Рафаэль. Современный песенник: исторический сборник песен. 1971
RAPHAEL. CANCIONERO MODERNO: CANCIONERO HISTORICO. 1971
10 лет триумфов
Песенник открывает редко публиковавшийся текст песни Альфредо Гарсии Сегуры и Хесуса Глюка «Te voy a dar lo que tu quieres». Обещание отдать все звучит как эпиграф к этому сборнику и вообще во всей истории Рафаэля, шесть десятилетий действительно отдающего своей публике жизнь, смех и слезы – все, что она просит, и даже более того. И следующая вещь Оскара Брауна (в испанской версии М. Клаверо) – «La cancion del trabajo» выглядит как развитие этой же темы, потому что такого трудолюбивого человека, как Рафаэль, еще поискать надо.
И вечную тему всего творчества Рафаэля – любовь во всех ее проявлениях - открывают нежный перуанский вальс Марио Клавеля «Somos» и наступательная «Hablemos del amor», вышедшая из-под пера Мануэля Алехандро.
Написанная им же «Los amantes» рассказывает о любви, на которую наложен запрет, не помешавший влюбленным отдаться своему чувству, а культовая «A mi manera» накладывает дополнительные штрихи – воспоминания о жизни, прожитой так, как хотелось ее герою.
На этой странице встретились редко звучавшая (и тем не попавшая в замечательный клип) народная «Dos palomitas» и лидер прослушивания «La cancion del tamborilero», каждое Рождество выходящая новым тиражами и исполненная Рафаэлем в огромном количестве рождественских и предрождественских передач и концертов вживую.
Два произведения Мануэля Алехандро – «Cuando tu no estás» и «Yo soy aquel» - также являются частыми гостями на концертах Рафаэля, а «Yo soy aquel» в разных формах перепевается журналистами всего мира как оригинальное (как они считают) название для статьи о великом испанце.
«Aleluya del silencio» Марии Ортис – зажигательная летняя песня с ярко выраженным танцевальным ритмом, которая в 1975 была исполнена Рафаэлем и балетной группой в первом выпуске его цикла телепередач «ElmundodeRaphael».
И снова две песни Мануэля Алехандро, созданные для кинофильмов: «Cuando llega mi amor» из «El golfo» и ««Digan lo que digan» из одноименного «Пусть говорят».
Народная мексиканская «Llorona mia», также попавшая в клип, приведена не совсем в той версии, в какой ее обычно исполняет Рафаэль.
Классическая «Jinetes en el cielo» (Стэна Джонса), которую Рафаэль пел на заре своей юности и восстановил на концертах в более чем зрелые годы, с ее эпически-раскатистым «Yi-pi-ahe», по праву занимает здесь место среди шедевров его музыкального творчества.
«En Acapulco» Мануэля Алехандро, с которой начинается один из самых жизнерадостных фильмов Рафаэля, «El golfo», до сих пор может звучать в рекламном ролике для туристов – ведь она говорит о вечном... каким являются курортные романы.
«Acuarela del rio» Абеля Монтеса из фильма «Пусть говорят» начинается как пейзажная зарисовка (ведь именно для продвижения красот Аргентины, собственно, и был снят этот фильм) и заканчивается как песня о любви (как и все в репертуаре Рафаэля).
А вот «No lo puedo asegurar» (Мануэля Алехандро), не слишком популярная у публики и самого певца, говорит о невозможности вечной любви. Печально... но реально.
Еще три вещи Мануэля Алехандро – возвышенная «AveMaria» и хулиганистая «El Golfo» из фильма «El Golfo», а также «Estuve enamorado», снова возвращающая нас к мысли о том, что любовь может внезапно уйти, и все сказанные ранее слова окажутся ложью.
«La primera piedra» А.Гарсии Сегуры рассказывает о том, что в мире нет совершенства, и апеллирует к библейскому тексту, приглашая безгрешных бросить первый камень в провинившегося. (Кстати – смогут ли они после этого остаться безгрешными? Гордыня – большой грех...)
Рассказанная в бодром ритме история двух юных влюбленных – «Los peregrinitos» (Вальдо де лос Риос) - не часто исполнялась Рафаэлем и крайне редко попадала в песенники, тем интереснее факт ее включения в этот юбилейный сборник.
Слова песни «Que nadie sepa mi sufrir» (Энрике Дисео и Анхель Кабраль) приведены здесь в двух вариантах – для певца и для певицы, отличающихся тремя строчками. А все остальные страдания, получается, одинаковы у всех.
«Con los brazos abiertos» (Хосе Капели) рассказывает о напряженном ожидании ответной любви, и остается лишь посочувствовать герою, погружающемуся в свои сны и мечты.
«Te voy a contar mi vida» - лживое обещание, данное Рафаэлем и Мануэлем Алехандро в 1965, которое они за шестьдесят лет так и не исполнили. Вспомните - кому и что рассказал Рафаэль о своей жизни? Не можете? Вот именно.
«Balada de la trompeta» - безусловно культовая вещь, в которой самым главным и запоминающимся является вокализ Рафаэля, имитирующего плачущие звуки трубы. То, что в этой песне есть слова (целых десять строк), могло оказаться приятным сюрпризом для не слишком внимательных слушателей.
«Cierro mis ojos» Мануэля Алехандро (из фильма «Пусть говорят») в свое время была признана чуть ли не первым эротическим произведением на испанской эстраде. По нынешним временам – очень целомудренная песня.
И три песни от лица брошенного и обиженного мужчины – «Ella» (Леонардо Фавио), «Los hombres lloran tambien» (братья Гарсия Сегура) и ранчера из фильма «El Ángel» - «Corazon, corazon» (Хосе Альфредо Хименес)
«Llevan» (Амадо Регейро и А. Мартинес Льоренте)- песня, принесшая Рафаэлю триумф на его первом серьезном конкурсе – на Фестивале 1962 в Бенидорме. Она была записана на пластинке, но дальнейшая ее судьба была не слишком успешной. Новые шлягеры затмили простенький slow-rock и отодвинули его на дальний план. Уже в этом песеннике ее классифицируют не как «exito» (хит), а как «creacion» (произведение), и в общем-то справедливо.
Но отнесение к той же рубрике «La noche» (Адамо) было несколько преждевременно. Этим шедевром, в котором можно выигрышно блеснуть мощью своего голоса, Рафаэль потрясает залы и в двадцать первом веке, а в сопровождении очень агрессивного видеоряда, созданного для него в одной из недавних программ, он становится просто бомбой. И публика на пару с героем песни теряет разум.
Болеро «Noche de ronda» (Тереса Лара) – печальные излияния луне одинокого мужчины, брошенного подругой, ушедшей на вечеринку. А вот песня «Tema de amor» (Рафаэль де Леон) из кинофильма "Пусть говорят" звучит как гимн взаимной счастливой любви людей, отвернувшихся, подобно любовникам из «Los amantes», от всего мира и спокойно отдающихся своим чувствам.
«Calla» (Мануэля Алехандро) – тоже рассказ о любящей паре, которой не нужны слова, чтобы понимать друг друга. Хотя, надо сказать, мелодия этой песни чересчур монотонна.
«Un muñeco de madera» (Мануэля Алехандро) – в каком-то смысле антитезис песне «Mi regalo»: здесь Рафаэль не дарит девушке на память куклу, чтобы та ее любила и баловала, а изготовляет для себя деревянную возлюбленную, которая не солжет и не бросит его. Чего не сделаешь от одиночества....
И на задней обложке - хорошая подборка цветных фотографий Рафаэля
Ediciones Este: Барселона-12
Торренте де лас Флорес, 160
B 6303 - 1971
Комментарии Алисии Кучан
Опубликовано 18.05.2019