит”. Он сказал еще пару слов, самых необходимых, чтобы не открывать его секретные желания, его образ жизни, его тревоги, его мечты, и продолжил концерт, исполняя «Qué sabe nadie». Но на этом этапе, когда он отпраздновал свою золотую свадьбу с публикой, очевидно, что мы знаем, что именно линаресец предпочитает в любви. И если “el amor puede cambiar su rumbo de año en año – любовь год за годом может изменять свое направление”, то Рафаэль знает, как дать ей напиться на каждом концерте. Я здесь, чтобы еще один год сказать вам, что «Людям нравится мир, они влюбляются и поклоняются тому, что прекрасно, и более ничему».
Великолепным было также музыкальное сопровождение его виртуозного оркестра: это Хуан Пьетранера (пианист и дирижер), Давид Перес (клавишник), Эсекиэль Навас (ударник), Хавьер Муньос (бас) и Хуан Гевара (гитара). Пять звезд, посвятивших себя его новой песне «Cuatro estrellas – четыре звезды». И не страшась противоречить Мачадо, его голос пел “Именно я сам в своей жизни определял свое направление, свою дорогу, свою путь. Я день за днем работал как безумный над своим счастьем, я тысячу раз спотыкался и научился летать. Славу я предпочел бессмысленной жизни, но дорога к ней не усеяна розами”. Неотвратимо наступил финал с настоящим объяснением в любви - "Como yo te amo". Забудьте обо всем - мало кого любят так, как любят этого артиста. Изысканная роскошная рафаэлевская литургия будет победоносно продолжаться еще много вечеров.
Ноэлия Бальдрич
09.12.2012
barnafotopress.com
Перевод А.И.Кучан
Опубликовано 21.12.2012
Примечания переводчика:
* Saturday Night Fever (1977) — музыкальный кинофильм компании «Paramount Pictures», воплотивший в себе дух эпохи диско, имел ошеломляющий успех, стал культовым и сыграл значительную роль в популяризации диско-музыки.
** «Bad» (1987) был выпущен лейблом Epic Records, это поп-песня в танцевальном возбуждающем темпе вперемешку с R&B и фанком.
*** Текст в оригинале написан на каталонском.