Рафаэль завершает год своего диска "Victoria'" в Сарагосе. 2023
RAPHAEL CIERRA EL AÑO DE SU 'VICTORIA' EN ZARAGOZA. 2023
Линаресский кумир собрал больше трех тысяч зрителей в павильоне Príncipe Felipe, где он дал свой последний в 2023 концерт, сверхъестественно хорошо проявив себя при исполнении таких песен, как 'Amor mío', 'Estar enamorado' и 'Maravilloso corazón'. А 16 ноября 2024 он вернется в Бильбао.
Рафаэль поет De tanta gente.
Очень напряженной была последняя рабочая неделя Рафаэля в уходящем 2023 году. В прошлую субботу он собрал в мадридском WiZink Center 12000 зрителей (это был тысячный концерт, проведенный в WiZink с момента его повторного открытия в 2005!). А в эту пятницу в Сарагосе, где собралось около 3333 слушателей, он закрыл год своего турне "Victoria" - именно это звезда называет «больше шестидесяти лет продержаться на музыкальном олимпе»; и так же называется его последний по времени официальный диск, вышедший в 2022 и написанный Пабло Лопесом.
В перерыве он в понедельник принял участие в телепрограмме "El hormiguero", чтобы продвинуть свой новый альбом "Victoria Tour Edition", сборник из тридцати песен, которые звучат в этом турне ("альбом для самых молодых, который показывает сегодняшнего Рафаэля с песнями из прошлого», и он говорит так потому, что они аранжированы заново и звучат точно так же, как и на концерте вживую), а также объявить о следующей серии концертов в рамках гастролей 2024 года, которые начнутся в конце февраля. В этом бесконечном турне, подобном турне Боба Дилана, Рафаэль помимо трех прыжков в Америку (включая США), совершит еще три круга по Испании, начиная с выступления 18 мая в Сан-Себастьяне (Kursaal), и приедет в Бильбао в конце года (в субботу, 16 ноября, в Miribilla; билеты от 36,90 до 82,50). От Мадрида и вверх, минуя Барселону, больше он ничего не объявил. Хотелось бы, чтобы были добавлены концерты в Логроньо или Бургосе, например, на праздниках: днем Рока Рей (тореро), а вечером Рафаэль, представляете себе?
Но давайте не будем грезить наяву. На этом концерте в Сарагосе мы в четвертый раз наслаждались искусством Рафаэля в турне "Victoria" - после выступлений в Бильбао 18 ноября 2022 (это было одно из лучших шоу года, и мы назвали его "25 оваций от 4500 зрителей"), в Торрелавеге в августе этого года (4000 зрителей, большинство стояло, что обычно не свойственно спектаклям этого артиста), и в Памплоне в ноябре этого года (перед 3200 зрителями). И 3333 жителя Сарагосы в эту пятницу, как всегда, наслаждались 31 песней, которые звучали два с четвертью часа - 134 минуты, увенчанные кодой а-капелла, потому что почтенная публика настойчиво просила еще одну, и звезда снова появилась, чтобы спеть на испанском языке фрагмент песни Синатры "A mi manera", вот и все.
Жест Рафаэля во время первой песни, 'La noche' Адамо.
Шоу было впечатляющим: две световые пушки были направлены прямо на Рафаэля, а гигантские экраны на заднем плане бесстрастно показывали крупным планом его обрамленное пышными длинными волосами лицо с морщинками, естественными для человека, которому восемьдесят лет. Иногда замечали, что он подсматривал на телесуфлере тексты песен, особенно новых, таких, как "Olvídale", которую он пел вживую во второй раз после премьеры в Wizink на прошлой неделе и которая выходит на новом диске "Victoria tour edition"; это одна из трех совершенно новых композиций.
Всегда непредсказуемый Рафаэль, стоящий перед своей многочисленной группой из тринадцати человек (три духовых, три бэк-вокалиста, два клавишных, ударник и перкуссионист, две электрогитары(!) плюс бас) - всего четырнадцать человек на сцене, считая его, отличился сверх меры, сверхчеловечески, сверхъестественно в трех композициях, или же в троице. Это мелодичный соул "Amo rmío", переходящий от приглушенного звука к оглушительному, словно доносящемуся из катакомб; свинг "Maravilloso corazón", оптимистичный, такой же красочный и заразительный, как печальный фильм "Шербурские зонтики", свинг в стиле "Мэкки-Нож*", но без проблем; или гениальная и вызывающая ощущение единения "'Estar enamorado'", старый добрый соул, в котором он пел «быть влюбленным -это смотреть на жизнь с высоты...".
Рафаэль иногда бросал куплет на полпути, и аудитория заканчивала его. Или он смеялся как безумный. Или он делал пренебрежительные жесты, будь то его "Frente al espejo", где он играл, как в мюзикле, или жесты брутального во всех смыслах мужчины в "A que no te vas", с присущей року мощью и презрением в духе «почему ты все еще продолжаешь оставаться рядом со мной, как собака, пока я не скажу: ВСЁ УЖЕ!". То, что делает Рафаэль, невероятно, и те, кто видит его впервые, сразу становятся его поклонниками, например, Фрэн («Но откуда взялся этот парень!»), Аспиасу («Когда его не будет, никто не сможет стать его продолжателем») или Оскар Эстебан («это образец настоящего профессионала, кроме шуток»). Дело в том, что ты сидишь на своем месте, группа играет вступление, под овации выходит улыбающийся, почти горделивый певец, и разрывает тебе душу, как безумный, распевая "La noche", так что стоит ему только выйти и отрывисто засмеяться, он оставляет тебя обалдевшим. Какой великий. Брависсимо, как крикнул кто-то с трибуны.
Рафаэль дал потрясающий концерт, в котором вторая часть была лучше, чем первая (с большим количеством электронных фрагментов, подходящих для молодежных фестивалей и парой очень жестких и даже близких к року песен, хотя его публика, казалось, не возражала и три раза начинала петь «olé-olé-olé», как heavies*). Рафаэль заговорил всего три раза, и на прощание он сказал примерно то же, что и везде: что приятно вернуться в этот город, что мы, публика, рафаэлисты, остаемся такими же, но у нас больше энтузиазма, и в связи с этим он воскликнул: «Сарагоса, я люблю вас так сильно, так сильно, так сильно... Спокойной ночи», - и удалился за кулисы, хотя был вынужден несколько раз вернуться.
И давайте вспомним другие гениальные моменты. "Yo sigo siendo aquel" была во всех отношениях легкой песней, "Te estoy querien dotanto" была абсолютной драмой, в "Estuve enamorado" он сравнялся с Томом Джонсом, "Volveré a nacer" прозвучала у него на французский манер (это песня про «от детства к делам», которую он завершил, сказав "с тех пор, как мне исполнилось 16 лет, я пою такие песни, как эта»), "La quiero a morir" Франсиса Кабреля зашла гораздо дальше, чем обещал ее сокращенный формат. "El tamborilero" была лучшей, насколько это возможно, рождественской песней (хотя огни не освещали весь зал, как они потрясающе делали это в прошлом году в Miribilla); "En carne viva" стала лучше без экранов с аллегорическими изображениями, которые напоминали о кулинарном шоу Masterchef, "Yo soy aquel" была отстаиванием самого себя, а "Como yo te amo" Росио Хурадо стала финалом (ложным - вспомните про "A mi manera"), которого нам всегда мало, потому что мы думаем, что это можно продолжить.
Посмотрим, когда в следующий раз мы сможем увидеть маэстро....
Оскар Кубильо
23.12.2023
www.elcorreo.com
Перевод А.И.Кучан
Опубликовано 24.12.2023
Примечания переводчика:
* Mackie Messer - - баллада о серийном убийце из «Трехгрошовой оперы»; в 1959 Бобби Дарин превратил ее в классику свинга, к ней обращались Мигель Риос, Гуардиола, Армстронг, Синатра.
** Тяжеловесы, обычно применяется к поклонникам хеви-металла, футбольным фанатам, торговцам тяжелыми «лекарствами».