Рафаэль: «Я не хочу оставаться тем же. Я должен обновляться». 2022
RAPHAEL: “NO QUIERO SEGUIR SIENDO AQUEL. TENGO QUE ACTUALIZARME”. 2022
Певец находится на сцене уже шестьдесят лет, и ему скоро исполнится восемьдесят. Он не только не хочет уходить на пенсию, но и стремится завоевать новую аудиторию. Чтобы добиться этого, он выпускает «Victoria», восемьдесят четвертый диск за время своей карьеры, написанный и созданный полностью Пабло Лопесом
“Как поживает Хулио Иглесиас? Ты что-нибудь знаешь о нем?” - спрашивает Рафаэль (Линарес, 79 лет) прямо перед началом этого интервью Он явно беспокоится о том, кто, согласно прессе и городским легендам, исторически был его соперником.
Не отдавая себе в этом отчета, или, возможно, намеренно, он только что положил конец одному из самых упорных слухов в музыкальной индустрии нашей страны - слуху о его вражде с другой великой мировой звездой испаноязычной эстрады. Этот слух распространился в 1988, когда Рафаэль заявил: ”Мне кажется очень странным, что человек, который не умеет петь, смог прижиться в стране, где музыка - настоящая королева". Исполнитель песни "Soy un truhan, soy un señor“, которая тогда завоевывала Америку, ответил ему: «Ему надо бы открывать рот, только чтобы петь... Я везде добиваюсь успеха, а он ходит несолоно хлебавши». Три десятилетия спустя Рафаэль Мартос продолжает наращивать объем продажи дисков и у него миллионы скачиваний. Артист отмечает шестидесятилетие своей карьеры и почти восьмидесятилетие своей жизни гастролями по Северной Америке. 24 ноября он начнет турне по Испании, чтобы продвигать свой новый альбом "Victoria" (восемьдесят четвертый, созданный за время его карьеры), написанный, аранжированный и спродюсированный Пабло Лопесом. В свою очередь Хулио Иглесиас, которому также скоро исполнится восемьдесят лет, почти три года не появлялся на сцене, и ничто не предвещает, что он снова окажется в центре внимания.
Victoria (производство Virgin Music) - очень подходящее название для диска человека, который сделал себя сам. Для мальчика из Линареса, ставшего звездой, певшего в лучших театрах мира (от Карнеги-Холла до Олимпии в Париже, включая Мэдисон-Сквер Гарден и BellasArtes в Мехико), сына скромного каменщика, который влюбил в себя несколько поколений, но который видит только свою жену, аристократку Наталию Фигероа, на которой он женат пятьдесят лет. Певец победил всех (имея в активе 50 платиновых и 335 золотых дисков) и вся, включая смерть, поскольку в 2003 он преодолел гепатит В благодаря пересадке печени. “Я вижу, как поют некоторые люди моего возраста, и это достойно жалости. В моем случае я очень следил за собой, и теперь это чувствуется. Это награда за мое постоянство”, - говорит он в репетиционном зале театра Real, прежде чем приступить к описанию своей ежедневной рутины ограничений: он больше не употребляет алкоголь, не курит, не выходит на улицу по ночам и каждый день поднимается рано, чтобы тренировать свой голос.
“При мысли о выходе на пенсию я чувствую себя больным. Естественно, когда-нибудь мне придется уйти, но до этого дня еще далеко”, - пророчествует он.
Рафаэль не только не планирует уходить на пенсию, но и рвется завоевывать новую публику.Для этого он поручил Пабло Лопесу (Фуэнхирола, 38 лет), который на четыре десятилетия моложе его, написать и продюсировать его последний по времени выхода альбом. “Идея, несомненно, исходит от меня. Я не умею сочинять музыку, поэтому мне всегда приходится брать на себя инициативу", - говорит певец из Линареса. “По-другому и быть не могло”, - добавляет Лопес, родившийся в 1984, вскоре после того, как Рафаэль получил Урановый диск за продажу более пятидесяти миллионов копий своего сборника "Ayer, hoy y siempre". Он был первым испанцем, установившим этот рекорд. До этого такой диск получили только три исполнителя: группа AC/DC за Back in Black 1980 года; группа Queen за их Greatest Hits 1981 года и Майкл Джексон за Thriller 1982 года. "Рафаэль, который выходит на сцену сейчас, тот же, что и сорок лет назад, у него нет удостоверения личности. Ты не знаешь, в каком году он родился и откуда он родом. Я никогда не замечал разницы в возрасте. Я не знаю - он должен этим гордиться или я должен бояться”, - шутит Пабло Лопес. “Когда мы идем есть, мы можем часами разговаривать друг с другом», - продолжает он. Сообщничество между ними ощущается в этом зале театра Real: они обмениваются шутками, все время смотрят друг на друга, один заканчивает фразы другого, один садится за пианино, а второй начинает петь.
Рафаэль, которому в мае 2023 исполнится 80 лет
Пабло Лопес родился и вырос под “рафаэлевскую” музыку. “Это константа, звук, который витает в воздухе с тех пор, как мне было ноль лет”, - говорит он. Рафаэль, в свою очередь, ясно помнит, как впервые услышал своего свежеиспеченного композитора. “Это было шесть лет назад. Я увидел его по телевизору и подумал: он должен сделать для меня диск". Это первый раз, когда он сделал ставку на столь молодого человека, чтобы тот написал для него альбом. “Я не хочу становиться древностью”, - признается исполнитель таких хитов, как Yo soy aquel и Escándalo. “Это одна из причин, по которой я вышел на Пабло, современного композитора. Я мог бы сделать это с другим, но мой инстинкт сказал мне, что это должен быть он, человек, представляющий наше время. Мы уже все знаем песню Yo soy aquel, это уже прошло. Я не хочу оставаться таким же. Если я претендую на то, чтобы люди продолжали приходить посмотреть меня, я должен обновляться”.
Victoria– первый диск, который Лопес записал не для себя, а для другого артиста. "Когда он сделал мне предложение, я так занервничал, что догадался только сказать: "Да, но мы сделаем это у меня дома". Это вызвало у меня сильное головокружение, потому что я должен был следовать по стопам двух самых главных авторов нашей страны”, - признается он, имея в виду Мануэля Алехандро (создателя таких хитов, как Yo soy aquel, Digan lo que digan, Como yo te amo и Qué sabe nadie) и Хосе Луиса Пералеса (который сочинил Yo sigo siendo aquel, Y fuim osdos, Despertar al amor, Frente al espejo и других.) “Это была двойная ответственность: сделать целую пластинку для Рафаэля - и с учетом его предыдущих авторов".
В течение полутора лет Рафаэль приходил в дом композитора, что нечасто случалось в эпоху, когда многие певцы не знакомы лично с авторами своих альбомов и не встречались с ними в студии. Когда они в первый раз остались вдвоем, они посмотрели видео легендарного выступления линаресца на Евровидении в 1966. “Я хотел увидеть это его глазами. Я спросил его, чем пахнет это место, как он туда попал. Я начал удовлетворять свое любопытство по поводу вещей, которые кажутся пустяками, но на самом деле это не так. Благодаря этому всплыло много историй и забавных случаев из его детства”, - рассказывает Пабло Лопес. Симбиоз возник немедленно. “Невозможно было завершить вечер без песни. Рафаэль обладает способностью усваивать песни со скоростью света".
"Я никогда не замечал разницы в возрасте. Я не знаю, должен ли он гордиться этим
или это я должен бояться”, - говорит Пабло Лопес.
Victoria- это диск с началом, развитием сюжета и развязкой. Каждая песня похожа на главу истории. Музыкальный пролог называется Desde el principio (с самого начала). “Я представлял себе, как включаются софиты, я видел коридор и Рафаэля, идущего к своему постоянному месту назначения - сцене”, - объясняет Лопес. Последняя, одиннадцатая песня, называется Onze (созвучно once - одиннадцать) и представляет собой дуэт между ними. “Этот альбом является ярким примером неизменной способности Рафаэля изобретать себя заново”, - отмечает в электронном письме Нарсис Ребольо, президент Universal Music в Испании и Португалии. “Сегодня очень сложно создать подобный проект, суметь задействовать талант такого индивидуального артиста и композитора, как Пабло Лопес, и привлечь его к написанию на заказ альбома новых песен для такого знакового исполнителя”, - говорит Ребольо, который руководит карьерой Алехандро Санса и Давида Бисбаля.
Создавая музыку и тексты для альбома, Рафаэль и Пабло обнаружили, что у них больше общего, чем они думали. Они оба начали петь, когда были очень молоды. Рафаэль Мартос начал в четыре года в школьном хоре при храме Сан-Антонио, а затем в храме Иисуса Мединасели в Мадриде. “Я потратил на это десять лет своей жизни и хорошо воспользовался ими. Каждый день они хотели выгнать меня, потому что я не учился, но они этого не делали, потому что я был звездой хора”, - вспоминает он. В возрасте девяти лет он поехал в Австрию и получил награду как лучший детский голос Европы. Это был его пропуск в академию пения Мануэля Гордильо, в которой также учились Росио Дуркаль и Мануэль Алехандро, композитор, написавший вместе с Пералесом большую часть его хитов. В конце 1961, будучи еще несовершеннолетним, он начал выступать как профессионал. Год спустя, когда он шел на свое первое прослушивание в звукозаписывающей компании, его озарило, и он изменил написание своего имени: буква «f» превратилась в «ph». Это был удачный маркетинговый ход, первый из многих. Остальное - уже история: его триумф на фестивале в Бенидорме, его первое турне по Испании, его контракт с фирмой Hispavox; его первый хит, El pequeño tamborilero, и его участие в Евровидении в 1966, благодаря которому он вышел на мировую арену.
Пабло Лопес также рано начал заниматься музыкой, хотя и более скромным образом. “Я хотел петь, но не хотел привлекать к себе внимание. Я хотел бы выйти на сцену на школьных фестивалях, но я не хотел, чтобы на меня смотрели зрители. Мне никогда не нравилось быть главным героем. Это заставляет меня нервничать. Теперь я переношу это немного лучше", - со смехом признается он. В пять лет он попросил у матери пианино. Поскольку на это не было денег, ему подарили испанскую гитару. В восемь он участвовал в национальном конкурсе Veo, veo. Примерно в это же время он начал брать уроки игры на фортепиано в консерватории в Эль-Эхидо. В семнадцать лет он уже зарабатывал на жизнь, выступая в отелях Коста-дель-Соль, а оттуда уехал в Лондон, чтобы стать официантом в пабе. В двадцать четыре года он шагнул к славе в телепрограмме Operation Triunfo, в которой дошел до финала, но ему пришлось прождать еще пять лет, чтобы подписать свой первый контракт с фирмой звукозаписи и выпустить свой первый сольный сингл. “Я так и не переварил, что такое множество людей слушает мою музыку. Я еще не так крепко обнял славу, чтобы бояться упустить ее. Я занимаюсь этим десять лет и продолжаю удивляться", - говорит он.
Рафаэль также не боится потерять свою популярность, он просто принимает меры предосторожности, заботясь о себе, потому что, как он говорит, хочет продержаться долго. “Мой величайший страх - что мне скажут: "Давай, уходи со сцены". Я хочу сам принять это решение. Я не хочу умирать на сцене, потому что это неэстетично, но я бы не прочь отъехать в другой мир однажды после спектакля, когда опустится занавес”.
У них обоих повторяющийся кошмар: потеря голоса. Первое, что Рафаэль делает каждое утро, - это тянет высокие ноты, чтобы проверить, в порядке ли его голосовые связки. Кажется, они не согласны только в одном: в отношении к кондиционеру. “Когда я подвожу его на машине, чтобы съездить поесть, мы всегда ссоримся из-за этого. Я включаю его, а он выключает”, - говорит Лопес.
Рафаэль и Лопес полтора года работали над составом "Victoria".
На пороге своего восьмидесятилетия (это будет 5 мая следующего года) Рафаэль Мартос не желает тормозить. “Это вопрос, который неизбежно возникает время от времени. Это больше, чем просто нажать на тормоз, это дозировать себя. Но никто лучше него не знает, как и когда это сделать. Он в отличной форме во всех смыслах, с замечательными проектами, настоящими и будущими, и с публикой, которая без всяких условий остается рядом с ним… Так что тормозить очень сложно”, - отмечает Мануэль Мартос, сын певца, который приехал на фотосессию, чтобы сопровождать своего отца. “Его страсть к музыке, к его профессии, трудно понять. Более шестидесяти лет без остановок – а он все продолжает, с всепоглощающей любовью к тому, что он делает, и всегда смотрит вперед, думая о том, что будет потом, что будет следующим… Это ужас”, - добавляет Мартос, генеральный директор Virgin Music Label & Artist Services в Испании.
Роса Лагарриге уже почти двадцать лет является представителем Рафаэля. “Он осознает течение времени, свой возраст и то, что, если однажды он почувствует, что у него плохо с голосом, он больше не будет давать концертов. Ему ясно, что в тот день, когда он будет не в форме, особенно в плане вокала, он уйдет. Вот почему он очень заботится о своем голосе. За день до концерта он не разговаривает”, - объясняет менеджер, которая также руководила карьерой таких артистов, как Мигель Босе и Алехандро Санс. “Он переживает второй золотой век, если мы примем за поворотный момент его трансплантацию. Он заработал его огромным трудом, потому что он всегда обновляется, никогда не теряя своей сути. Я думаю, что нет никого, похожего на него. В мировой масштабе я могу вспомнить, например, Мика Джаггера, который занимается карьерой практически столько же лет. Или Шер, которая все еще активна”, - говорит в заключение Роса. “Он, несомненно, является испанским артистом с самой великолепной карьерой, который активно работает дольше всех”, - подтверждает Нарсис Ребольо, считающийся самым влиятельным руководителем звукозаписывающей индустрии Испании.
Несколько недель назад Рафаэль и Пабло Лопес вместе пели на церемонии вручения премии Billboard в сфере латинской музыки в Майами. Рафаэль исполнил Detantagente - первый сингл с диска Victoria, и получил дань уважения шестидесяти годам своей творческой деятельности. "Награды по-прежнему важны для меня, хотя с каждым разом мне становится все труднее добиться, чтобы их вручили, потому что мне были выданы почти все”, - признается он. На церемонии доминировали новые звезды латинского трэпа и реггетона. Бэд Банни получил премию "Артист года". Росалия, Фарруко, Кэрол Джи и Рау Алехандро также были награждены. "Внезапно начала звучать такая странная музыка… Но кто я такой, чтобы говорить, что хорошо, а что плохо. Я продолжаю слушать всегдашних артистов: Элвиса Пресли, Эдит Пиаф", - говорит он. “Я хотел бы быть таким, как эти артисты. Я делаю все, что могу”. “У тебя все прошло не так уж плохо”, - замечает Лопес, разразившись хохотом.
Рафаэлю трудно назначить наследника. “В наши дни певцы не такие, какими мы были раньше”, - жалуется он. “Я на сто процентов понимаю, что ты говоришь”, - кивает Лопес. "Новым артистам не хватает веры в себя. Многие из них являются продуктом маркетинга. Я не хочу сказать, что то, что было раньше, было лучше, но все было иначе. Я не знаю про других, но у меня всегда было право принимать решения. Я никогда ни на что не просил разрешения”, - продолжает Рафаэль. Его не очень впечатляет успех Росалии или К.Танганы, хотя он признает их значимость. “Они не создают новое фламенко, они занимаются чем-то другим. Но у них больше достоинств, потому что они создали свои собственные стили. Это самое сложное”, - так он подводит итог.
24 ноября Рафаэль начнет свое испанское турне для продвижения альбома Victoria. Он продолжает путешествовать так, как делал в сорок лет. “Я никогда не слышал упреков от моей семьи. Мне невероятно повезло, что у меня чудесные жена и дети, которые смогли понять мою карьеру. Сначала они путешествовали со мной, пока однажды Наталья не сказала мне: "Слушай, ты продолжай заниматься своим пением, а я пойду домой с детьми. Там мы тебя ждем”, - вспоминает он. И так и было. Его жена и трое детей всегда ждали его. "Конечно, самой большой жертвой была невозможность уделять своей семье столько времени, сколько он хотел бы. Но мы этого не замечали, - говорит Мануэль Мартос. - Мы никогда не ощущали его отсутствия, каким бы долгим оно ни было. Я уверен, что он остро это чувствовал и очень страдал. Но мой отец был рожден для того и ради того, чтобы быть артистом. И это подразумевает эту жертву. В противном случае он наверняка был бы безмерно несчастлив. Его секрет в том, что он не успокоился. Он постоянно ищет новые горизонты".
Несмотря на такое количеством гастролей и рекламных интервью у Рафаэля все еще есть время и желание появляться на телевидении.
Сейчас он участвует в La Voz, шоу поиска талантов на Antena 3. Пабло Лопес является членом жюри вместе с Лаурой Паузини, Луисом Фонси и Антонио Ороско. Он говорит, что этот проект помог ему понять, что эти и другие артисты его любят. “Разве это не кажется тебе замечательным? Шестьдесят лет карьеры, и теперь он понимает, что мы все им восхищаемся. Он - легенда!" - восклицает Пабло Лопес. Кумир спешит поправить его: "Не называй меня легендой. Называй меня Рафаэлем".
Мартин Бьянчи
05.11.2022
elpais.com
Перевод А.И.Кучан
Опубликовано 06.11.2022