Рафаэль: «Когда я приезжал в Буэнос-Айрес, Сандро присылал мне бутылку шампанского». 2014
RAPHAEL: «CUANDO LLEGABA A BUENOS AIRES, SANDRO ME MANDABA UNA BOTELLA DE CHAMPAGNE». 2014
Андалузский певец, который посетит нас в апреле, только что записал диск с новыми версиями своих великих хитов. В этом репортаже он вспоминает, что Роберто Санчес, которым он восхищался, и взаимно, прислал ему бутылку и письмо, когда он приехал в Аргентину.
Уже несколько десятилетий назад Рафаэль устал побивать рекорды. Испанский певец, за плечами которого почти 55 лет творческой деятельности, выпустил 60 дисков, у него есть Урановый диск (наряду с Майклом Джексоном и AC\DC; это награда, которую они поучили за то, что сумели продать по всему миру более 50 миллионов пластинок), 330 золотых и 50 платиновых дисков. Но для него музыка не просто работа – это образ жизни. Поэтому он в 71 год продолжает подниматься на сцены Европы и Америки (в 2015 году он посетит Аргентину), чтобы продемонстрировать, что его голос остался таким же, каким был. Сейчас Рафаэль выпустил диск De Amor & Amor, в которые вошли песни, которые он называет своими «драгоценностями короны», то есть некоторые из его лучших песен, такие, как например, Que sabe nadie, Provocación и En carne viva. При реализации этого проекта певец сотрудничал с Хакобо Кальдероном, Пако Саласаром и Фернандо Веласкесом, бывшими великолепными коллегами на протяжении его творческой карьеры. Рафаэль в разгар турне по Испании сказал Pronto: «С этой новой работой я чувствую себя как ребенок с обновкой. Я счастлив. Я чувствую, что это была удачная мысль – снова переписать песни, которые я записывал на протяжении моей карьеры. И я буду продолжать заниматься ими, чередуя с записью диска с новыми песнями.».
Почему ты решил снова записывать некоторые из своих великих хитов?
Я всегда хотел сделать это. Главная моя цель – заново спеть всюду эти вещи, чтобы молодежь познакомилась с песнями этого рода, которые уже стали историческими, но записанными так, как это делают сегодня, с новыми аранжировками. Я хочу, чтобы новые поколения могли услышать эти песни, не будучи вынужденными заглядывать в бабушкин сундучок, чтобы достать старые пластинки.
Эта молодая публика также уже знала их по рекомендациям родителей и бабушек.
Конечно. Но среди тех, кому сейчас двадцать лет, есть много таких, у кого эти песни прошли мимо. То есть песни эпохи Amor mio, эпохи Digan lo que digan, они их пропустили, потому что это связано с временем. И им приходится искать в интернете «Рафаэль, 1968»... это никуда не годится. Кроме того, я хочу оставить им что-нибудь, записанное качественно. Особенно потому, что эти песни фантастически хороши. Трудно найти песни, сделанные с подобным размахом.
А как реагирует публика во время турне, которое Вы проводите в Испании?
Великолепно. Серьезно – великолепно. Все турне – это нечто невероятное, с того момента, когда оно началось в апреле. И оно продлится до конца года, когда закончится в декабре Мадриде. В следующем году с побываю с ним в Латинской Америке, в том числе в Аргентине, и снимусь в фильме у Алекса де ла Иглесиа.
На сцене Вы, с Вашими движениями и гримасками, исполняете песню или играете героя?
Нет. Это я! Я - всегда я. Я такой. Сцена – это дом. И мне очень нравится, что я делаю то, что хочу. Возможно, в начале моей карьеры у меня было что-то от персонажа, потому что я боролся за то, чтобы обрести собственное место. Но уже давно там, на сцене, стою именно я. Я спокоен. И очень счастлив.
Вы 55 лет связаны с музыкой.
И прекрасно себя чувствую. Этой деятельностью я занимался с огромной страстью. Возможно, человеку, у которого нет такой страсти, все это показалось бы ужасно монотонным, верно? Но меня он вдохновляет. Возможность почти каждый день выходить на сцену приводит меня в восторг. Она греет душу. Кроме того, каждый день бывает немного другим, потому что публика реагирует по-разному. Поэтому я так хорошо чувствую себя на эстраде.
Это становится понятным на каждом вашем шоу. Но кроме того, Вы счастливчик в плане голоса. Вы смогли сохранить его на протяжении многих лет.
Несомненно, я могу делать все то, что делаю, потому что мой голос при мне. Он остается со мной. Я также хорошо чувствую себя в физическом плане и поэтому могу по-прежнему двигаться на сцене и даже танцевать в некоторых песнях. Но что касается голоса, то, если бы его уже не было при мне, все это оказалось бы невозможным. В некоторых отношениях я даже стал лучше, потому что я много учился и продолжаю учиться. У меня нашлась эта огромная смелость спеть заново мои исторические песни, потому что я это могу! Если бы не мог... я бы и пытаться не стал.
Как Вы ухаживаете за своим голосом?
На самом деле я им просто не пренебрегаю. Я не курю, не пью и сплю сколько надо, чтобы сохранить хороший голос. Кроме того, я им пользуюсь ровно столько, сколько необходимо.
Это как?
Дело в том, что я очень мало говорю. Я много пою, но мало говорю. Мои способности заключаются в том, что я берегу голос для времени концерта. Причина кроется в том, что если ты много говоришь в течение дня, то приходишь на концерт с четвертью голоса.
Врезка вверху:
Если я сержусь на жену, я отправляюсь в турне
Yo soy aquel
Он 42 года женат на Наталии Фигероа, у него трое детей и семь внуков, которые называют его не «дедушка», а «Рафа».
Но когда Вы общаетесь со своими внуками – Хорхе, Мануэлем, Гонсало, Мануэлой, Карлосом, Николасом и Хулией, Вам ведь приходится много говорить, не так ли?
С детьми моих детей! (он смеется). К сожалению, я не могу видеться с ними часто из-за гастролей. Но они знают, кто я такой, в том смысле, что я должен беречь себя, что я не могу много говорить, и таким образом облегчают мне жизнь.
Это правда, что Вам не нравится, когда Ваши внуки называют вас дедушкой?
Еще как не нравится! Они называют меня «Рафаэль» или «Рафа».
Почему?
Почему? А как я называю их? «Дети, идите сюда?». Нет. Я называю их по именам, и они называют меня моим именем.
Все Ваши дети – артисты, у внуков тоже есть склонность к искусству?
Они еще слишком малы. Точно ничего нельзя знать. Но когда они приходят к нам, мы слышим, как они поют - всегда, если они не играют. Мы их обожаем, и я думаю, что они тоже последуют путем музыки. Мне бы это очень понравилось.
С Вашей женой, Наталией Фигероа, вы поженились сорок лет назад. У Вас есть какой-то секрет?
...
Чем вы занимаетесь, когда не находитесь на гастролях?
Каждый пятнадцать-двадцать дней я устраиваю неделю отдыха. И в это время я занимаюсь записью песен, которые хочу записать. Я никогда не прекращаю петь. Я также рисую.
Серьезно?
Да, я рисую много картин, а потом дарю им моим друзьям или семье. Я думаю, что я не сохранил ни одной из созданных мною картин.
Сейчас у вас полным ходом идет турне по Испании, в каком состоянии находится страна после пережитого вами тяжелого кризиса?
Ну, мы двигаемся вперед. Все было достаточно плохо. Но понемногу все оживляется. Не то, чтобы это был феноменальный подъем, но можно отметить появление радости, и нам есть, что делать. Надо подождать еще год или два, чтобы окончательно завершился этот плохой период. С моей стороны, моя обязанность – нести людям радость. Из этого кризиса мы уже выходим. Мы выходили из других, худших ситуаций.
Заметно также, что в отношениях между испанцами и королями также наступил кризис.
Я полагаю, что они были жестоки по отношению к дону Хуану Карлосу. Хотя, к счастью, несмотря на некоторый скептицизм, с Фелипе и Летисией кое-что изменилось. Я также понимаю, что Испания спрашивает сама себя – на что тратятся ее деньги в разгар тяжелейшего кризиса.
Я хочу немного вернуться с Вами к Вашей профессиональной истории и к истории видного аргентинского и американского деятеля, каким является Сандро. Вы никогда не были знакомы с ним лично, хотя наряду с Нино Браво были очень важной фигурой в испанской музыке.
Точно, мы никогда не были знакомы. К сожалению. Этот парень во многих отношениях привлекал мое внимание. Он был фантастическим музыкантом, но, кроме того, всякий раз, когда я приезжал в Буэнос-Айрес, он присылал мне бутылку шампанского с письмом, в котором говорил, чтобы и наслаждался Аргентиной, и желал мне всего самого лучшего на моих спектаклях. Он всегда фантастически хорошо относился ко мне. Но мы так и не познакомились лично, чтобы сказать «привет». Жаль. И я очень скорбел о его утрате. Я знаю, что он всегда очень хорошо отзывался обо мне. Это мне понятно. И я о нем – тоже. Сандро был великий артист, и я знаю, что он был отличным человеком. Но его конец очень меня опечалил, потому что я прошел через нечто очень похожее. И это было очень трудно. Но я могу шагать вперед
Как Ваше здоровье через одиннадцать лет после пересадки печени?
Я отлично себя чувствую. Каждый раз, когда я прихожу повидаться с врачом, я ухожу довольным, потому что у него для меня хорошие новости. Это придает мне огромное спокойствие, чтобы продолжать наслаждаться жизнью. К счастью, при лекарственной поддержке печень функционирует нормально, и все уже преодолено.
Однажды Вы говорили о своих проблемах с алкоголем, о том, что много пили во время гастролей, чтобы успокоиться после концертов, и что это стало причиной Вашей болезни.
Разумеется. Я должен был обнародовать то, что произошло со мной, потому что это была глупость. Я не отдавал себе отчета в том, куда это меня заведет. И я ни в каком смысле не получал удовольствия. Но если я об этом говорил, то это было для того, чтобы способствовать тому, чтобы люди не вели себя плохо, как в этот момент делал я, потому что у всего бывают свои последствия.
Какие мечты Вам осталось исполнить?
Моя мечта – стать великим артистом. Во всех смыслах этого слова. Ну и поскольку, как сказал поэт, дорога возникает, когда шагаешь по ней, я полагаю, что через несколько лет сумею стать великим артистом.
Мариас Айрола
08.10.2014
Pronto
Перевод А.И.Кучан
Опубликовано 10.11.2014
Примечания переводчика:
* Роберто Санчес-Окампо (19.08.1945 – 4.01.2010), известный как Сандро или Сандро из Америки, Цыган, Аргентинский Элвис - аргентинский певец и актер, считавшийся одним из первых испаноговорящих рок-музыкантов в Латинской Америке. Он выпустил 52 пластинки и продал 8 (по другим данным – 22) миллионов копий. Смерть наступила в результате сепсиса и ишемии через полтора месяца после пересадки блока сердце-легкие, проведенной в связи с эмфиземой легких, спровоцированной курением.