Рафаэль на Sonorama: он все тот же. 2014
RAPHAEL EN EL SONORAMA: EL SIGUE SIENDO AQUEL. 2014
Он все тот же, который своими песнями, когда более 50 лет назад начинал свою карьеру, завоевывал сердца юных девушек, а сейчас он покоряет своих всегдашних поклонников и самую «indie» во всей Испании молодежь. Потому что фестиваль Sonorama Ribera в Аранда де Дуэро (Бургос) – необычный фестиваль, и не только потому, что там действительно здоровая атмосфера и потому, что он собирает зрителей всех возрастов, но и потому, что год за годом он борется за то, чтобы таким и оставаться, рискуя делать ставки на самых разных артистов.
В этот раз поднялся крик до небес, когда в начале года было объявлено, что главным артистом фестивальной афиши станет Рафаэль, ветеран (которому 71 год), умеющий год за годом оставаться на эстраде, напоминая нам, что он работает с одинаковой самоотдачей как в его рождественских передачах, так и в рекламе Национальной лотереи. Он – настоящий пример для всех тех артистов, которые, не сумев перестроиться, кончают тем, что становятся тенью того, чем они были. А он – нет, он все такой же.
За несколько часов до его появления на Sonorama нельзя было точно сказать, с каким настроением публика ожидает его концерта. Одни продолжали «балдеть», сознавая, что станут участниками одного из самых необычных концертов за всю историю Sonorama, другие хотели увидеть его в момент апогея, третьи просто проявили любопытство и явились туда, чтобы хорошо провести время, словно речь шла о эпатажном спектакле.
За несколько минут до его появления на той же самой сцене выступала группа Niños Mutantes. Ее вокалист, Хуан Альберто, простился с публикой знаменитой версией песни Рафаэля «Como yo te amo», послав артисту приглашение, чтобы он присоединился к ним, если ему хочется, но тот не вышел.
Без чего-то одиннадцать на сцену поднялся Рафаэль - в своем обычном виде, который ни с кем не спутаешь: в черном костюме, рубашке и галстуке, что не совсем привычно для фестиваля indie; а на сцене появился рояль.
Уже после первых песен можно было понять, что этот концерт будет не слишком отличаться от тех, что он устраивает обычно, но на второй же песне он прибрал к рукам шестнадцать с лишним тысяч зрителей (по данным организаторов фестиваля). Это была «Mi gran noche».
Слушатели аплодировали каждому жесту артиста, улыбались и кричали. На боковых экранах можно было увидеть плакаты с текстом «Рафаэль – indie» и «Рафаэль, ты супер», и, хотя голос Рафаэля в последние годы начал несколько слабеть из-за бега времени, он продемонстрировал, что он в отличной форме для того, чтобы давать спектакли.
Уже в ходе собственного выступления он пригласил на сцену Хуана (из Niños Mutantes), чтобы спеть вдвоем «Estuve enamorado» - ранее уже выдвигались предположения, что, возможно, будут совместные выступления. Затем последовал дуэт с Вегой – «Hablemos del amor» и Альберто из Miss Cafeina – «Que sabe nadie».
В его концерте, продолжавшемся почти два часа (потому что, как сказал сам Рафаэль, «есть график, который приходится соблюдать») нашлось время для всего, включая большие паузы, которые он делал между песнями, исполнение в офисном кресле песни «No puedo arrancarte de mi», «Digan lo que digan», которую он спел, засунув руку в карман, и разбивание вдребезги «зеркала» в «Frente al espejo». С другой стороны, все это он обычно проделывает на своих регулярных концертах.
Несмотря ни на что, эта ночь начинала становиться «великой», и хотя, по моему мнению, было несколько вялых песен, которые я бы не включил в программу концерта такого уровня, особенно на территории indie, не было недостатка в таких песнях, как уже упомянутая выше «Mi gran noche», «Todas las chicas me gustan», «Yo sigo siendo aquel»,«En carne viva», «Escandalo» (в которой звучал рэп) и, в завершение концерта, «Como yo te amo».
Я думаю, что осознавая, что он находится на одном самых главных indie фестивалей страны, Рафаэль решил украсить шоу звучанием электрогитары, которое в некоторых произведениях было безмерно уместным.
Следует признать, что больше всего может приблизить Рафаэля к эстетике indie ни его внешний вид, ни его голос, ни его винтажные аранжировки, а скорее идеи, которые он доносит до публики в словах своих произведений, а также надежда, любовь, бунтарство и оптимизм, и еще эта врожденная хулиганистость, заставляющая его уходить и появляться на сцене в середине песни, и этот «а-ля тореро» способ снимать пиджак, провоцируя крики и свист зрителей, как мужчин, так и женщин. Дело в том, что Рафаэль настолько искренен и сердечен, что может без проблем сдружиться с публикой фестиваля Sonorama.
В конце, если мы начнем подводить итоги его концерта, все остались довольны. Рафаэль – потому что увидел, что он нашел контакт с молодежью и не самой молодой публикой; организаторы – потому что доказали, что этот фестиваль не такой, как все, и на нем нет ограничений по возрасту (этот факт они активно рекламируют); а зрители – потому что побывали на уникальной и неповторимой ночи, которая в результате оказалась не такой плохой, как предсказывали некоторые.
После Рафаэля все вернулось в нормальное русло. Фестиваль следовал привычным курсом. Выступили Elefantes (которые снова возвратились на эстраду), а за ними вышел Иван Феррейро с отличным концертом, эффектным, как и все шоу его турне, в костюме, что с ним редко случается, и в сопровождении нескольких столь же элегантных и великолепных музыкантов (среди которых были Рики Фолкнер и Эмилио Сайс). Но в отличие от других фестивалей то, что нам, зрителям Sonorama Ribera, выпало пережить той ночью, был фрагмент «Happy birthday» в финале песни «Mi furia paranoica», когда публика спела хором «счастливого дня рождения» самому Ивану Феррейро, которому исполнилось 44 года.
И в конце – поздравляю всех.
Виктор Эрнандес
21.08.2014
salamancartvaldia.es
Перевод А.И.Кучан
Опубликовано 21.08.2014