Рафаэль: "Мне бесконечно повезло, что в своей жизни я постоянно одерживаю победы". 2023
RAPHAEL: "HE TENIDO LA INMENSA SUERTE DE TENER UNA VICTORIA CONSTANTE EN MI VIDA". 2023
Великая звезда эстрадной песни, за плечами которой более шестидесяти лет творческой работы и восемьдесят пять дисков, пройдется по лучшим хитам своего репертуара на концерте, который он проведет в эту субботу на Navarra Arena, где он также представит свой последний по времени выхода альбом «Victoria»
Рафаэль приезжает со своей программой «Victoria» на Navarra Arena,
где он даст концерт, на котором представит публике свои новые песни
и вспомнит лучшие хиты из своего репертуара
Он не намерен уходить на пенсию, и только его голос заставит его принять это решение. Ему также не нравится, что каждое его турне наводит на мысль, что оно окажется последним, потому что он утверждает, что у него те же устремления и упования, что и в начале карьеры.
Вы с детства стремились стать артистом, и Вам это удалось. Как Вы думаете – почему у Вас с самого начала был такой хороший контакт с публикой?
Я сумел появиться вовремя. Когда появляется новый артист, очень важно, чтобы он родился в свою эпоху, чтобы его приветствовали так, словно его долго ждали. Это, бесспорно, то, что произошло со мной. Во вкусах публики была брешь, и я вдруг ее заполнил. Тут мог присутствовать фактор везения, но все остальное – труд и труд.
Стиль Рафаэля ни с чем не спутаешь, это не только голос, но и жесты и передвижение по сцене. Это что-то продуманное заранее?
Я хорошо использовал эту возможность и думаю, мне удалось найти свое место и выработать очень индивидуальный стиль. Люди увидел юношу, который никого не имитировал, ни на кого не был похож и пел свои песни. А когда я отваживался исполнять чужие вещи, я превращал их в мои, придавая им мой собственный настрой и стиль. Все, считающие, что я имею всё это, потому что это был сделанный мне подарок, очень ошибаются. Это стоило мне огромного труда, и надо было пытаться делать все хорошо. А когда тебе это удается, это приносит радость. Всегда приятно оставить свой след.
Вы несколько раз говорили, что совсем не склонны к ностальгии и что Вам не нравится жить прошлым. Вы в самом деле никогда не оглядываетесь назад и не перебираете в памяти шестьдесят лет своего творчества?
Мне не нравится жить прошлым, я не могу жить за счет былых успехов, я всегда должен устраивать премьеры. Это не означает, что я не исполняю мои старые песни, ну, не старые, а скорее песни других периодов, потому что у меня есть прошлогодние песни, и те, которым десять, двадцать, тридцать и сорок лет. Я не отказываюсь от этих песен, они являются частью меня, но я продолжаю предъявлять новинки, чтобы публика получала удовольствие, так как для меня важно именно это. Я продолжаю готовить новые композиции, двадцать четвертого ноября выходит новый диск, и это тоже замечательно. Но всем командует публика, и. конечно, иногда людям нравится слушать великие хиты.
Вам никогда это не надоедало – сто раз исполнять Ваши самые известные песни?
Я люблю предлагать публике новые песни, чтобы люди не уставали, всегда слушая одно и то же. Первый, кто устает от моих песен – это я. Когда какая-нибудь песня мне надоедает, я выбрасываю ее из репертуара. Публика тоже не объясняет, почему я ее не пою, но дело в том, что я пресытился. Обычно через месяц или полтора я начинаю о ней скучать, так что снова ввожу ее в программу концерта.
Вы бы изменили что-нибудь в Вашей жизни?
Я бы ничего не стал менять, даже вещи, которые я сказал или сделал не очень удачно – они послужили мне наукой. У меня также нет ощущения, что я чего-то не сделал, напротив, я полагаю, что сделал все, что хотел, и так, как хотел.
Если что-то, о чем Вы жалеете, когда анализируете свою жизнь с высоты прожитых лет?
Ну, я тоже делал что-то, что получалось не очень хорошо. У меня есть личность, характер, и, как и все, иногда я попадаю в яблочко, а иногда ошибаюсь, но я ни в чем не раскаиваюсь.
Вы сумели пересечь границы между поколениями. В чем тут секрет?
Обычно мы, артисты, поем для нашего поколения, а не для предыдущего и не для следующего. Самое волнующее, что произошло со мной, случилось в тот день (и не так давно), когда я понял, что я пою для пяти поколений. На моих концертах ты видишь всех – от пожилых людей до молодежных компаний и десятилетних детей. Это очень трогательно.
Для Вас публика много значит, Вы нуждаетесь в аплодисментах?
Для меня они – всё в этой жизни. Не из-за аплодисментов как таковых, а потому что они означают одобрение. Эти аплодисменты означают, что они принимают то, что я делаю, а это очень сложно. В моей команде есть один звукооператор, который после окончания каждого концерта записывал то, что говорили люди при выходе. Я слышу аплодисменты, я вижу, что он встают с мест, но я не слышу, что они говорят. А он смонтировал подборку и пятого мая подарил мне на день рождения.
Рафаэль-артист очень отличается от Рафаэля-личности?
Никакой разницы, мы одна личность. Я на сцене такой же, как тот, кто сейчас разговаривает с тобой, или кто завтра отправится в поездку. Я не изменяюсь, я всегда один и тот же. Не знаю, изменился ли я с течением лет, но я во всех смыслах считаю себя все таким же. Я стал более зрелым, больше прислушиваюсь к людям, чем раньше, стал спокойнее, но я не слишком сильно переменился. Ни как артист, ни как личность.
Ваша песня «Mi gran noche» стала для молодежи гимном и звучит в дискотеках как кульминация. Вы чувствуете связь с молодежью?
Эта песня – любопытный феномен, и даже я сам не могу объяснить это, но меня радует, когда ее поют или слушают. Она – наследие публики и в какой-то мере ее собственность. Я также не ведаю причины, но я всегда замечал, что молодежь меня знает и признает. Мне тоже нравятся молодые люди, потому что он говорят мне вещи, которых я раньше не слышал.
У многих артистов голос меняется, когда они становятся старше. А Ваш такой же, как всегда, или за ним тоже надо следить?
То, что происходит с моим голосом – это «точка и новый абзац», это какое-то чудо. Я могу простыть, но мой голос остается неизменным. Я не слишком забочусь о нем, но все-таки не пренебрегаю им. Я не курю, не пью, не устраиваю себе бессонных ночей, но не делаю ничего особенного, чтобы сохранить его, я не живу, сконцентрировавшись на нем. Он сильный, но достаточно пластичный для того, чтобы делать «фальсете».
У Вас нет намерения уйти на пенсию по собственному желанию? Это здоровье вынудит Вас остановиться?
Именно тело скажет мне, когда надо остановиться. Если я чувствую себя не очень хорошо, тело сообщает мне об этом, и я отменяю выступление. Я очень слежу за собой, потому что здоровье – это основа всего. Но я никогда не уйду на пенсию. Я понимаю, что когда-нибудь меня проводят на пенсию, но не по моей собственной воле. Я не могу, это невозможно, я бы все время плакал. Пока Бог хранит мой голос и здоровье, я не собираюсь уходить.
Ваша жена и ваши дети думают так же, как Вы?
Они скорее меня подкалывают. У меня чудесная семья, я к ним прислушиваюсь, но они же знают, какой я и что я буду делать. Даже мои внуки просят, чтобы я сопровождал их в какое-то место, и я всегда отвечаю им одно и то же: «Я тебя отведу, когда я закончу работу в таком-то месте, я составлю тебе компанию». Но я не брошу мою профессию.
Кристина Алтуна
18.11.2023
www.diariodenavarra.es
Перевод А.И.Кучан
Опубликовано 19.11.2023