Часть I

Испанский певец Рафаэль Мартос Санчес личная жизнь

ЧАСТЬ I

Н.А.: Лев Георгиевич, здравствуйте. Интернет издание «Вива Рафаэль!» Вас приветствует. Огромное спасибо, что Вы согласились с нами встретиться, поскольку повод достаточно серьёзный – 45 лет с момента выхода фильма Пусть говорят. Безусловно, мы должны сказать о том, что тот великий образ Рафаэля, в который влюбился весь Советский Союз, во многом обязан этой симпатией и Вам, потому что Ваш голос был безумно популярен, его знала и любила вся страна... 

испанский певец Рафаэль

Л.П.: Тут я должен заметить, что в советское время отношение к дубляжу было точно такое же серьёзное, а может быть, даже в определенных моментах ещё более серьёзное, чем к созданию советских фильмов, потому что это были иностранные картины. Поэтому при дубляже делали до сотни, до двухсот дублей по ленте. Большая наука уложить так, чтобы всё полностью совпадало,  и смысл, и артикуляция, и смыкание... Я начал заниматься этим случайно. В 1969 году я попал на Мосфильм, и меня сразу пригласили в дубляжную группу, и я очень быстро вошел в десятку самых лучших дубляжников.

Н.А.: Да это известно...

Л.П.: Со мной работали фантастические мастера! К примеру, на спор, они могли не глядя на экран, а только на стекло, которое идёт от камеры, говоря в другую сторону, точно попасть в артикуляцию!

• Лев Прыгунов читает стихи



Текст

Н.А.: Виртуозное владение!

Л.П.: Да, так. И каждый раз, когда кончалась работа, возникало ощущение, что ты что-то потерял. За время работы так входишь в персонаж и персонаж входит в тебя, что на самом деле голос, мой голос, полностью совпадал с героем. У нас был замечательный режиссер, Алексей Александрович Александров, у которого я озвучил все главные роли! Мы работали вместе со Светланой Данилиной, Владимиром Васильевичем Дружниковым. Он был замечательным человеком и блистательным артистом. У него был уникальный голос. И как же лихо он всё делал! И вот три наших голоса так сошлись... Я помню, когда мы сдавали Рафаэлевский фильм "Пусть говорят", люди со всего Мосфильма примчались, набились в зал, чтобы увидеть картину!

испанский певец Рафаэль смотреть фильмы онлайн

Н.А.: Только благодаря дубляжу?

Л.П.: Нет! Всем было интересно посмотреть. Было уже известно, что картина с великолепными песнями и прекрасным артистом...

Н.А.: Да, но были актёры, которые занимались только дубляжом. А вы уже были очень известны. Для моего поколения после фильма "Сердце Бонивура"…

Л.П.: Это был мой 13-й фильм...

Н.А.: Это тот случай, когда Вы проснулись знаменитым на всю страну. Ваше имя оказалось у всех на устах…

Л.П.: Да, так было… Но дубляж мне доставлял удовольствие, а не только приносил деньги. Я с большой теплотой вспоминаю работу над "Пусть говорят"… Во-первых, это потрясающая мелодрама и Рафаэль там пел, конечно же, сказочно! Он прелестный человек. Было и много забавного потом. Я получал очень много писем, от каких-то странных поклонниц, которые были убеждены, что это я пою! И спрашивали, где достать пластинки!

Испанский певец Рафаэль Мартос Санчес личная жизнь

Алисия Кучан в мастерской Льва Прыгунова.

Н.А.: Забавно! А у вас были какие-то интересные истории, связанные с этим видом артистической деятельности?

Л.П.: В фильме "300 спартанцев" я дублировал главную роль, молодого героя. И вот однажды я ехал в дождь, и меня остановил милиционер, не гаишник! Я говорю – садись, а он мне: "Я вас знаю: сразу узнал, по голосу! Признаюсь, что "300 спартанцев" - мой любимый фильм из всех, что я дублировал. А смешных случае хватало. Я много работал с Владимиром Балашовым, очень эффектным мужчиной. Он часто играл любовников, снимался в главных ролях! Снимался и в "Иване Грозном" у  Эйзенштейна… Он был также и блистательным актёром дубляжа благодаря его прекрасному голосу! Мы с ним дублировали фильм Карло Пазолини: он - Лумумбу, а я - бандита. Лумумба был как бы Христос, а я настоящий бандит. Потрясающий фильм, и у меня роль была на грани истерики… И вот мне звонят и говорят, что нужно сделать какие-то поправочки. Кое-что переделать. А Балашеву нужно сказать всего одно слово «куда». Короче, мы все его ждём, и, наконец, он появляется. Но идёт как-то не слишком уверенно: так... по стеночке! Его пытаются привести в форму, напоить кофе... А потом просто просят: "Вы скажите слово "куда" с разными интонациями, а мы уж подберем нужное... Он же ни в какую – нет! Играем по-настоящему! Мы встаём, человек семь-восемь. Пускают кольцо. До него доходит, и он "ку..." Не попал. Снова ставят кольцо, и опять "ку..." Третий раз то же самое. Тогда он поворачивается, стирает пот со лба и на выдохе хорошо поставленным голосом выдыхает: "А-а-а-адский труд!"

испанский певец Рафаэль

Портрет Иосифа Бродского с фотографией Льва Прыгунова,
сделанная во время приезда артиста в Америку.

Была смешная история, звонит режиссер дубляжа и говорит: "Лёва, ты будешь озвучивать двухсерийный индийский фильм, приходи. Всех соберём, вы всё поймете и начнём работать". Собралось человек 15-20 актёров. И мы посмотрели весь фильм! Дурацкий фильм до невозможности, но невозможно было оторваться!

На индийские фильмы артисты приходили и записывались для работы заранее... А директора умудрялись даже деньги брать за это, представляете? Популярность-то какая у этих лент была. А я горжусь тем, что у меня два фильма получили столько зрителей, сколько индийские фильмы! В первый год "Безотцовщину" посмотрело 70 миллионов, а "Трактир на Пятницкой"  - 74 миллиона зрителей!

• Лев Прыгунов читает стихи



Текст

А.К.: А вы бы согласились сейчас озвучить фильм в гоблинском стиле?

Л.П.: Дело в том, что всех наших дубляжников "новые" просто вычистили, там сейчас своя «банда» и всё, никого не подпускают близко.

Н.А.: Но если вернуться к фильму "Пусть говорят", то тут стоит сказать кое-что еще. Я не знаю, в курсе ли Вы, но фильм "Пусть говорят" переозвучили ещё раз... И фильм просто пропал! И теперь все, желая приобрести картину, просят исключительно в "прыгуновской версии". Ее так и называют.

испанский певец Рафаэль

Л.П.: Правда?! Я этого не знал! Спасибо!!! Но я слышал, что в новой версии получилось что-то ужасное. 

Н.А.: Кстати, наш сегодняшний разговор идет в преддверии премьеры новой программы Рафаэля "Симфонико" в Королевской опере в Мадриде. Уже объявлен аншлаг, и вся Испания этого ждёт! Как он сказал – я никогда не пел в сопровождении симфонического оркестра.

Л.П.: Ооооо, оркестр! Вот молодец! Ведь Рафаэль - человек талантливейший, это же видно! Это же не скроешь.

Н.А.: Лев Георгиевич, в Вашей творческой биографии роли были самые разные, вы сыграли неимоверное количество ролей.

Л.П.: Около ста…

Н.А.: Наверное, не так много артистов в Советском Союзе, которые имеют такой послужной список…

испанский певец Рафаэль

Л.П.: Нет, есть-есть-есть… Дело в том, что половина моих фильмов просто… чудовищны! Я ни от чего не отказывался, только от тех фильмов, которые считал вредными! За что потом меня снимали с ролей, знали моё отношение к этому… Я делил фильмы не на плохие и хорошие, а на вредные и не вредные. Так в «Сердце Бонивура» я отказывался сниматься, но ко мне приехал директор объединения с двумя бутылками коньяка… из Киева! И моя жена, мой друг и он уговаривали, чтобы я снимался! А мне не нравился режиссёр, сценарий… Я сказал, что ставлю два условия: ни одного слова о революции и о советской власти! И чтобы режиссёр ко мне не подходил. Пусть он работает с другими актёрами. И ни одного подобного слова вы сейчас не найдёте там!

Н.А.: Замечательно!..

Л.П.: Директор объединения Борис Михайлович Жолков, гениальнейший человек, умнейший одессит, такой смешной и трогательный (тогда он мне казался стариком, а ему было 60 лет, и для меня это сейчас молодой человек) договорился обо всем с режиссёром. Но тот потом мне отомстил весьма серьезно.

Мы сделали фильм, я к нему относился очень прохладно и называл его «китайским фильмом»… Но потом один отзыв, другой… И я читаю в «Юности» замечательную повесть, звоню режиссеру, говорю ему Марк [1] – давай снимем современную картину! Многосерийный фильм, как бы перекинем мостик… А он, как оказалось, был обижен на меня, считая, что я отнял у него всю славу, и его никто не знал! И он снял фильм по этой повести, но - без меня. Снял и... провалил его![2] Глупый был поступок! Умные режиссёры всегда снимают одних и тех же актёров, потому что режиссёр делает актёра и наоборот.

испанский певец Рафаэль

В мастерской Льва Прыгунова.

Н.А.: Он испугался вашей славы.

Л.П.: Но к нему бы эта слава пришла! Вы понимаете?

Н.А.: Конечно… К счастью, новая эпоха не перекрыла для вас дорогу в кино. Мы знаем огромное количество артистов, которые полностью оказались за бортом…

Л.П.: Мне повезло. Во время перестройки, когда Мосфильм практически закрылся, можно было сниматься только в американских фильмах. А ни один актёр моего возраста не знал языка! Поэтому я снялся в 12 американских картинах… В ролях плохих русских… В основном, играл туповатых... Хотя был и один нормальный! Я даже потом режиссёру написал письмо и сказал спасибо за такую мощную работу.

Н.А.: Вы снимались много и не отказывались, за редким исключением. Это абсолютно правильная, как мне кажется, позиция. Я вспоминаю слова Армена Борисовича Джигарханяна, когда его упрекали, что он снимается везде, где только можно. Он ответил: "Я артист, и это моя работа".

испанский певец Рафаэль

Л.П.: Совершенно правильно! Во-первых, это действительно моя работа, во-вторых, повторю, я не снялся ни в одной подлой картине! Мы на эту тему говорили с Арменом, которого я очень люблю, и пришли к выводу, что это самое главное! В своё время я отказался играть положительного, но очень гнусного КГБиста… Я сказал, что не буду его играть, и, как результат, меня сняли сразу с двух других ролей. В наказание.

А.К.: Значит для вас важен не сам фильм, а то послание, которое он несёт?

Л.П.: Естественно! Вот в чем наша беда до сих пор? До сих пор у нас мало профессиональных продюсеров, 90% из них никуда не годятся, хотя есть 10% очень хороших, которые кое-что понимают! Ведь продюсер должен смотреть вперёд на 10-15 лет и понимать, какой актёр звёздный, а какой - нет! Вот, к примеру, почему Высоцкий супер-звезда? Потому что имеет отклик у всех: у бандитов, у тех кто сидел или будет сидеть, у их родственников. У родных тех, кто воевал, у самих военных… Короче, у всех!

Н.А.: Попадание во все социальные группы...

испанский певец Рафаэль

Л.П.: Абсолютно во все! Ведь примерно треть людей сидела, треть воевала и треть диссидентствовала на кухнях. И он успел для всех написать песни!  Существует голливудская формула для большого, стомиллионного фильма. У них обязателен набор: молодой герой и герой старый, индеец, мальчик, какая-нибудь пожилая тётка, девочка-негритянка… Они охватывают всех, и таких и других. Есть и еще отличия от нашего кинематографа. В нашем кино герой, как правило, ничего не делает! О нём только говорят, говорят много, и не дай Бог, чтобы герой хоть что-то сделал, нет-нет! И в конце он обязательно погибает! А американский герой учит своим примером выживать!

Н.А.: Такова была традиция, и в молодости я такие фильмы называла "с гибелью благородного героя в конце!"

• Лев Прыгунов читает стихи



Текст

А.К.: Кого интереснее играть, положительных героев или отрицательных? Вот Рафаэль говорит так: о любви, конечно, петь легко и приятно, это высокое чувство, но о нелюбви гораздо интереснее.

Л.П.: Понимаете, положительный герой - это советское понятие. А я терпеть не могу советское кино. За всю его историю, наверное, только фильмы Гайдая и Данелия останутся навсегда! Комедии не имели необходимой пропагандистской направленности, потому и остались востребованными и сегодня. Хотя, на мой взгляд, самое лучшее - это хроника! За ней идёт документальное кино, оно самое лучшее. И дальше идёт среднее, так называемое «плохое кино», и именно эти фильмы со временем становятся документом эпохи. А так называемые «шедевры» смотреть невозможно! Для меня шикарный пример, это "Девять дней одного года"[3] - отвратительный, лживый фильм. Прекрасно снятый, но абсолютно фальшивый! Я боялся таких фильмов.

испанский певец Рафаэль

В мастерской Льва Прыгунова.

Н.А.: Но в «Девяти днях...» есть известнейший монолог про дурака... 

Л.П.: А вы его сейчас посмотрите и послушайте! Это же такая пошлость! Но тогда все были в восторге, а ведь это была чистейшая пошлятина!

Н.А.: У того же Михаила Ильича Ромма был «Обыкновенный фашизм», который не пустили на широкий экран...

Л.П.: Да, у него есть всего две настоящие картины: "Пышка", самая первая, и «Обыкновенный фашизм», его последний фильм… Остальные все "Ленины" и прочее… - все фильмы плохие. Он был замечательный человек, умный и тонкий, но как можно про Ленина снимать прилично?

Н.А.: Но Алексей Яковлевич Каплер [4], будучи человеком, удивительно понимающим и чувствующим кино, написал все эти сценарии... 

Л.П.: Каплер все понимал, но писал так. Иначе уехал бы еще дальше...

Далее >>> Часть II

Natalia A. и Алисия Кучан 
19.07 и 08.08.2015 
Опубликовано 16.08.2015

 
Примечания редактора:


[1] Марк Орлов, кинорежиссер, поставивший фильм "Сердце Бонивура" (1969).

[2] Вероятнее всего, речь идёт о фильме "Человек в проходном дворе", который был выпущен в 1971 году, сразу после "Сердца Бонивура".

[3] Художественный фильм, драма 1962 года режиссёра Михаила Ромма. Сюжет посвящён работе физиков-ядерщиков и частично основан на реальных событиях. Считается одной из наиболее значимых советских картин 1960-х годов. Лучший фильм 1962 года по опросу журнала «Советский экран».

[4] Алексей Яковлевич Ка́плер (1903-1979) — советский кинодраматург, автор сценариев фильмов о Ленине, был репрессирован в период культа личности Сталина и реабилитирован в период "оттепели" Н.С.Хрущева, в 1966—72 гг. бессменный ведущий телевизионной программы «Кинопанорама».