Рафаэль в другом исполнении. 2019

Испанский певец Рафаэль Мартос Санчес личная жизнь

Ни для кого не секрет, что песни, исполняемые Рафаэлем, многократно перепевались и перепеваются разными исполнителями не только в Испании, но и за её пределами, в том числе, и в России. Среди рафаэлистов есть те, кто относится к этому негативно: "Существует только Рафаэль, и нет никакого интереса слушать кого-то ещё!"

рафаэль певец испания

Что касается меня лично, то я за объективность в любом вопросе, поэтому не против новых версий, сделанных другими артистами, однако при условии, что эти версии сделаны гораздо лучше и затмевают первоначальный вариант. Или хотя бы находятся с ним на одном уровне. Другое дело, что перепеть Рафаэля крайне сложно, и думаю, что не будет преувеличением сказать, что практически невозможно. Эмоционально сливаясь с основным настроением песни, он настолько органично проникается им, что раскрывает в песне каждый оттенок, поэтому на долю других исполнителей не остаётся ничего, чтобы они могли привнести от себя. И если другой певец талантлив и не испортит своим исполнением самой песни, то получится шлягер средней руки, впечатление от которого не будет достаточно ярким. 

И наоборот, из песни, уже спетой ранее другим исполнителем, Рафаэль делает нечто более интересное и запоминающееся, чем оригинал. Первое, что приходит в голову в качестве примера, это песня "The little drummer boy", записанная Фрэнком Синатрой и не имевшая особой популярности (во всяком случае, в Испании). Рафаэль сделал из неё очаровательный рождественский гимн, ставший одним из символов его первых успехов.

А "Mi manzana" ("Ma pomme", записанная Морисом Шевалье в 1950-е) в исполнении Рафаэля стала маленьким шедевром сценического искусства. Это своеобразная вокально-драматическо-хореографическая миниатюра, в которой раскрывается его юмористическая жилка.

рафаэль певец испания

Яркая индивидуальность Рафаэля проявляется и в дуэтах. По этой причине большинство из них я не считаю удачными. Подстроиться под его исполнительскую манеру очень сложно, так же как и ему под манеру другого певца, поэтому звучание песни не получается достаточно гармоничным. Хотя дуэты с испанской певицей Росио Хурадо, по моему мнению, являются достаточно удачными, потому что их манеры исполнения близки по темпераменту и силе эмоционального выражения. Но всё сказанное выше - лишь моё субъективное мнение. Подобные сравнения лучше оставить на суд специалистов.

А если песни, исполненные Рафаэлем, попадают в другой жанр, например, инструментальную музыку? В этом случае любые сравнения с оригиналом становятся некорректным, и речь может идти о том, насколько интересна та или иная аранжировка. Хотелось бы поделиться своими находками в этой области.

Подбирая свой репертуар, Рафаэль стремился избегать песен-однодневок. "Мои песни не из таких, которые можно спеть и выбросить в корзину", - говорит он в интервью газете "El Liberico".

Raphael: “Mis canciones no son de tararear
y tirar a la basura”. 2019

Поэтому совершенно естественно, что мелодии его песен заинтересовали талантливого французского дирижёра, аранжировщика и композитора Поля Мориа. 

Пожалуй самая известная композиция на песни Рафаэля в исполнении оркестра Мориа - это "Yo soy aquel". Я заинтересовалась, есть ли другие, и нашла ещё несколько: "Perdoname mi vida", "Adoro", "Nocturne", "Amor de mis amores", "Love is blue" (это аранжировка песни Андрэ Попа "L'amour est blue", испанскую версию которой "El amor es triste" Рафаэль исполняет в фильме "El golfo").

рафаэль певец испания

Во всех этих композициях сохранена оригинальная гармония, но несколько изменены вступления, в структуру мелодии введены новые интонации. А композиция "Amor de mis amores" (как вы, наверное, догадались, это аранжировка песни "Qué nadie sepá mi sufrir") имеет, по сравнению с оригиналом, быстрый темп, за счёт чего настроение композиции изменилось, и она стала достаточно задорной по настроению, немного напоминающей мексиканскую ранчеру. Эти композиции можно найти в альбомах "Iberia", "Mi historia", " Latin nights", "40th anniversary". 

Надо отметить, что и сам Рафаэль в своих концертах нередко прибегает к аранжировкам, например, изменяя звучание вступления, которое отличается от аудиозаписи. А программа "Cerca de ti" 2006 года полностью сделана под рояль. Для меня она имеет особенное очарование благодаря своей камерной, романтичной атмосфере. Поэтому ещё одной интересной и приятной находкой для меня стал альбом испанского пианиста Анхеля Роке (Angel Roque) "Romancero", в котором записаны мелодии Мануэля Алехандро, переложенные для фортепиано. Среди них, естественно, есть и мелодии песен Рафаэля: "Cierro mis ojos", "Cómo yo te amo", "Procuro olvidarte".

рафаэль певец испания

В отличие от Поля Мориа Роке не вносит в исполняемые им мелодии практически никаких интонационных оттенков, кардинально не меняет темп оригинала. В композициях Роке нет мощи и звукового многообразия оркестра. Мелодия, сыгранная на рояле, становится более проникновенной, романтичной, приобретает очарование неспешной задушевной беседы.

  

Инструментальные обработки, которые мне удалось найти, по моему мнению, ничем не портят оригинал, на основе которого они сделаны. Конечно, практически все песни, исполяемые Рафаэлем, написаны, чтобы максимально проявить его вокальные данные и чтобы удовлетворить его требования к содержанию песни. Однако мелодия, в которой отсутствие голоса и слов компенсировано талантливой аранжировкой, становится самостоятельным музыкальным произведением.

Рафаэль

Как и любая инструментальная музыка, она даёт больший простор для фантазии слушателя, позволяет расслабиться и просто наслаждаться гармонией звуков, не задумываясь ни о чём. И конечно, дополнительное очарование этим композициям придает то, что они, сами по себе, являются напоминанием о Рафаэле. А для любознательных любителей инструментальной музыки, ещё не знающих творчества Рафаэля, могут стать хорошим поводом познакомиться с ним.

Валерия Косьмина
Санкт-Петербург (Россия)
Опубликовано 06.08.2019

P.S. Хочу выразить благодарность Валентине Захарьевой (Могилёв. Белорусь) за помощь в сборе музыкального материала.