Рафаэль. Maestro Padilla. 22 апреля. 2017
RAPHAEL. MAESTRO PADILLA. 22 DE ABRIL. 2017
В Испании нет артиста, чья карьера была бы настолько стабильной, ровной и исполненной успеха, как у Рафаэля. В минувшие выходные, за пару недель до своего семидесятичетырехлетия, мальчик из Линареса, который провел на сцене более пятидесяти пяти лет, двумя выступлениями в муниципальном аудиториуме Maestro Padilla в Альмерии, прошедшими с аншлагом, начал свое неизвестно какое по счету международное турне, в графике которого уже тридцать семь концертов... и новые даты продолжают появляться.
Такое событие весьма почетно для города, который уже принимал его предыдущую премьеру симфонической программы, в которой принял участие городской оркестр Альмерии под управлением Майкла Томаса.
На сцене Рафаэль грандиозен и уникален благодаря сильной энергетике и самоотдаче. Его новая программа сверстана из материала его последнего по времени выхода альбома Infinitos Bailes, созданного из эстрадных композиций молодых авторов, которые были написаны в стиле рок и стиле indie не только для студийной записи, но также для концертного показа. Именно это дарует возможность лицезреть Рафаэля-солиста в окружении музыкального коллектива из семи участников: двух гитаристов, двух ударников, бас-гитары, пианиста и клавишника.
На сцене присутствует изысканная мизансцена, великолепная световая партитура и экраны, на которых проецируются соответствующее замыслу изображения, что и делает зрелище настоящим спектаклем, срежиссированным по всем канонам и правилам.
Отчего я рассказываю о Рафаэле на сайте, посвящённом року? Как поет «Gritando enSilencio», «в жизни, в рок-н-роле и сексе есть только отношение»*, а этого здесь с лихвой.
Затрудняюсь сказать, похожи ли почитатели Энрике Моренте** и Рафаэля, но думаю, что вчера на концерте многие, считающие привычным выступление исполнителя из Линареса под рояль или оркестр, ощутили что-то близкое к тому моменту, когда певец из Гранады, закончив привычное и вполне традиционное исполнения фламенко, предстал в Мадриде с группой Lagartija Nick, чтобы таким образом прорекламировать песни, вошедшие позже в альбом "Omega"***.
Видимо, близкое к этому ощущение возникло, когда Рафаэль вышел в сопровождении рок-группы, которая укоряла темп в нужные моменты и решительно вывела звук в область рокерского звучания в кодах**** и взрывных финалах ряда песен.
Наверное, не все вышло идеально, но стоит поаплодировать отваге, и публика, встававшая с мест для оваций после подобных «переборов», хорошо выдержала это суровое испытание.
Вчера Рафаэль вышел с обновленной энергетикой, которая (полагаю, это для него не секрет), дала возможность доказать, что молодые зрители испытывают к нему уважение и любовь, но, что важнее всего, обладают пониманием. Его концерт на фестивале Sonorama и постепенное появление двадцати и тридцатилетних зрителей на его концертах натолкнули на идею, вылившуюся в его новое турне, умело построенное под их запросы. Сорок композиций и инструментальное вступление к спектаклю образуют программу шоу, которое идет почти три часа… вообще без перерыва.
Его уходы за сцену длятся мгновения, цельность и ритм действия не теряются ни на минуту, а соединение в единый пласт песен новых авторов и ряда тех, что считаются классическими, вкупе с историческими хитами Рафаэля создают эффектный контраст.
Выступление берет начало тремя песнями с его вышеупомянутого последнего по времени диска: это композиция, которая подарила название альбому - «Infinitos Bailes», созданная Исалем, эмоциональная «Аunque A Veces Duela» Дани Мартина, и «Loco Por Cantar», удивительно красивая вещь с крещендо в куплетах и припеве, принадлежащая Диего Кантеро (из группы «Funambulista»).
Далее наступает очередь праздничного гимна «Mi Gran Noche», с которого начинается блоr классических вещей: «No Vuelvas» с её четко выраженными каденциями, восстановленные из забвения «Somos» и «Ella (Ya Me Olvidó)»; две прославленные – «Provocación», в которой зал подхватывает припев, и «La Noche» - полная эпически высокого драматизма; стремительная «Despertar Al Amor», бравурная «Yo Sigo Siendo Aquel» и «Los Amantes», балансирующая между вальсом и сарсуэлой.
«Cada Septiembre» Ванесы Мартин, «La Carta» Росален и «La Duda Desnuda» уже давнего друга Бунбури – вот три композиции с диска, прозвучавшие на концерте. Их авторов было легко вычислить.
Первая была весьма сдержанной, вторая занятной, а третья исполнена глубокого смысла. Период спокойного темпа перетекал в более ритмическую энергичную «Vive Tu Vida» в духе йе-йе, которая подчеркивалась выведенными на экран психоделическими цветными силуэтами, забавными и почти магическими. «Приклеившийся» к стулу Рафаэль продемонстрировал свою самую театрального грань в «No Puedo Arrancarte De Mí», затем, стоя у рояля, спел с бокалом в руках «Por Una Tontería» и перешел к танго «Nostalgias». А «Una Vida» Хорхе Марасу и фантастическая «Carrusel» Ивана Феррейро, во время которой на экранах демонстрировались изображения рушащегося мира, закрыли следующий блок.
Когда спектакль перевалил через экватор, как раз в тот момент, который можно было предугадать, он предложил публике песни с огромным накалом и самыми органичными и страстными инструментальными аранжировками. Вслед за «Cuando Tú No Estás» и заимствованной из итальянского песенника «Estuve Enamorado» он открыл сезон охоты на целую серию песен, сумевших покорить несколько поколений: это «La Quiero A Morir» Франсиса Кабреля, одна из самых часто исполняемых в истории музыки, в которой он блеснул в сопровождении двух гитар и бас-гитары; «Detenedla ya» Эммануэля, «Adoro» Армандо Мансанеро и «Gracias a la Vida» Виолеты Парры, праздничная, энергичная и напевная «Acuarela del Río» и «El Gavilán Colorado» мексиканца Антонио Агилара. После того, как мы привыкли видеть его в сопровождении одного рояля, было интересно услышать его под аккомпанемент шестиструнной гитары в «Cuando Llora Mi Guitarra» эквадорца Хулио Харамильо.
По истечении двух часов выступления, когда публика уже полностью отдалась ему, ещё оставалось завершающее восхождение к кульминации. Светлая «Por Ser Tú» Мануэля Карраско и наполненная глубоким смыслом «La Última Ovación» Веги оказались стартом неудержимого финального фейерверка. «Estar Enamorado» заставившая запеть весь аудиториум, «Amor Mío» и «En Carne Viva», таящая внутренний жар, шумный праздник «Escándalo», изумительная «Ámame», прозвучавшая очень ритмично в сопровождении группы музыкантов, «Qué Sabe Nadie» и «Yo Soy Aquel» - так же бьющие в цель, как и в первый день исполнения, и «Como Yo Te Amo» Мануэля Алехандро стали завершающим штрихом почти трёхчасового сеанса музыки.
Уже не имеет абсолютно никакого значения те абсурдные дебаты о том, сочиняет ли Рафаэль песни, и о его исполнительском таланте: его откровенно проявляемая благодарность и выражение счастья, обычно появляющееся на лицах его зрителей, настолько несомненны, и наблюдаются на протяжении столь многих лет, а теперь еще и с этой дерзкой электризующей отвагой, что никто не выдерживает сравнения с ним. Брависимо!
Опубликовано 24.04.2017
Дополнительные материалы:
* Аллюзия на песню «Actitud» испанской рок группы "Gritando en Silencio" (осн.2004).
** Энрике Моренте (1942-2010) - испанский певец, исполнитель традиционного андалузского канте фламенко.
***Omega - совместный диск Энрике Моренте и Lagartija Nick (1996).
Lagartija Nick – испанская группа альтернативного рока из Гранады (осн.1991), получившая название по песне английской группы Bauhaus, работающей в стиле готик-рок
**** Кода - дополнительный раздел, возможный в конце музыкального произведения и не принимающийся в расчёт при определении его строения.