Рафаэль: "Я никогда не смотрю, как меня имитируют, это кажется мне отсутствием уважения". 2018
RAPHAEL: "NUNCA VEO IMITACIONES MÍAS, ME PARECEN UNA FALTA DE RESPETO". 2018
Рафаэль только что выпустил диск 'ReSimphónico', где он обращается к своим классическим произведениям, записанным заново с симфоническим оркестром и элементами электронной музыки.
Его продюсер и аранжировщик – Лукас Видаль.
Рафаэль, неутомимый в свои семьдесят пять лет, начинает новое приключение с желанием и энергичностью человека, только приступающего к своей карьере. Всего через несколько дней после презентации его последней по времени появления работы, RESinphónico, артист начнет международное турне, которое стартует 17 декабря в мадридском театре Real, и потом покажет эту программу на сценах Парижа, Москвы, Лондона и других городов.
Диск с первой же ноты звучит очень мощно.
Да, да. И кроме того, все песни впечатляют, а так как сейчас сложно найти хорошие вещи... мы играем с большим преимуществом. И еще это – соединение симфонического оркестра с электронной музыкой. Это мощно.
Как Вы полагаете – как его примут?
Я пока этого не знаю, потому что такого никогда не делали. Это делается в первый раз, я думаю, это будет революционный шаг.
Лукас Видаль работал продюсером и аранжировщиком. Как сложилось это сотрудничество?
О, у нас с ним замечательная история. Меня открыла фирма Hispavox, а владельцем этой фирмы грамзаписи был дед Лукаса Видаля. И на тебе – когда Лукас приехал в Испанию (он жил в Лос-Анджелесе), чтобы получить премию, он сказал, что хочет, чтобы ее вручил я, так как что все, что он слышал у себя дома в детстве, был я. Потому что его дед был мои начальником. И мы познакомились, и тогда возникла мысль поработать вместе.
И каким был следующий шаг?
Я подумал: "Никакой симфонической музыки, потому что это я уже делал". Три или четыре года назад. Но после долгих поисков получилось это. Я всегда все меняю, ввожу новшества, стараясь всегда быть разным. Каждый год я ставлю эту цель - обновляться.
По тому, что Вы рассказываете, представляется, что это исследовательский и экспериментальный проект.
Да, но очень быстрый. Когда я решаю чем-то заняться, я сразу приступаю к делу, и тут же беру быка за рога. Я не думаю: «в этом году делаем одну вещь и откладываем ее, а в следующем году я снова возьмусь на нее». Я иду прямиком к цели, я всегда был таким. И так быстро, что 17 декабря я уже устрою премьеру в театре Real, а потом поеду в мировое турне.
Как Вы себя чувствуете на таких сценах, как в театре Real?
Ну, это же не первый раз. Я уже пел в старом театре. Я обожаю этот театр, он мне очень нравится, и вообще для меня сцена, какой бы он ни была – чудесное место.
Результатом этого союза стала музыка, похожая на саундтрек к фильму, Вам нравится этот жанр?
Я от него в восторге. Мне очень нравится звук в мюзиклах, у «Крестного отца» потрясающий саундтрек...
А электронная музыка?
Ее я тоже слышал. Решив сделать этот диск, я часто слушал ее. С электронной музыкой происходит то же самое, что с любым жанром – есть хорошая и не очень, плохая и жуткая, как и все в жизни. Есть чудесные танго (я большой любитель танго, мне очень нравится танго), и есть танго, которые не столь хороши. И то же самое с фламенко.
В альбом вошло несколько песен, которые никогда не перезаписывались...
Например, я никогда не перезаписывал Yo soy aquel.
Есть что-то, что Вы перезаписывали с особенным интересом?
Мой первый «номер один», это «Los hombres lloran también», написанная не Мануэлем Алехандро. Когда я записал эту песню, мне было четырнадцать лет, и я никогда больше ее не записывал. Там одна из самых чудесных аранжировок.
Вы из тех мужчин, которые «тоже плачут»?
Да. Я плачу от волнения.
Некоторые артисты признаются, что бывают песни, которые они начинают ненавидеть, потому что очень часто поют их.
У меня тоже есть несколько таких, но я быстро решаю, что делать: я их выбрасываю из программы. А вот потом я начинаю скучать по ним и снова ввожу их в список. И так как мне повезло иметь большой репертуар... У меня песен больше, чем нужно. Я хочу сказать, что если бы я исполнял на концерте по сорок песен, еще восемьдесят ждали бы своей очереди. Так что я на время отбрасываю те вещи, от которых я устал, даю им отдохнуть, а месяца через три снова начинаю петь их.
Недавно Вас опять имитировали в «Tu cara me suena». Вы, должно быть, испанский певец, которого имитировали чаще всего.
Я это не смотрю. У меня было бы странное ощущение. Я не имею в виду эту программу, я не смотрю имитаторов как таковых, ни моих, ни чьих бы то ни было. Я считаю, что это проявление неуважения, потому что они всегда идут легким путем. Конечно, бывают хорошие и уважительные имитации, но так не я как знаю, какими они окажутся, то предпочитаю их не смотреть.
Не так давно мы видели Вас с конкурсантами из 'OT 2017', как Вам этот опыт? Каким Вам представляется новое поколение артистов?
Это было здорово. Это потрясающие молодые люди. Ну, как всегда, среди них есть чудесные и таковыми не являющиеся, как всегда в жизни. Но я очень ратую за молодежь. На самом деле все друзья моих детей являются и моими друзьями.
Какой совет Вы дадите начинающим артистам?
Я не люблю давать советы, потому что мои советы будут не самыми лучшими. Я бы сказал им: всегда выполняй то, что ты хочешь сделать, не позволяю никому вмешиваться в твои дела, пой так, как ты хочешь петь, и те песни, которые тебе хочется спеть, а не те, которые тебе заставляет исполнять твоя фирма грамзаписи. Мои советы революционны, лучше я ничего не буду говорить.
Это то, чему Вас научил опыт работы?
Это был мой способ браться за дела. Мне никогда не приходилось петь что-то по обязанности. Никогда! Нет, вру – однажды я это сделал, это был диск с четырьмя песнями, но давно. Но если не считать этого, я всегда делал то, что хотел делать.
Так Вы даете совет или нет?
Я не могу говорить молодежи "делай то, что тебе хочется", это очень опасно, но я чувствую именно это. Пой то, что ты хочешь спеть, а не то, что тебе приказывают петь. Следовательно, если у тебя дело пойдет хорошо или плохо, это будет только твоя вина.
Какие чувства Вы хотели бы увидеть у зрителей, слушающей RESinphónico?
Мне хотелось, чтобы они разглядели в нм то, что они уже много лет видят во всем, что я делаю: стремление к полному превосходству. Я артист, который выглядит так, будто он не завершает свою карьеру, а начинает. По крайней мере, у меня именно такое ощущение.
Так Вы все только начинаете, Вам не хочется сделать какой-нибудь фильм?
При том, как сегодня снимают кино, это сложно. Раньше меня нанимали для какого-то количества фильмов, и тогда начинали писать сценарий специально для этой картины. Сейчас они ждут, пока найдется дотация, грант или что-то в этом роде, что очень хорошо. И когда они появляются, к тебе приходят и показывают сценарий, он тебе нравится, и тебе говорят "начинаем в путницу". Какого года? У меня вся жизнь распланирована. У Алекса было три попытки, пока наконец с третьего раза он смог сделать фильм со мной.
Там Вы играли крайне неприятного типа, Вам понравился этот опыт?
Знаешь, это очень весело, разве не так? Особенно для тех, кто не является неприятным типом, это чудесно - почувствовать себя им.