Рафаэль отмечает свое семидесятилетие в разгар мирового турне. 2013
RAPHAEL CELEBRA SUS 70 EN PLENA GIRA MUNDIAL. 2013
Он родился в Линаресе, в той самой больнице, где через четыре года умрет тореро Манолете.
В это воскресенье, 5 мая, Мигель Рафаэль Мартос Санчес отмечает свое семидесятилетие. На памятной доске, висящей на стене дома №4 по улице Доктор в его родном городке, Линаресе, утверждается, что он появился на свет здесь в 1943, что не совсем верно. Это был дом его бабушки. На самом деле он родился в больнице Маркесес де Линарес, где четырьмя годами позже испустит дух легендарный тореро Мануэль Родригес («Манолете»). Примем это за истину для этой большой или маленькой истории нашего героя, который происходит из очень скромной семьи, глава которой, Франсиско Мартос Бустос, работал в муниципальной службе водопровода. Годы спустя, когда его любимый Фалин (как звали его в семье) уже положил в банк несколько миллионов песет, он поднимался на леса по собственному желанию. Я знал его, и он казался мне добросовестным человеком, очень самолюбивым, работягой на протяжении всей жизни, который не допускал для себя возможности жить «на халяву» в роскошном доме своего сына. В Венеции, на свадьбе певца в 1972 году, я перебросился с ним несколькими словами; этого хватило, чтобы понять, что ему чужд мишурный блеск, и он хотел бы остаться незамеченным. Он никогда не давал журналистам интервью. Что касается его матери, Рафаэлы Санчес, она работала в Линаресе в Доме ребенка и социальной помощи. А когда Фалин превратился в кумира РАФАЭЛЯ, она с огромным удовлетворением позировала фотографам из желтых журналов, естественно, гордясь вокальными подвигами своего любимого отпрыска. Это была симпатичная, простоватая женщина, которая была отрадой для репортеров. Семья Мартос покинула хаенский городок примерно в 1950 и осела в столице Испании. Они прошли через лишения и голод. И их даже выставляли из дома в районе Куатро Камино, в котором они жили. Сейчас, когда выселения из домов стали печальной реальностью, Фалин не забыл этой сцены – матрас его родителей, выброшенный на улицу.
Во второй половине 50-х наш герой участвовал во всех радиоконкурсах для начинающих певцов, которые походили в Мадриде, пользуясь несколькими псевдонимами, чтобы иметь больше шансов; чаще всего это был Марсель Виванкос и Рафаэль Гранадос. В коридорах радиостанций он пересекался с Мари Пили Куэстой (в будущем - Ана Белен) и Анхелинес де лас Эрас (превратившейся в Росио Дуркаль). Рафаэль Мартос так никогда и не дошел до аудиторий, в которых приобретают высшее образование. Он получил урезанную школьную подготовку. В пятнадцать лет ему пришлось пойти работать: он побывал учеником портного и уличным продавцом дынь. А начало его музыкальной деятельности датируется 1958 годом. В своих мемуарах он рассказывает, что дебютировал на «разогреве» (первый артист труппы, выходящий на сцену) в городке под Мадридом, где в первый раз услышал грубые оскорбления, связанные с его манерой петь и двигаться: "Вместо того, чтобы крикнуть «убирайся домой, несчастный» или «ты дерьмо», или еще что-нибудь, так нет же… тебя называют педиком".
Благодаря своему менеджеру, Пако Гордильо, он встретился с композитором всей своей жизни, уроженцем Хереса Мануэлем Алехандро, игравшим на пианино в баре для путан на мадридской улице Ballesta, где безбородый певец будет разучивать свой собственный репертуар. Трамплином для него стал фестиваль песни в Бенидорме в 1962 году. А его памятный сольный концерт в театре Сарсуэла в ноябре 1965 – началом его легенды. С тех пор он не останавливался, если не считать периода вынужденного покоя до после пересадки печени, которую ему сделали в 2003. Тот, кто начинал, взяв за образец Хуаниту Рейну, госпожу коплас, и певца Антонио Амайя, и короля болеро Лучо Гатика, приобрел собственный стиль, с пронизанной артистизмом системой жестов. Эдит Пиаф также была зеркалом, в которое он пытался посмотреться. Он – мелодраматический актер романтической песни; его песни – трехминутные сериалы. Но он – всегда он сам, он ни на кого не похож - с его мощным голосом, который сдается лишь поздно вечером. И сегодня, на его бесконечных концертах, продолжающихся больше двух с половиной часов, доходящих до ста восьмидесяти минут, он демонстрирует свои поразительные вокальные способности. Он не допускает сравнения ни с кем.
У него вышел новый диск - Mi gran noche. Это четырнадцать песен с новыми аранжировками, в которой он воссоздает эту песню и другие песни из его славного прошлого: Poco a poco, Hoy mejor que mañana, Estuve enamorado, Los amantes, Vive tu vida, No tiene importancia... И с 13 апреля он еще раз отправился в турне (он на передовой уже пятьдесят пять лет). Мексика, Соединенные Штаты, Канада... В эти дни мы видим его в Техасе. Летом и до поздней осени он будет выступать в Испании. У него уже запланировано шесть вечеров в мадридском театре Сарсуэла. Это эстрадный монстр, которого не волнуют кислые отзывы его гонителей. В его пользу говорит поддержка тех, кто страстно им восхищается – это три поколения поклонников. Его история заслуживает нашего самого большого признания.
Однажды, среди многих интервью, которые я у него брал, он сказал мне: "Я умру на сцене... Я это знаю. Но я умру счастливым". Пусть этот день придет к тебе как можно позже. А сегодня я поднимаю тост за эти семьдесят лет, которые ты празднуешь счастливым.
Мануэль Роман
05.05.2013
www.libertaddigital.com
Перевод А.И.Кучан
Опубликовано 05.05.2013