Рафаэль царит на Sonorama Ribera. 2014
RAPHAEL REINA EN EL SONORAMA RIBERA. 2014
Хроника концертов на 'Sonorama Ribera': другими выдающимися артистами фестиваля в четверг были Egon Soda, Refree, Niños Mutantes и Iván Ferreiro.
Рафаэль на Sonorama
В Аранда де Дуэро 12 часов дня, на Канарах на час меньше. Возможно, и там и там солнце одинаково льется с неба. Но в этот час бары и винные погребки в бургосском городе, может быть, в отличие от островных, уже переполнены. Мы переживаем первое похмелье после дня торжественного открытия фестиваля Sonorama Ribera, ставшего на четыре дня столицей движения indie (и некоторых других), которую невозможно обойти стороной. Фестиваль, ориентированный больше на взаимодействие, чем на колонизацию, распространил свою деятельность за пределы концертной площадки, и в центре Аранды появились разнообразные и бесплатные предложения. Так, ты садишься не террасе, чтобы заказать оршад со слойкой из Торрелавеги, и возможно, у них нет ни оршада, ни слоек из Торрелавеги, но взамен тебя потчуют изливающейся из звукоусилителя песней группы Niño Burbuja, а не Энрике Иглесиасом с каким-нибудь его кумом из Майами, что порой приходится слышать на подобных праздниках.
В это самое время начинается первое выступление дня на площади Trigo. Жители города и множество гостей толпятся, чтобы увидеть The Bright, дуэт из Леона, который составляют Мириам Гутьеррес и Анибал Санчес. Они – парочка, и она занимается боксом. По ней этого не скажешь: нос у нее не сломан, и нет ничего подобного. Ясно только, что они оба (он с этим имиджем, который создает его гитара Gretsch, и она – с ее голосом, решительно поющая по-испански) демонстрируют привлекательность, достойную более широких горизонтов. Кое-кто во весь голос требует,“Главную сцену!”. Это классика: многие из мэтров фестиваля проходили сначала через утреннюю сцену на площади, как было в прошлом году с группой Izal. The Bright заканчивает песней Ela и уступает место Bravo Fisher! и Joe La Reina, дополняющим тройку представителей лейбла Subterfuge, у которого в этому году юбилей.
Тем временем на фестивальной сцене Аранда де Дуэро Рафаэль пробует звук. Похоже, он в голосе. Рабочие, устанавливающие киоски, бросают свою работу и наблюдают за ним. Сотрудники фестиваля общаются с дивом и его командой, которая в любой момент совершенно доступна. Рафаэлю очень нравится участвовать в Sonorama Ribera; фестиваль гонялся за ним несколько лет.По окончании пробы он покидает площадку в роскошном автомобиле высокого класса. Он сидит рядом с шофером и улыбается, как почти всегда. На ближайшей заправке дамы спрашивают, правда ли, что он собирается петь. В булочной дипломатичный сеньор допытывается: он – тот, что был всегда, или какой-нибудь другой Рафаэль, и хочется ответить ему, что тот, что он “sigue siendo aquel (все тот же самый)“.
Когда надо подкрепиться, большая часть артистов восстанавливает силы в одном из центральных ресторанов. Там классическое меню дня: ягненок на вертеле. И, разумеется, красное вино D.O. Ribera del Duero*, которое, возможно, похоже на вино из Ла-Риохи по цвету, но на этом сходство заканчивается. Sonorama Ribera – это фестиваль для музыкантов, и тот, кто не играет, может поработать на нем: мы обнаруживаем, что над постановкой трудятся несколько представителей групп, которые уже побывали на афишах в прошлые годы. Проявляется также играющий на нескольких инструментах продюсер Хуан де Диос Мартин, отвечавший за последние работы групп Amaral и Barón Rojo, а также Шоэля Лопеса (Deluxe) и Рубена Посо. Он пришел в сопровождении ударника Рафаэля, которого должен доставить обратно в Мадрид, потому что тот должен улетать в 6 утра. Сам Хуан поднимется на борт трансатлантического самолета в конце сентября, чтобы окончательно обосноваться в Лос-Анджелесе (США).
Вечером, уже на фестивальной площадке и после открытия, которое провела группа La M.O.D.A., португалец Давид Фонсека, артист, пользующийся значительным успехом в соседней стране, встряхнул главную сцену хорошей дозой энергии. Он закончил выступление, спев по телефону в стиле ретро песню дуэта Buggles - Video killed the radio star и дополнил ее своей собственной The 80s. Хотя от него требовали спеть на бис, он ушел в самый разгар страстей.
* * * * *
Публика не прекращала подходить на концертную площадку, пока толпа не стала почти вдвое больше, чем аудитория предшествующего вечера. Минутку: да, час настал. Это не телевидение. Это не Рождество. Но этот тип – Рафаэль. «Сегодня день из тех, когда я горжусь тем, что я артист» - утверждает он. Ну что сказать о его концерте? Он спел то, что он называет «драгоценностями короны». И вот: он бросал в публику Mi gran noche, Todas las chicas me gustan, Yo sigo siendo aquel, En carne viva, Escándalo y Como yo te amo, пока число исполненных вещей не превысило две дюжины, а следовательно, был превышен и отведенный ему лимит времени. Так стал он или не стал самым лучшим и настоящим артистом на всей афише? Да, разумеется: в том, как он спел Digan lo que digan, держа руку в кармане, больше собственной позиции и больше профессионализма,чем в целом концерте большинства участников.
Есть ли в Рафаэле что-нибудь от indie? Возможно, брюки с высокой талией. А каков оркестр? Профессиональный и боеспособный. Рояль в центре и аранжировки от рока в чистом виде до вечной легкой музыки и музыки вчерашней эпохи. Были приглашенные? В самом деле: Хуан Альберто из Niños Mutantes (Estuve enamorado), Вега (Hablemos del amor) и Альберто из Miss Cafeína (Qué sabe nadie). Победил первый, потому что у девушки тональность оказалась низковатой для ее регистра, а Альберто ошибся с настроем, исполнив этот сердитый гимн в интимном стиле. Рафаэль частично утратил свой голос? Да: это закон жизни. Но не свой слух: он очень хорошо осознает свои пределы и с легкостью обходит их. Рафаэль лишился своего гламура? Нет. Он уникален. Мы прощаем ему, что он поет No puedo arrancarte de mí, усевшись в забавное офисное кресло, или что пюпитр, где лежат его слова, так пугающе велик, что кажется заимствованием из его собственного аватара. Рафаэль имел успех? Десятки дам пенсионного возраста и тысячи молодых людей в гавайских рубашках подпевали ему хором и до самого конца кричали комплименты. Даже луна испугалась и пошла на убыль.
Тито Лесенде
15.08.2014
rollingstone.es
Перевод А.И.Кучан
Опубликовано 19.08.2014
Примечания переводчика:
* D.O. – «вино по происхождению», класс вин высшей категории.