Рафаэль: "Худшая ошибка артиста на концерте - почувствовать себя плохо и не сказать об этом публике". 2024

RAPHAEL: "EL PEOR ERROR DE UN ARTISTA EN UN CONCIERTO
ES ENCONTRARSE MAL Y NO DECIRLO AL PÚBLICO". 2024

Хаенский артист возвращается в Валенсию с программой на основе его диска "Victoria" (2022), который стал восемьдесят вторым в его творческой карьере. Концерт состоится 14 сентября на площадке рядом с Музеем принца Филиппа, в Городе искусств и наук.

 

Валенсия. Начнем с того, что признаем, что брать интервью у Рафаэля сложно. Проблема, конечно, не в отсутствии фактического материала. И также не в отсутствии его предрасположенности, которая огромна, потому что он очень воспитанный сеньор. Скорее наоборот, вопросы роятся в голове журналиста, у которого не всегда есть возможность пообщаться с артистом, который уже шесть десятилетий занимается этой профессией с почти сумасшедшей решимостью и интенсивностью. Если мы остановимся и проанализируем цифры, которые говорят о его карьере (среди них - более пятидесяти миллионов проданных пластинок), а в следующую минуту услышим, как он, в восемьдесят один год, рассказывает о своей последней работе и о своих планах на ближайшее будущее, к нам придет уверенность в том, что этот человек давно отыграл одну игру и переписывает сценарий следующей.

Рафаэль очаровывает всех нас – и мужчин, и женщин. Даже тех людей, которые слушают совершенно иные музыкальные жанры и в своей жизни не видели ни одной программы LaVoz; тех, кому наплевать на то, что происходит на Operación Triunfo, и кто никогда не проводил ночи без сна, чтобы посмотреть конкурс Евровидения, даже в качестве забавного развлечения.

Даже в этой нише для находящейся в меньшинстве публики, которую не стремится завоевать ни одна крупная звукозаписывающая компания, фигура Рафаэля вызывает уважение и восхищение. Почему? Потому что он - подлинный; ты ему веришь. Потому что он очень хорошо знает, что делает, и всегда с изяществом и умом держал в руках бразды правления своей карьерой. Потому что его присутствие на сцене убедительно и исполнено магнетизма. Потому что его стиль, совершенно уникальный, намеренно театральный и артистичный, имеет больше общего с неукротимым духом Принса и Боуи, чем с духом любого другого великого испанского певца его поколения. 

Мы говорили, что у Рафаэля сложно брать интервью, потому что у нас есть ощущение, что в его жизни не осталось никаких белых пятен для исследования. Любой вопрос, который мы ему зададим, неизбежно отлетит в пустоту, оставив неприятное чувство, что он лишний. Хаенский певец, который вернется 14 сентября в Валенсию с программой по мотивам альбома "Victoria" (2022), тысячи раз проходил через интервью - как легкие и малозначащие, так и щекотливые и в каком-то плане болезненные. Кроме того, он довольно подробно рассказал о своей жизни в нескольких телевизионных документальных фильмах (особо отметим мини-сериал "Рафаэлизм", премьера которого состоялась на Movistar в 2022 году).

"Я умею распознавать талант" 

В ноябре того же года, получив награду Latin Billboard за творческие заслуги, Рафаэль представил публике свой восемьдесят второй альбом под названием Victoria, намекая на ретроспективное восприятие своей собственной жизни как огромного триумфа (что, конечно, не означает, что он избежал очень сложных моментов). 

Этот альбом, состоящий из одиннадцати песен, представляет собой новую ставку Рафаэля на молодежь. Всегда внимательный к новым веяниям музыкального мира, никогда не испытывавший соблазна жить на доходы от прежних успехов, певец доверил Пабло Лопесу (Фуэнхирола, Малага, 1984) написать для него целый альбом.

“Я умею распознавать талант,- говорит он, - но мне трудно найти людей, которые скажут что-то новое. Таких, кому я могу объяснить идею, и они воплотят ее в жизнь. У меня было мало композиторов, но те, что у меня были, были самыми лучшими. Мы с Мануэлем Алехандро изобрели новый способ сочинять песни, а Хосе Луис Пералес написал для меня замечательные и вечные песни. В Пабло я увидел не только то, что он способен создать для меня, но и то, что он сможет принести мне в будущем. Он будет создавать очень сильные вещи. Исторические. Вот увидишь. Мы вместе уже работаем над вторым альбомом.

Мы спрашиваем, как проходит творческий процесс, когда композитор, очень талантливый, но, в конце концов, очень молодой, работает с таким артистом, как Рафаэль.

Когда Вам представляют песню, Вы сразу понимаете, сможете ли Вы сделать ее своей, или Вам нужно время, чтобы проанализировать ее? 

«Какое там, я знаю это сразу, - отвечает он со скоростью пули. - Я сразу узнаю, займусь ли я этим, или мне это совсем не интересно. Есть песни, которые совершенно понятны, а другие непроходимы. Если я не знаю, что с ней делать, то это потому, что я не тот, кто избран исполнять ее. Песни, которые мне нравятся, я защищаю насмерть, огнем и мечом, и я делаю их историческими, потому что я никогда не перестаю петь их.

Изгонять священные песни (и впоследствии возвращать их) 

Вам никогда не набивала оскомину какая-нибудь из этих культовых вещей? Неужели у Вас никогда не возникает соблазна исключить из репертуара концерта какую-либо из тех песен, которые стали настолько всеобщими, что публика требует исполнить так, словно это ее приобретенное право? 

Есть неприкосновенные песни, которые заслужили право всегда быть в программе. Но да, иногда у меня пропадает желание петь какую-нибудь из них, и в таких случаях я, очень по-детски, выбрасываю ее. Я знаю, что ошибаюсь, но, поскольку я считаю, что парадом командую я, я все равно беру и снимаю ее. И что происходит потом - через пятнадцать дней или через месяц я уже так сильно скучаю по ней, что извлекаю ее из забвения и возвращаю в репертуар. Так было, например, с хитами “Cuando tú no estás” и “Yo soy aquel”.

Как Вы составляете сет-лист концерта, в котором представляется новый материал, но в то же время из бесконечного количества хитов надо выбрать несколько классических произведений?

Я никогда не ошибаюсь, определяя порядок песен, потому что я знаю, сколько у меня сил и как далеко я могу зайти. Все рассчитано – и тот момент, когда, как я знаю, мне будет нужно сесть, и когда атмосфера потребует более нежной или более экспансивной песни. Это мудрость сцены.

Из всех уроков, которые Вы извлекли за время своей карьеры, какой самый ценный – из тех, что касаются выступлений в живую? Какую ошибку никогда не следует совершать?

Не быть честным с публикой. Если ты плохо чувствуешь себя, скажи об этом. Ты - человеческое существо. Мне много раз приходилось останавливаться и сообщать публике: «Как вы видите, сегодня я не очень хорошо себя чувствую, но, пускай, я буду продолжать!». Надо сказать это и привести себя в порядок. Я это проверял сто раз (смеется). Как только ты говоришь честно и объясняешь публике, что происходит, ты успокаиваешься и начинаешь хорошо петь, потому что ты спокоен, что ты ничего ни от кого не скрываешь.

Давайте поговорим о том, каково это - выходить на сцену, при том, что Вы уже делали это миллион раз раньше. О том, изменяет ли (или нет) этот опыт физические и психические механизмы, которые провоцируют нервозность, выработку дофамина, способность получать удовольствие.

Есть три очень важных момента: первый - это когда тебя встречают; второй наступает примерно в середине концерта, когда ты видишь, что все идет хорошо и публика начинает вставать с мест, и последний - когда с тобой прощаются. Очень приятно видеть такую преданность, потому что они не дают мне уйти, они не хотят.

Помимо энтузиазма, который, как мы понимаем, всегда присутствует в аудитории как норма, несомненно, что между одной и другой публикой есть небольшие различия. На что обращает внимание Рафаэль, когда выступает? Как Вы оценивает температуру публики?

Моменты, которые приятнее всего удивляют меня, те, в которых я вижу нечто особенное, наступают, когда приходит очередь песен, требующих полной тишины, и внезапно, без просьбы, тысячи людей замолкают и уделяют тебе абсолютное внимание. Это чудесно - слышать эту тишину. Это очень приятное признание для артиста - что он выступает перед аудиторией, которая умеет различать, когда нужно возбудиться и устроить шум, а когда нужно остановиться и послушать.

Укротить любую сцену

Рафаэль за долгие годы снискал себе славу чрезвычайно пунктуального и щедрого в плане времени человека. Он первым приходит в зал, и его концерты редко длятся менее двух с половиной часов. Также говорят, что он - вездеход.

Обычно я чувствую себя комфортно на всех сценах. Я редко говорю о какой-нибудь «все так, но...», потому что я так привык, что выигрываю везде. Я не знаю, как мне это удается, но в итоге я всегда заставляю даже плохие сцены казаться хорошими. И знаешь, в чем секрет? Что мне очень нравится то, что я делаю, и мне все еще очень приятно осознавать, что я зашел так далеко. Ведь это пять поколений, господа. Это потрясающе. Это только сказать легко.

А когда шоу заканчивается… Рафаэль очень склонен прокручивать все в голове, оценивая, что вышло хорошо, а что могло бы получиться лучше?

Я продолжаю выходить на сцену с тем же энтузиазмом, что и раньше, но я также все еще время от времени сталкиваться с ошибками. Хорошо то, что, к счастью, за деревьями я ухитряюсь видеть лес. Обычно, когда я заканчиваю концерт, я ложусь спать счастливым. И я очень это праздную, но не на словах, а про себя. Я говорю себе: «Как хорошо ты себя вел! Продолжай заботиться о себе, потому что есть еще горы, которые тебе нужно свернуть». (смеется). Поэтому я говорю тебе, что я вообще не думаю прощаться, и меньше всего - устраивать турне. Я бы не смог, я бы целыми днями плакал.

В тот день, когда я это сделаю, это будет из-за форс-мажора, из-за заболевания. Я ничего не скажу, я просто промолчу, и все. Для меня это слишком болезненно.

Марта Морейра
09.05.2024
 valenciaplaza.com
Перевод А.И.Кучан
Опубликовано 10.05.2024



Комментарии


 Оставить комментарий 
Заголовок:
Ваше имя:
E-Mail (не публикуется):
Уведомлять меня о новых комментариях на этой странице
Ваша оценка этой статьи:
Ваш комментарий: *Максимально 600 символов.