Рафаэль на Caracol Radio (Colombia). 2013
RAPHAEL EN CARACOL RADIO. 2013
5 мая 2013 года
На колумбийском радио по Radio Caracol (Cadena Radial Colombiana - одна из главных сетей в Колумбии, созданная в 1948) прошла большая передача, посвященная 70-летию Рафаэля. Артист принял участие по телефону.
Рафаэль поет Yo soy aquel.
Висенте Морос представляет Рафаэля, особо отмечая его индивидуальный стиль исполнения и мощный голос, которые позволили ему занять особенное место в мире эстрады, и 60 лет оставаться среди самых выдающихся испаноговорящих певцов.
Лейда Сальсеро отмечает, что для нее это удовольствие – участвовать в передаче, посвященной человеку, который с детства понял, что он рожден для того, чтобы стать артистом.
Рафаэль поет Estuve enamorado.
Лейда расcказывает о семье артиста, напоминая, что ему только что исполнилось 70 лет.
Висенте вспоминает, как Рафаэля исключали из школы, но возвращали, потому что хор без него терял половину привлекательности, как в 9 лет он получил премию как лучший детский голос Европы.
Рафаэль поет Desde aquel día.
Ведущие вспоминают, что на фестивале в Бенидорме в 1962 он получил сразу несколько премий и после этого начал работать с фирмой Hispavox и ее директором Вальдо ле лос Риосом, а также с Мануэлем Алехандро, который недавно выступал на этом канале и говорил, что у Рафаэля Мартоса потрясающий голос, и что он писал для него особые песни.
Рафаэль говорит, что Yo soy aquel была написана для телевидения, что с Мануэлем он выпускал 2 диска в год и еще оставались незаписанные песни, потому что он поразительно креативный человек.
Рафаэль поет Yo soy aquel.
Лейда говорит, что это красивая и самая репрезентативная песня, с которой Рафаэль представлял Испанию в Люксембурге на 22 конкурсе Евровидения и занял седьмое место.
Далее Висенте говорит, что Рафаэль не был чужд и седьмого искусства – кино, и когда в 1967 он снялся в первом фильме, Cuando tu no estas, музыку к нему написал тоже Мануэль Алехандро.
Рафаэль поет Cuando tu no estas.
Рафаэль поет Digan lo que digan.
Лейда: Это песня какого года?
Рафаэль: Digan lo que digan? 1967 года.
Лейда: В 1967 твоя манера петь была такой же, как сейчас? Мешали ли тебе критики?
Рафаэль: Нет, время все расставило на свои места, и стало ясно, что я бы прав и занял именно свое место.
Висенте говорит, что Рафаэль – бесспорно великая звезда эстрады, и вспоминает, что за «Пусть говорят», снятым в Аргентине, последовали фильмы, сделанные в других странах, имевшие огромный кассовый успех во всех странах, особенно в испаноговорящих.
Рафаэль поет Al ponerse el sol.
Лейда рассказывает, что он постоянно ездит по всему миру, что его международные турне прошли по Европе, Америке, Советскому Союзу и даже Японии.
Фернандо: Как он пел на иностранных языках?
Лейда говорит, что он просто с хорошим произношением читал то, что было записано на листе бумаге, как и другие артисты, поющие на языках, которых они не знают.
Фернандо рассказывает, что в турне по Америке Рафаэль пел местные песни, в том числе La llorona, Huapango torero, Sandunga, которые пользовались огромным успехом в Мексике.
Рафаэль говорит, что ему нравится фольклор - он пел американские, испанские, французские народные песни, и ему нравится музыка всех стран, но хорошая.
Рафаэль поет La llorona.
Лейда: Мексика много для тебя значит, ты ее любишь, и публика там чудесная.
Рафаэль: Так же, как здесь. Я – испанец, андалузец, я пою песни моей земли, я записал диск Andaluz с местными песням. Я три месяца выступал в театре со спектаклем Andaluz. Я делал нечто подобное в Мексике и других странах, но я никогда не пел типичные мексиканские ранчера. Песни в стиле ранчера – да, но это не ранчера. То же было в Венесуэле, Аргентине, США – я пел местные произведения. Я пел и русскую музыку, но всегда в стиле Рафаэля.
Лейда: Расскажем о личной жизни Рафаэля. В 1972 он женился на Наталии Фигероа в Венеции, чтобы спрятаться от преследования журналистов.
Фернандо: Это был для них очень подходящий момент. Венеция – роскошные отели, романтика… Какую песню ты чаще всего слушал с Натальей?
Рафаэль: Когда мы с Наталией были друзьями – а мы по большей части были друзьями - мы слушали песню, которую я сейчас спою.
Рафаэль поет Somos.
Фернандо: Ты думал, что твоя семейного жизнь будет такой, какой она стала?
Рафаэль: Она стала именно такой, как я думал. Человек не может быть счастливым, если он не создает сам свое счастье. И мы трудимся над ним каждый день, с самого утра.
Фернандо: И любовь с каждым днем возрастет?
Рафаэль: Любовь возрастет с каждым днем. Моя работа совершенно не мешает семье. Это две разные вещи. Жена знает, что моя жизнь – это моя профессия, моя публика, я занят делом, но это на благо семьи.
Фернандо: Наталья, ты предлагала всегда сопровождать его, когда это возможно?
Наталия: Да, всегда, когда это было возможно, мы путешествовали вместе, хотя этого было мало. Но, когда я могла, я всегда следовала за ним.
Фернандо: Чему ты научился у Наталии?
Рафаэль: У Наталии я научился не говорить слишком быстро, потому что в таком случае ты говоришь то, чего не должен говорить, и ставишь себя в трудное положение.
Фернандо: Вы встречаетесь каждый день и любовь все больше. А что дал Рафаэль тебе после того утра в Венеции?
Наталия: Какой трудный вопрос. Каждый день с того утра я получаю много разного, не заю даже, как это объяснить – он дает мне много как личность, как человек, как товарищ, как друг, как муж, как кто-то, с кем ты можешь разговаривать, спорить, смеяться, грустить, радоваться – все, все.
Лейда напоминает, что в этом браке родилось трое детей – Хакобо, Алехандра и Мануэль, их Рафаэль называет своими тремя лучшими концертами, а Мануэль пошел по стопам отца и вошел в сложный и трудный мир музыки.
Рафаэль говорит, он этому рад, и считает, что Мануэль в нем приживется, у него есть своя собственная точка зрения и стиль, отличные от точки зрения и стиля его отца.
Рафаэль поет Estar enamorado.
Фернандо: В своих постоянных бесчисленных турне он предпочитает выступать в залах со средней вместимостью – чтобы быть ближе к публике, и он прав.
Лейда: Ведь иногда он отходит от микрофона и поет без него, и все его слышат.
Рафаэль говорит, что ему нравятся залы, рассчитанные на 2000 – 2500 зрителей, не гигантские и не маленькие - такие, как мадридский театр Сарсуэла и Дворец Музыки, Палау в Барселоне, Карнеги-Холл в Нью-Йорке, Бельяс Артес в Мехико, Оперный театр в Москве. До 3000 мест. Там можно бросить микрофон, и все будет слышно.
Рафаэль поет Maravilloso corazón.
05.05.2013
Caracol Radio (Колумбия)
Краткий пересказ Р.Марковой
Опубликовано 11.05.2013