Голос сердца

Испанский певец Рафаэль Мартос Санчес личная жизнь

На том концерте мне удалось сделать несколько цветных фотографий, которые дополнили мою коллекцию. К тому времени у меня было уже достаточно фотографий из фильма, газет и журналов с обложек пластинок и других источников. Некоторые из них мне давали девчата на время. 

Raphael en Moscú. 1971

Рафаэль

Стена моей комнаты того времени,
обвешанная фотографиями Рафаэля.

Дома я имел всю необходимую аппаратуру и для меня не составляло труда сделать любую фотокопию. Вся стена в моей комнате была увешана фотографиями Рафаэля. Это сейчас всё запросто: фан-клубы, аудио- и видеозаписи, интернет, сайты, можно легко поехать на концерт Рафаэля в любую страну, побывать на его пресс-конференции, я уже не знаю, встретиться с ним лично и сфотографироваться на память... А тогда, для нас молодых мальчишек и девчонок, это всё было из области фантастики. 

Со студией звукозаписи на улице Горького тоже была связана одна музыкальная история. Когда-то в детстве, когда мне было четыре года, мой папа захотел на память записать, как я пою. Помню, как во время прослушивания записанной пластинки, я бегал по этой студии и искал, откуда звучит мой голос. Это была первая моя пластинка. В 1971 году я вдруг вспомнил про эту папину затею и решил записать снова пластинку, на этот раз с песнями Рафаэля и темой Мигеля из "Пусть говорят". Там меня и сфотографировали, потом эта фотография была перенесена на пластинку. Испанский я не знал и текст учил, записывая русскими буквами на слух. Интересно же! Когда я пел, помню, собралась вся студия.  

Дома, когда мне особенно удавалась какая-нибудь песня, я выходил во двор и играл на аккордеоне и пел, а девчонки из окон бросали мне записки с просьбой что-нибудь ещё исполнить. Позже Игорь Тальков в своей песне "Чистые пруды" споёт дорогие моей памяти слова: "Чистые пруды... - мой дальний берег детства, где звучит аккордеон". 

Осенью 1971 года в программе концерта, посвященном Дню советской милиции, принял участие Виктор Чистяков. Для тех, кто не в курсе: это был единственный и неповторимый мастер музыкальной пародии, трагически погибший в авиакатострофе в 1972 году. В том концерте он сделал замечательную пародию на Рафаэля, приуроченную к его первым гастролям в СССР. К сожалению, отыскать видеозапись этого номера мне не удалось. Нашлась только аудиоверсия. 

Шел 1972 год. Я уже совсем большой мальчик, и у меня масса знакомых из числа почитателей Рафаэля. Тут сообщают, что Рафаэль снова в Москве! И опять, как и в прошлом году, никакой рекламы, а билеты, само собой, все давно проданы. Так! И вновь всё закрутилось - билет в театр Эстрады мне достал друг нашей семьи, работавший тогда в министерстве культуры. Я мчусь в министерство, он при мне звонит администратору, и вот я на концерте Рафаэля! Здесь я кое-что уточню. В ти дни в театре Эстрады пела София Ротару. Ее концерты начинались в 19.00, а Рафаэля - в 16.00. Так вот, прихожу я в зрительный зал, а билет у меня во второй ряд партера...

Рафаэль

Сажусь на свое место, смотрю - рядом со мной София Ротару! Пришла послушать Рафаэля. Именно в театре Эстрады я и сделал много хороших фотографий, которые я печатал пачками на заказ и, помню, заработал тогда свои первые деньги. Встречали мы Рафаэля у входа в театр. Наконец, подъезжает машина, и он выходит - худой, длиноволосый, строгое выражение лица, одет в кожаную куртку вишнёвого цвета... Прошел сквозь строй к подъезду, не дрогнув ни одним мускулом. Все стояли как вкопанные. Я удивился - что это такое? Потом мне объяснили: "Сережа, если бы он улыбнулся, его бы порвали на части!" Весь концерт я записал на магнитофон "Весна", потом пел с утра до ночи эти песни, напрягая родителей и соседей. 

Рафаэль

Я родился в семье медиков, инженеров, преподавателей и музыкантов на Чистых прудах. М. Магомаева "крутили" зимой на катке, так что я знал весь его репертуар. Я увлеался тогда музыкой и пением, театром. Мои сверстники, живущие на Чистых прудах - все чем-нибудь занимались помимо школы: учились музыке, изучали иностранные языки, ходили на фигурное катание, в дом пионеров, в разные там кружки. В ту пору это было абсолютно заурядным делом; это сегодня все удивляются, почему я не стал артистом, а тогда считалось, что необходимо прежде всего получить серьёзную профессию, дополнительные же занятия и увлечения имели, главным образом, задачи духовного воспитания и всестороннего развития личности.

Рафаэль

Концерт Рафаэля в Театре Эстрады. 1974

(К сожалению, из-за болезни я был вынужден прервать занятия вокалом и не смог в дальнейшем  профессионально выйти на сцену. После школы я получил среднее медицинское образование, отслужил в армии, потом работал в НИИ биомедхимии и продолжил учебу в институте. В перестроечные годы я весъма успешно зарабатывал фотографом, а в "лихие 90-е" выехал с семьей в Германию на ПМЖ. В настоящее время работаю в Медицинском лабораторном центре в Штутгарте).  

В 1973 году Рафаэля ждали снова с концертами в Москве, но он приехал только через год. Опять - театр Эстрады, опять мы - самые верные, преданные ему поклонники. На этот раз билет мне сделали девочки, которые не пропускали ни одного концерта и имели, по-видимому, уже в те времена свои связи в определенных кругах... Место было хорошее, в первых рядах партера, для того, чтобы я мог фотографировать. Сами же они сидели где-то под люстрой.

РафаэльРафаэль

Концерт, как всегда прошел великолепно. Я с аппаратурой, да ещё с букетом цветов... Где-то в середине концерта, когда Рафаэль спел "Digan lo que digan", и зал взорвался аплодисментами, я вскочил с места и кинулся к сцене с букетом. Рафаэль подошел ко мне, взял цветы и протянул мне в знак благодарности руку. Я был на седьмом небе от счастья! А после концерта девчата мне выговаривали: "Сережа, как ты мог? Ты же - медик! Ты так тряс руку Рафаэлю, что мы думали, ты её вырвешь из плечевого сустава!".

Далее, как я уже упоминал, была служба в армии, поступление в институт, учеба, работа, семья... В следующий раз мы встретились с Рафаэлем в Москве лишь в 1997 году. и теперь уже моя дочь - Наташа вручала ему цветы на сцене после исполнения "Digan lo que digan"!

Концерты, восторженные авации, магнитифонные записи, пластинки, наши мечты и надежды, море впечатлений и чистые искренние чувства - романтика нашей юности в те далекие 70-ые и конечно же любовь к Рафаэлю, объединившая нас, его поклонников на долгие годы. 

Рафаэль

A через год мы всей семьёй выехали из России в Германию...

Теперь мне хотелось бы подробнее остановиться на вокальных данных Рафаэля. Прежде всего. это безусловно абсолютно природный, врожденный дар, встречающийся раз в сто, а может, и более лет. Неповторимость тембра, свободное владение голосом, манера пения, и, главное, исполнительский талант: способность в голосовых интонациях выразить всю глубину чувств, слиться в единое целое с музыкой, передать голосом всю сущность музыкального произведения, смысл и настроение каждой музыкальной фразы. Поэтому песни Рафаэля понятны всем и не нуждаются в переводе текста. В данном случае голос выступает как уникальный музыкальный инструмент, звук, которого неповторим. Для выражения своих чувств Рафаэль мастерски сочетает пластику тела с применением всевозможных вокальных приемов, таких как пассажи, форшлаги и др., органично встроенных в архитектуру исполнения каждой песни. Голос Рафаэля обладает целой музыкальной палитрой, что даёт певцу возможность легко импровизировать и создавать всё новые яркие образы. Научиться этому нельзя! Это от Бога...

РафаэльРафаэль

И немного о собственно голосе Рафаэля. По тесситуре - это тенор с потрясающим фальцетом, очень яркими верхами и развитым нижним регистром, то есть практически целый оркестр! Причем в ранних записях Рафаэля верхи звучат в несколько иной манере; позже он стал брать верхние ноты естественным открытым звуком, что в вокале называется "бэлтингом". Для примера можно привести всем хорошо знакомые "No vuelvas", "Dajame", "La fuerza del corazon". В песне, как в любом вокальном произведении, достаточно спеть красиво хотя бы одну ноту, чтобы слушателю запомнилось исполнение. Иногда такую роль выполняет какая-нибудь ошибка, неточность, случайная пауза, которые, тем не менее, не портят впечатление, так как придают исполнению особый шарм и индивидуальность. Нередко такие запоминающиеся моменты нарочно оставляют даже в студийных записях. Такие, удачно спетые ноты я сразу запоминаю и потом всегда жду повторения интересного фрагмента или даже варианта всего исполнения. К сожалению, певцу далеко не всегда это удаётся.  Особенно красивые ноты Рафаэль в концертах в некоторых песнях повторяет, сводя с ума своих поклонников.

Рафаэль

Рафаэль поёт всегда по-разному и показывает отменное владение всеми оттенками и ньюансами голоса, делая своё исполнение поистине неоценимым и неповторимым. Даже опытным вокалистам часто не удаётся повторить красиво спетую ноту в рамках одной песни, например, в припеве: три куплета, три припева, каждый припев поётся по-разному, причем удачно только один. Мне долго приходится искать понравившееся исполнение, иногда так и не нахожу. Например, песня "La tierra", которую Рафаэль прекрасно спел в концерте в Москве в 1997 году, а на фирменном диске запись этой песни неинтересная. Так что бывает и такое. Порою это не связано с певцом: бывает просто не очень удачная запись, аккомпанемент или какие-нибудь другие технические причины. Музыкальное сопровождение тоже очень важно, особенно, если оно талантливое. Песни Рафаэля, главным образом, лирические, имеют прекрасные оркестровки и оранжировки.

 Сергей Лурье
Штутгарт (Германия)
Опубликовано 25.01.2017
 
Далее >>> Маскарад


Комментарии



 Оставить комментарий 
Заголовок:
Ваше имя:
E-Mail (не публикуется):
Уведомлять меня о новых комментариях на этой странице
Ваша оценка этой статьи:
Ваш комментарий: *Максимально 600 символов.