Рафаэль все еще этот, тот и другой . 2014
RAPHAEL SIGUE SIENDO ESTE, AQUEL Y EL OTRO. 2014
В Педральбесе певец возобновляет договор, которому уже полвека.
Ровно в десять часов вечера оркестр дал предупредительный сигнал, приступив к мелодии Yo soy aquel. И пусть тот, кому это не нравится, уходит. Потому что сразу же после этого на сцену выйдет одетый в черной артист, родившийся в Линаресе, который на протяжении двух часов будет давать публике то, чего она страстно желает, и опираясь на этих соучастников (хотя это не то соучастие, о котором говорится в Уголовном Кодексе) Рафаэль всегда выходил победителем и пережил всех: каудильо, монархов, римских пап, министров и все то, что происходит за пределами его весьма своебразного мира.
«Я все еще тот же, тот же Рафаэль, что и всегда», - сказал он публике сорок пять минут спустя. После отмены концерта во вторник, вызванной ливнем, Рафаэль вчера вечером выступил в Саду Педральбес с его обычными результатами, если не считать пары неполадок со звуком, случившихся в начале концерта.
Мир Рафаэля — полноценное образование: этот артист играет со всем, чередуя серьезные песни с простенькими вещицами, и проведя в пути более пятидесяти лет, он еще способен притвориться, что в Рафаэле есть таинственность и у него естьинтимные секреты, которые не знает публика, хотя ему свойственны собачья верность и любовь и он не боится признаваться в своих убеждениях.
www.primerahora.com:
Певец продемонстрировал свой мощный голос и
двигался по сцене с его обычным изяществом и драматизмом.
Это публика, которую он провоцирует, сбрасывая пиджак, делая жесты, представляющие нечто среднее между жестами хулигана и идеального зятя, которая, когда звучит третья песня, уже стоит, хором распевая припев Mi gran noche, в то время как артист делается все более великим и вовсю пользуется своим мефистофельским договором с историей Испании, в которой он в конце концов стал великим, выжившим в трудных условиях, и исключительным свидетелем.
Возможно, секрет Рафаэля, позволивший ему выйти за рамки франкистского клише, заключается в этом обновленном сейчас договоре давать публике все, что она от него потребует. И потому звучала каждая из этих великолепных песен автора, которого он вчера вечером назвал «своим музыкальным биографом» - это Мануэль Алехандро («которому я обязан 89% своих песен», - сказал он). Мало есть на свете артистов, так тесно связанных со зрителем, которые четко понимают, что на сцене командуют они, но публика платит, и артист обязан ей всем.
Вчера вечером все проходило под знаком этого договора: «сейчас я пою как можно лучше, а вы будете слушать все эти великолепные песни, потому что этому творчеству уже шесть десятилетий, потому что вы пришли сюда вместо того, чтобы уехать в выходные на дачу у моря». Эти песни в равной степени годятся для того, чтобы погрузиться в депрессию из-за разбитой любви и для того, чтобы заставить любовников воспрянуть духом. Это намеренно простые песни, которые могут нравиться или нет, но они сделали его исключительным явлением в мире музыки. Ведь в саду Педральбес были современные парни и девушки, помимо публики эпохи Maravilloso corazón, мужчин (и в особенности женщин), помнящих первых поклонников, тех приличныхдевочек с быстропроходящими вспышками страсти, и хотя они уже дамы на возрасте, они по прежнему становятся девчонками, когда великий вечный (как говорит сам артист) Рафаэль поет им песни о романах, чувствах, великолепных многообещающих ночах и о тех четырех или пяти глупостях, которые они сделали за всю жизнь.
Еще полный сил артист, которому поклонники устроили овацию, закончил выступление в полночь по указанию организаторов, и — до следующего концерта.
Хоакин Луна
21.06.2014
La Vanguardia
Перевод А.И.Кучан
Опубликовано 21.06.2014