Рафаэль, или профессионализм. 2023
RAPHAEL O LA PROFESIONALIDAD. 2023
Рафаэль насытил собой эпоху, став частью ее сентиментальной памяти, и добился всеобщего уважения
Ни один испанский певец не заслужил уважения всех коллег по профессии (какими бы противоположными и даже несовместимыми ни были их стили) и испанцев (какими бы противоположными и даже несовместимыми ни были их вкусы) так, как Рафаэль. Мой коллега Гонсало Грахера написал в своей хронике концерта, который он дал в пятницу перед более чем 7000 зрителями: “Все согласны с Рафаэлем, все восхваляют Рафаэля, и это неудивительно, ведь он подарил нам так много счастливых моментов”.
В настоящее время это верно благодаря его необычайному профессионализму, сравнимому только с профессионализмом великих американских и французских певцов (таких, как Бенет, Беко или Азнавур, которыми он так восхищался и которые выходили на сцену до тех пор, пока тело им позволяло), который принес ему очень заслуженное уважение, окрашенное восхищением. Но это неправда, если говорить в прошедшем времени.
В том, что касается музыкальных вкусов, в 60-х и 70-х годах существовало, по крайней мере, четыре Испании: рафаэлистская, возможно, позже дополненная хулио-иглесиасской, йейе, позже перешедшая в поп, рокерская и Испания певцов-авторов песен. К ним можно добавить Испанию копла - классической или возрожденной представителями йейе, опиравшимися на фламенко, или Хурадо. Между первой и второй могла присутствовать взаимосвязь, как и между третьей и четвертой. Но, конечно, тот, кто слушал Льяка, Серрата, Марию дель Мар Бонет, Раймона, Ауте или Росу Леон, не только не слушал Рафаэля из соображений вкуса, но и не выносил его как символ политического и социологического франкизма.
Но массовая культура обладает способностью пропитывать общество, и в конечном итоге становится его представителем. Первым, кто это отметил, был Басилио Мартин Патино в его компетентном и трогательном фильме «Песни послевоенного периода», в котором он создал сентиментальную хронику-обличение Испании 40-х и 50-х годов с песнями Империо Аргентины, Эстрельиты Кастро, Кончи Пикер, Мигеля де Молина и Антонио Мачина. Прежде чем добиться всеобщего уважения, Рафаэль до такой степени пропитал свою эпоху, что его песни стали частью жизни всех нас, нравится нам это или нет. Я понял это много лет назад, когда его «Tamborilero» обрел на мое Рождество ту же силу пробуждения воспоминаний, что и «Los campanilleros» великой Нинья де ла Пуэбла. К этой способности пронизывать эпоху, становясь частью ее сентиментальной памяти, позже добавится всеобщее уважение, которое он заслужил своим достойным восхищения профессионализмом.
Карлос Колон
17.09.2023
www.diariodesevilla.es
Перевод А.И.Кучан
Опубликовано 24.09.2023