Рафаэль: «У меня есть чувство юмора». 2016
RAPHAEL: “YO SÍ TENGO SENTIDO DEL HUMOR”. 2016
Эксклюзивное интервью. Через сорок три года певец возвращается в кинематограф в фильме “Mi gran noche”, где баскский режиссер Алекс дела Иглесиа устраивает пародию и сатиру на него. Его увлеченность танго.
Рафаэль в роли Альфонсо, пожилого кумира, которого один из поклонников хочет убить в фильме, премьера которого состоится в следующий четверг
Одно слово для этого – беспредел: нечто, вышедшее из-под контроля, с неожиданным финалом. Другое слово – сумасброды, то есть: сорт очень странных людей, созданий, о которых ты думаешь: что за человек! Оба термина прекрасно и полно характеризуют кино Алекса де ла Иглесиа, а также точно определяют Mi gran noche, его новый фильм, черную комедию, где главным героем и центром интриги является Рафаэль (тот «мальчик из Линареса» для множества женщин, которые в 60-е и 70-е предавались местам юности).
Великая ночь, вынесенная в название, выпадает именно на ту ночь, что испанцы называют «праздник нового года»; это передача на TVE, обычно сопровождающая семейный ужин до полуночного боя курантов, времени «есть виноград», как предписывает народный испанский обычай.
Находясь в Мадриде, Рафаэль начинает с его своеобразным андалузскими акцентом рассказывать изданию Clarín. как он ввязался в эту авантюру. «Алекс уже просил меня поучаствовать в его фильме 2010 года Balada triste de trompeta, но так как я не мог сделать этого, он нашел выход, использовав фрагмент из моей очень старой картины. Тем не менее, он остался недоволен... «Но что я должен сделать, чтобы ты вернулся в кино?» – спросил он меня однажды. «Напиши мне сценарий», - ответил я ему. И вот через два года он его мне прислал и сказал: «Тебе нравится?» И так как я был в восторге… значит, вперед… и вот мы тут…».
И вот оно – возвращение в кинематограф (через сорок три года!) Рафаэля, сумасбродного и странного, окруженного множеством сумасбродных и странных персонажей в фильме с избытком черного юмора и сатиры, верном стилю Алекса де ла Иглесиа. То есть беспределу.
Не у всех артистов с такой биографией достаточно широкие взгляды, чтобы хорошо принять сатирический взгляд на самих себя.
«Дело в том, что у меня все-таки есть чувство юмора… И я буду с ним в этой авантюре.
Фильм полон намеков на Вашу карьеру – вроде прикола с Хулио Иглесиасом...
Дело в том, что, как ты понимаешь, я очень восхищаюсь Хулио. Но это штучки кинематографа...
О чем в Аргентине знают не так много – это о Ваших турне по Японии и России. Вы продолжаете ездить туда?
В Россию я возвращаюсь часто, я был там в мае 2014. А в Японию, наоборот, не езжу уже много лет. Это не означает, что меня не любят. Я на самом деле очень обрадовался, когда узнал, что после показа фильма на фестивале, который называется Latin Beat, Алекс получил премию лучшему режиссеру, а мне дали премию лучшему актеру, так что о чем тут говорить...
Кстати, Вы продолжаете снимать рождественские и новогодние передачи на испанском телевидении, или нет?
Да, только я всю свою жизнь делал и продолжаю делать рождественские программы, а не новогодние. На самом деле, я вернулся к ним в прошлом году.
Расскажите немного о съемках... Как Вам этот опыт?
В разгар съемок. Актер (и певец) с баскским режиссером.
Фантастика! Чудесная съемочная группа, достаточно хоральный (так вы, критики, теперь говорите, да?) сценарий, в котором у всех найдутся моменты, чтобы блеснуть, и эффектная фактура. Я воспринимаю это как что-то вроде «Aterriza como puedas! (приземляйся как можешь)» - так в Испании называется фильм «Y dónde está el piloto (а где пилот?). Съемки были безумно сумасшедшими – чистый беспредел. Мне это так понравилось, что мы с Алексом думаем о повторении...
Да, Алекс де ла Иглесиа намекнул на создание трилогии с Вами. Это так?
Есть задумка в этом роде, и мне бы хотелось, но это будет нечто в другом стиле.
Вы видели много его картин?
Я знаком почти со всеми его фильмами.
Есть какой-то особенно любимый?
La comunidad. (сообщество). Мне бы хотелось сыграть в нем, но мы тогда еще не были знакомы. А сейчас - да, я надеюсь, что это дело пойдет и мы сможем снять еще несколько фильмов вместе.
Как Вы догадываетесь, глядя с аргентинской точки зрения, нельзя не обратить внимание на Перотти, аргентинского менеджера (которого исполнил Томас Посси)...
Ха-ха-ха, это парень действительно гениален. И заметь – он на самом деле аргентинец. Полагаю, что он из Буэнос-Айреса. Я, как и ты, обратил на него внимание, мне он показался отличным парнем. К тому же это меня не удивляет: у вас, аргентинцев, всегда существовала традиция великолепных актеров. Последний великий пример, который мы имеем здесь – Рикардо Дарин, как он хорош! Недавно мы с женой видели его тут, в Мадриде, он играл в театральном спектакле Escenas de la vida conyugal (сцены из супружеской жизни), это чудо, запомни.
Когда Вы сравниваете кино с музыкой, как Вы их воспринимаете...
Это разные материи: кино больше выверено, а на сцене всего правит спонтанность, это лучшее, что у меня есть.
Теперь, когда в Google есть все, достаточно зайти на YouTube, чтобы увидеть Вас в одном из этих гениальных интервью Хоакина Солеро Серрано (думаю, это запись 1976), где он спрашивает, как уживаются оба Рафаэля - который с F и который с PH...
Да ну! И что я говорю?
Вы ответили, что тот, который с PH, хочет поглотить другого, но что Рафаэль с F не поддается. Что бы Вы ответили сейчас?
Ну, на этом этапе жизни конфронтации уже нет; знаешь, мы как души-близнецы.
В интернете также написано, что Вам уже семьдесят два года. Я могу спросить вас, как Вы уживаетесь с бегом времени?
Конечно, почему же нет? Ты не видел, как хорошо я выгляжу на экране?
Да, но я это спрашиваю из-за Вашего знаменитого прозвища «мальчик из Линареса»...
Ну, ты же знаешь, что и андалузец, и это прозвище – это одно и то же: мальчик. И на самом деле я продолжаю чувствовать себя «Эль-Ниньо».
Алекс де ла Иглесиа: «Рафаэль настаивает на трилогии»
Рафаэль ясно дал понять: он хочет повторения. И Алекс де ла Иглесиа действительно подтвердил это на премьере Mi gran noche. «Рафаэль настаивает на трилогии. Я думаю, что следующий шагом он должен сыграть психокиллера. Было бы замечательно увидеть, как он превратился в нечто вроде настоящего Ганнибала Лектера. В эдаком «50 оттенков Рафаэля», - сказал баскский режиссер. А когда ему надо кратко объяснить, почему он вложил столько времени в написание сценария, во-первых, и затем в съемки сюжета с «мальчиком из Линареса» в качестве главного стержня, он категоричен: «Рафаэль является символом и частью истории Испании. Он представляет образ жизни, подоплеку и потрясающий культурный фон, который некоторым образом нас характеризует».
Зритель сразу заметит (или нет?) что в этой истории постоянно возникают намеки на испанскую народную культуру, шутки, которые в то же время рискуют остаться за пределами понимания не одного зрителя. «Я думаю так: чем более локальной является вещь, тем лучше она срабатывает за границей. Это было международным секретом Альмодовара и многих других, которые из конкретного сделали нечто всемирное. Потому что это вызывает у зрителя ощущение, что он видит ряд чужих обычаев, которые забавным образом совмещаются с его собственными», - поясняет он.
Сесар Литвак
12.02.2016
www.clarin.com
Перевод А.И.Кучан
Опубликовано 14.02.2016