Рафаэль, испанец, который своими песнями покорил коммунизм в СССР. 2024
RAPHAEL, EL ESPAÑOL QUE CONQUISTÓ CON SUS CANCIONES
EL COMUNISMO DE LA URSS. 2024
Певец был первым, кто прорвал железный занавес, опередив Битлз и Роллинг Стоунз
Raphael, desde Rusia con amor - документальный фильм, снятый Ксавьером Байгом и Жорди Ровирой
Рафаэль был первым певцом, который прорвался за железный занавес со своим фильмом "Пусть говорят" и последующим разрешением выступить в Москве. Железная стена или железный занавес была идеологической, политической и физической границей, которая во времена холодной войны разделила Европу на две части. Руководство СССР (Союза Советских Социалистических Республик), в котором как последствие правления Сталина при Леониде Брежневе господствовал удушающий коммунизм, цепляющийся за власть и изолировавший пятнадцать республик, входивших в состав СССР, от остального мира, назначило министром культуры Екатерину Фурцеву, которая запретила концерты капиталистических музыкальных рок-групп. У Битлз и Роллинг Стоунз, добившихся успеха в музыкальном мире, не было права на въезд, «потому что они ставили под угрозу цельность молодых коммунистов». Документальный фильм производства Movistar «Raphael, desde Rusia con amor» наглядно показывает, как певец одержал победу над коммунизмом, защищенным от внешнего воздействия.
Рафаэль, не завоевав победы, с триумфом выступил на конкурсе Евровидении в 1966 и 1967, и его песни стали хитами во всем мире. Он снялся в его первом фильме «Пусть говорят», который посмотрели, по словам Рафаэля, «два с половиной миллиона человек в Испании и 40 миллионов в СССР». Как этот фильм прошел через железный занавес? Россияне, которые могли поехать за границу, возвращались с пластинками Рафаэля и копировали их кустарным способом: «Мы клали поверх пластинки рентгеновский снимок, - рассказывает поклонница Рафаэля Воронина, - проглаживали его утюгом, и на нем отпечатывались бороздки. Это было не идеально, но песни звучали».
Популярность испанца Рафаэля Мартоса ускорила его появление в СССР. Его первый фильм был разрешен к показу в 1970. И по всему СССР распевали песни на испанском языке. Пражская весна 1968 года и май того же года во Франции убедили коммунистических лидеров в том, что «необходимо пойти на уступки и немного открыться миру». Коммунистическое агентство культурных мероприятий Госконцерт отвечало за разрешение музыкальных представлений в СССР. Пако Бермудес, представитель Рафаэля, отправил туда письмо. Он просил для испанского певца Рафаэля позволения выступить в СССР. Это быто нечто неслыханное. Кремлевские руководители считали, что «франкистская Испания является воплощением зла». Дипломатических отношений между странами не существовало.
«Вы не могли поехать в Россию, – объясняет Роса Мария Калаф, корреспондент в Москве, - даже как обычный турист». Рафаэль уже пробил железный занавес своим фильмом «Пусть говорят», и все, от молодежи до девяностолетних людей, хотели вживую увидеть, как он поет. Министр культуры России Екатерина Фурцева (фильм ей понравился) дала разрешение агентству Госконцерт открыть двери СССР перед Рафаэлем…«Я не знал, что с ними нет дипломатических отношений, мне пришлось поехать в Париж, чтобы оформить специальный паспорт». Рафаэлю был разрешен въезд с 21 апреля по 20 мая 1971. чтобы дать двадцать три концерта. Это было апофеоз. Двухкилометровые очереди людей, желающих купить билет. Заполненные до предела залы и Рафаэль на сцене. «А если они меня не поймут, - думал певец. - Они знали все мои песни наизусть. Они засыпали меня цветами».
Рафаэлю и его группе коммунистический режим назначил гида/переводчика/шпиона.
Это был хороший парень. Они знали, что он каждый день сообщал об их передвижениях, но он располагал к себе. Хуже всего было с питанием в не очень крупных городах: «Нам надоела икра,- говорит его гитарист Рейес, - а кроме нее у них был только суп и курица». Рафаэль возил с собой чемодан, набитый банками консервов, но однажды багаж не прибыл. Он ничего не ел, и концерт был отменен. Наталия Фигероа, его жена, не сомневалась: «С того дня я наполняла чемоданы фабадой на все время турне».
Добившись огромного успеха, Рафаэль нескольких лет повторял гастроли. В 1978 он приехал в СССР в четвертый раз. И тут что-то дало сбой. В официальной прессе появились критические статьи. Стране не нужны были «заграничные» кумиры. «Система» делала ставку на то, что «публике должны нравиться наши российские артисты». В университетах число изучающих испанский язык выросло на шестьдесят процентов. Власти ссылались на «экономические причины», и Рафаэлю потребовалось 19 лет, чтобы в пятый раз выйти на сцену, это произошло в 1997.
СССР уже не существовало, Горбачев 25 декабря 1991 разделил конгломерат республик на независимые страны. Президентом был Борис Ельцин. Певца, который в 1970 прорвал железный занавес, встретили с любовью. «У меня прекрасные отношения с Россией», - говорит Рафаэль.
Каждый год рафаэлисты, его российские поклонники, празднуют день рождения своего кумира, исполняя его песни в плавании по каналам Санкт-Петербурга.
Даниэль Льягуэрри
03.07.2024
www.eldebate.com
Перевод А.И.Кучан
Опубликовано 05.07.2024