Рафаэль и Наталия на вилле "Belza". 1973
RAPHAEL Y NATALIA EN LA VILLA BELZA. 1973
21 августа 1973 года и позже...
У супругов Мартос-Фигероа родился их первенец, Хакобо. Рафаэль воспользовался маленьким перерывом в концертном турне, которое у него никогда не заканчивалось, отвез Наталию и их крошечного сынишку в Биарриц.
Хотя этот город на юге Франции и находится всего в 13 километрах от испанской границы, путешествие традиционным способом могло занять довольно много времени.
Ведь прямого самолета из Мадрида туда нет, а значит, пришлось бы добираться несколькими видами транспорта, что, совершенно очевидно, было бы слишком утомительно и для новорожденного и для молодой матери.
И поэтому было решено воспользоваться легкой авиеткой, принадлежащей их близким друзьям, Мануэлю Бенитосу и Мартине. Авиетка была опробована уже много раз, когда "Эль-Кордобес" убедил Рафаэля, что это прекрасный способ везде успеть.
Авиакрылья спасут концертный график Рафаэля / Aeroalas salvarán el gráfico de concierto de Raphael. 1973
И вот все трое, взяв с собой няню, отправились в первый в жизни маленького Хакобо полет.
Но Рафаэль не мог оставаться во Франции долго, потому что следующая серия концертов уже приближалась, так что он вынужден был оставить жену на попечение ее родителей.
А маркиз де Санто Флоро был просто в восторге от возможности побыть вместе со своим внуком.
Виллу "Belza", где проходили эти каникулы, одно из главных достопримечательностей Биаррица, Фигероа любили всегда. Ведь ее судьба и традиции (стоит это признать!) были исключительными...
История этого места началась в 1825, когда некий Доминик Дагерр получил участок земли, носивший название "Соловьиного поля", который позже несколько раз менял владельцев, но до 1982 года оставался нетронутым.
В тот год архитектор Альфонс Бертран приступил к строительству на скалистом холме, с которого просматривается все баскское побережье.
Хозяин участка, Белза Дюбрёй, пожелал сделать подарок своей любимой супруге Мари. Особенностью проекта стала башенка, которая украшает здание и без которой весь проект прямоугольного строения мог бы показаться довольно банальным.
Само местоположение дома по соседству с Чертовым мостом и название будущей виллы ("Belza" в переводе с баскского означает "черный") изначально предполагали рождение легенд, в которых фигурировали всевозможные тайны, исполненные колдовства и магии, что, конечно же, и случилось.
Чем только этот дом ни был уже в первые десятилетия своего существования! Он служил даже кинотеатром в эпоху, когда великий немой только покорял мир.
Но в 1923 году его хозяйка того времени, госпожа Дюфренэ, сдала помещение Григорию Белянкину, шурину Игоря Стравинского.
А он организовал своего рода русский центр, оформив его в соответствующем стиле. Вилла превратилась в роскошное и дорогое кабаре с рестораном, что вполне соответствовало духу эпохи, названной золотым веком рулетки в Биаррице.
Множество популярных персон, оказавшихся в эмиграции, среди которых деятели искусства и культуры, а также аристократическая элита, с большим удовольствием посещали пышные мероприятия.
В то время вилла получила славу «последнего прибежища неисправимых кутил», где вечера превращались в стилизованные и колоритные спектакли.
Сюда приезжали персоны, имена которых были на устах у всей Европы. Гостями на вилле бывали Коко Шанель и Морис Равель, Жан Кокто, Игорь Стравинский и принц Уэльский...
Даже кризис 1929 года не помешал продолжению безудержного праздника... В период Второй мировой войны здание было реквизировано и одно время использовалось даже в качестве тюрьмы.
Позже дом был разделен на 7 квартир, но распри владельцев послужили благодатной почвой для упадка всего строения, а разразившийся пожар почти погубил виллу.
Впоследствии часть дома была приобретена маркизом де Санто Флоро. С этого времени она превратилась в место встреч испанской и зарубежной аристократии.
В самом начале 1970-х годов Наталия Фигероа поделилась своими воспоминаниями об этих событиях, опубликовав очерк "Биарриц и испанцы" в газете АВС и рассказав о тех людях, с которыми ей довелось общаться в салоне ее отца в 1960-е годы.
А затем приблизилось время ее бракосочетания с Рафаэлем. И артист, доказывая родным Наталии, что ее выбор вполне разумен, приобрел легендарную башню виллы, чтобы, как он выразился, произвести впечатление. И это, по его мнению, ему вполне удалось. По крайней мере, он так написал в книге ¿Y mañana que? 1998
Вилла требовала серьезной реставрации, и молодая семья со всем энтузиазмом принялись за дело, совершив необходимое с подлинно исторической и художественной точностью.
Вот в таком доме отдыхала Наталия с маленьким Хакобо, которому не было еще и месяца...
Приблизительно в это же время вилла была официально признана историческим памятником на территории Франции, поскольку представляла собой большую национальную ценность и в художественном и культурном аспекте, являясь образцом архитектуры, воплотившем в себе интереснейшие тенденции творческих исканий своего времени.
Забегая вперед, скажем только, что меньше чем через год после описываемых событий, 8 июня 1974 года, опустошительный пожар испепелил полностью второй и третий этажи, когда огонь поглотил все убранство дома, уничтожив даже перекрытия.
Несчастье вызвало бурю переживаний во всем регионе, потому что вилла была серьезной приманкой для туристов, служа лицом города, и ее часто изображали на почтовых открытках и снимали в кино как символ края.
Долгие годы ничто не препятствовало агрессивному разрушению здания под воздействием климатических условий, а нескончаемые и мало результативные судебные разбирательства и утомительная административная волокита не способствовали практической реставрации, да и стоимость предполагаемых работ оказалась слишком высока.
Спустя около двух лет, в январе 1976 года, дом Наталии и Рафаэля был еще и ограблен, когда навсегда исчезло то немногое, что сумело избежать уничтожения пламенем в трагический день.
Вилла оказалась под абсолютно ощутимой угрозой полного запустения: мощные морские ветра и влажность постепенно все более негативно сказывались и на внешнем виде старинной постройки, столь сильно уже пострадавшей в прошлом: а ведь именно фасад, собственно, и определял абсолютную художественную ценность всей его архитектуры...
Только в 1990-х годах нашелся состоятельный парижанин, который выкупил все части здания и провел полную перестройку и реконструкцию виллы.
Таким образом, был обновлен и внешний облик дома, хотя после этого в чем-то он и утратил свой мавританский стиль. Затем вилла опять была разделена на квартиры и снова продана...
В августе 1991 года газета АВС, словно продолжая старые легенды о том, что старинное здание населено призраками, напечатала забавную шутку. Речь шла о том, что Наталия и Рафаэль собираются продать свою виллу.
Причиной послужило то, что по дому, якобы, разгуливал остроумный призрак, который по ночам распевал Yo soy aquel, причем делал это исключительно голосом Бертина Осборне. А это сильно раздражало артиста...
Уже в 2000-е годы, в книге Quiero vivir. 2005, а также в прессе было только два упоминания о приезде Рафаэля в Биарриц: сразу после болезни, в мае 2003 года, на несколько дней, и зимой 2004 года...
Море - лучшее лекарство для Рафаэля /
El mar es la mejor medicina para Raрhael. 2003
Впрочем, и в тот 1973 год Наталии также не довелось пробыть на вилле долго: возникшая серьезная проблема позвала ее назад.
Дело заключалось в том, что спустя несколько дней после полета артиста в Биарриц, в Мурсию, где находился в тот момент Рафаэль, из-за острых почечных колик в срочном порядке был вызван его личный врач, который и привез его в Мадрид.
А далее столичные медики предписали артисту двухнедельный отдых и постельный режим, так что он был вынужден даже отменить следующий концерт в Севилье.
Рафаэлю необходимо было максимально быстро вернуть себе нормальную физическую форму, потому что в скором времени предстояли гастроли в Японии. Но это уже другая история...
Осталось упомянуть только то, что Фигероа никогда не теряли связь с этим краем. В архивах АВС сохранилась заметка, как в ноябре 1978 года мэр Биаррица представляет дона Агустина Фигероа на вручении литературной премии, где маркиз сделал доклад на тему "Принцесса Бибеско в неопубликованных письмах"...
Natalia A.
по материалам в переводе А.И.Кучан
Опубликовано 19.11.2015