Что бы там ни говорили, я – Рафаэль. 2024
DIGAN LO QUE DIGAN, YO SOY RAPHAEL. 2024
Легенда из Линареса в свои 81 год поднял на ноги Большой театр Liceu в Барселоне.
Это правда, что в последние годы Рафаэль несколько раз приезжал в Каталонию. Но было время, когда увидеть его здесь было не таким обычным делом. Вот почему, когда в начале XXI века он появился в Барселоне с театральной постановкой "Джекилл и Хайд", это было воспринято как событие, как нечто исключительное. Не имело значения, хорошо ли поставлен спектакль, удачная ли сценография… Главным было то, что он там присутствовал. И что его голос, великое сокровище, которым он все еще владеет (в придачу к его харизме), находился в великолепной форме.
В тот вечер при выходе из театра его ждали поклонницы. Однако, как звезда, которой он был и которой он является, Рафаэль вылетел оттуда со скоростью ветра. Он наскоро, чисто из вежливости, поздоровался, а затем сел в машину. Последовательницы (а также его последователи), которые там присутствовали, были в основном теми же женщинами, которые в шестидесятые годы сходили по нему с ума. Наши матери (а также некоторые бабушки) были свидетелями взрыва, который они пережили так, как того заслуживал случай: никогда раньше не видели никого подобного, такой мощи и такой звезды. Для других, настроенных более иронично, он был тем исполненным театральности сеньором, который во время пения смотрел в небо и поднимал руку, так что казалось, что он крутит лампочку.
Пылающий свет
И теперь, уже в середине 2024, Рафаэль сохраняет накал этого света, этой улыбки, этого упорства. Следует сказать, что артист, родившийся в Линаресе, с большим мастерством взялся за окончание своей карьеры. Легендарный артист не переставал расти. И он сделал это наилучшим образом: распевая свои песни в их естественной среде обитания, на сцене. Это самая лучшая дань уважения – прижизненная, с исполнением каждого из его гимнов, которых много. Так что Рафаэль, все еще тянущий программу на основе его диска 2022 года "Victoria" (сделанного с помощью Пабло Лопеса), пользуется случаем, чтобы давать двухчасовые сольные концерты. В Барселоне было запланировано два концерта: вчерашний и сегодняшний. Так что те, кто хочет выразить ему свое почтение, должны поторопиться с выбором.
При том, что Хулио Иглесиас больше не расточает себя, Серрат уже распрощался со сценой, Ана Белен не так часто поет «La Puerta de Alcalá», именно он и, возможно, Мигель Риос несут этот факел ностальгии.
Пока зрители фотографируются на лестнице, ведущей в театр, а едва усевшись, объясняют, в какое время и кто подарил им билеты, чтобы они попали сюда, гаснет свет, и из боковой кулисы выходит Рафаэль. Он спокойно останавливается и наблюдает, это время, когда публика сходит с ума. Я бы даже сказал, что это подступы к наивысшей эйфории. Уже во второй песне «De tanta gente» на экране появляются черно-белые фотографии зрителей, а также самые последние снимки постковидной эпохи - в масках. Звучит первая великая песня из подборки - «Digan la que digan», и тут появляется настоящий Рафаэль; он жестикулирует, щелкает пальцами и двигает бедрами. Короче говоря, он чувствует себя комфортно и непринужденно, как в гостиной своего дома. Даже такое святое место, как Liceo, его не пугает. Возможно, потому, что он бесчисленное количество раз оказывался в подобных обстоятельствах.
Во время «Mi gran noche», когда эти слова появляются на экране, возникает впечатление, что театр вот-вот рухнет. Но – нет; возможно, песня прозвучала слишком рано или, может быть, в сущности эта вещь не так важна, как мы думали в последнее время. А в «Estuve enamorado», наоборот, этот огонь действительно разгорается. Точно так же в «A que no te vas», уже с одним только пианистом (кстати, великолепным) в качестве аккомпаниатора, доказательство тому становится более наглядным: голос певца звучит легко и свободно. После он пользуется поддержкой десяти музыкантов и трио бэк-вокалистов. А пока - болеро и искренний реверанс в сторону Барселоны и Каталонии, за которым следует оркестровая и очень эпическая «Amor mío».
И так продолжается до тех пор, пока мы не доходим до в высшей степени очаровательного Рафаэля в стиле фламенко в «Que nadie sepa mi sufrir» с гитарой в качестве партнера. У него это получается так хорошо, что, закончив, он падает на пианино и дважды мило хлопает себя по щеке. Но его версии песни Виолеты Парра «Gracias a la vida» не хватало искорки, он все еще не поверил в это. А вот в «Se no srompió el amor» у него это в самом деле получилось, в этом случае Хурадо действительно гордилась бы результатом. Финальный блок, после двух часов, в течение которых почти не было пустопорожних разговоров, начинается с «Estar enamorado» (какие глубокие, поэтичные и захватывающие слова) в тот момент, когда Рафаэль заставляет публику петь. И он, что логично, выглядит благодарным. С этим обширным каталогом жестов и поз его конёк - искусство в движении.
Тем не менее, все еще предстояло самое лучшее - неизбежная «Yo soy aquel» (решительное исполнение) и претензия на того Рафаэля-путешественника, того, кто поехал в Москву, того, кто пел в лондонском "Палладиуме", или того, кто давал грандиозные концерты во Франции. И когда акселератор уже выжат до предела, он придает «Escándalo» налет румбы и кубинской музыки (есть даже фрагмент рэпа), как раз перед тем, как открыть двери для «Como yo te amo» и обещания вернуться, если Бог пожелает, на каталонские земли. Когда партер бурлил, он спел а-капелла несколько куплетов из «A mi manera», и ушел таким же, каким пришел - тем, кому аплодируют и перед кем преклоняются.
Тони Кастарнадо
30.09.2024
www.elnacional.cat
Перевод А.И.Кучан
Опубликовано 01.10.2024