Рафаэль: "Я ни о чем не жалею; что сделано, то сделано хорошо". 2024
RAPHAEL: "NO ME ARREPIENTO DE NADA; LO HECHO, BIEN HECHO ESTÁ". 2024
Певец выпускает новую работу: «Ayer... aún», диск, посвященный «шансону»
Интервью с певцом Рафаэлем, который публикует «Ayer... aún», свой восемьдесят шестой альбом, записанный в Париже, дань уважения французской песне и его великим кумирам
Мало какие вещи так, как песня, вызывают лавину воспоминаний, как описано у Пруста, - ничто не сравнится с последовательностью аккордов или лесенкой нот, ведущей в подвал или на чердак памяти. Это происходит с Рафаэлем, который, держа в руках тринадцать песен из «Ayer... aún» (работы, которую он, в восемьдесят один год, публикует на этой неделе), с гордостью заявляет: «Это должен был быть мой первый альбом». Он говорит это потому, что французский «шансон» был его первым музыкальным открытием, и поэтому мы отправляемся с ним в мадридский квартал Куатро Каминос, на, скажем, семь десятилетий назад.
«Мне было бы двенадцать или тринадцать лет, и я пел все время именно его. Я был поклонником таких артистов, как Беко, Азнавур, Брель, Пиаф, Греко... всех их. Они приводили меня в восторг. Это были песни, которые я исполнял, когда ходил на радиоконкурсы», - глядя прямо перед собой, говорит артист, одетый в костюм и пуловер с воротником-стойкой, как и должно быть, если мы имеем в виду музыкальную «новую волну». Самые ранние мелодичные воспоминания Рафаэля следует искать в Лоле Флорес, Хуаните Рейне, Конче Пике... и, конечно же, в церковном хоре, куда его привел брат. Ему было всего четыре года, и в округе его знали все. И не просто так - ведь он был звездой двенадцатичасовых воскресных месс, солистом на обязательном общественном мероприятии той Испании 50-х годов. «Но в конце концов я действительно устал петь, - говорит Рафаэль. - Однажды в наш район приехала вторая труппа театра Espanol, которая работала в «шапито», похожем на шатер со стульями, и гастролировала по районам Мадрида, устраивая представления. Там были Анастасио Алеман и Хосита Эрнан, и я, еще ребенок, сходил посмотреть «Жизнь есть сон». И я решил, что буду одним из тех, кто находится наверху сцены, а не внизу. Но я хотел быть не певцом, а вообще артистом», - говорит он с детским блеском в глазах.
Его зацепило. «Мы пережили несколько сложных моментов, но жизнь в Мадриде была очень приятной, – говорит он. Каждый вечер я шел пешком от Альварадо до Гран Виа. Потому что именно там все и происходило. В детстве я ходил в театр один. И меня впускали все швейцары. Да, потому что они знали меня. «Ты опять здесь? Давай, заходи», - говорили мне. Я ходил на всё. Это был театр, часто - фольклор, как Пилар Лопес, которая была потрясающей танцовщицей. Маноло Караколь и его дочь, которая заменила Лолу Флорес... И я уже начал мечтать о театре Calderón, об Олимпии...». Рафаэль имеет в виду свое хрестоматийное выступление в парижском театре в 1967. «Перед этим предполагалось, что я один вечер буду петь с Эдит Пиаф в Валенсии, но она заболела. А потом, за несколько месяцев до моего приезда в Олимпию, она скончалась», - говорит артист из Линареса.
Вчерашний день все еще длится
На этом новом диске он смог спеть с «мадам Пиаф». Альбом включает кавер-версию песни «Je ne regrette rien», исполненную дуэтом благодаря технологии. «Я чувствовал себя очень необычно, как бывало, когда я записывал песню с Росио; до того я записывал ее много раз, но Росио больше не было с нами», - рассказывает он. Таким образом, Рафаэль этим альбомом отдает долг своему прошлому. Его любви к французской песне, из-за никогда не состоявшейся встречи с Пиаф, хотя он все-таки познакомился со своими кумирами. «Да, потому что я в итоге сошелся со всеми ними. От Греко, от Азнавура, от Монтана до... со всеми у меня были дружеские отношения».
Итак, Вы ни о чем не жалеете, как следует из названия этого гимна?
Мы много говорили о прошлом... «А я не тот, кто страдает ностальгией, - перебивает он. - Мне все еще многое нужно рассказать».
Что ж, в чем-то он, пожалуй, изменится. «Я бы сказал, что я всегда остаюсь тем же самым, что я вовсе не изменился, но рядом, наверное, найдутся люди, которые скажут мне, что я заблуждаюсь». Ну, как следует из названия его диска, вчерашний день все еще продолжается. «Время не уничтожило ни одного из моих детских воспоминаний, кроме кинотеатров. Церковь все еще там же, где была, и моя школа тоже. Все по-прежнему на своих местах. Я не из тех, кто оглядывается назад, я делаю это ради этих песен. Они заставляют меня вспомнить, что Мадрид был очень приятным. Мадрид прекрасен. Что ж, пусть никто не сердится - и Испания тоже».
Впереди шесть концертов
В восемьдесят один год у Мигеля Рафаэля Мартоса уже есть детектор, показывающий, когда разговор дрейфует в сторону постоянно всплывающей темы. «Ты собираешься спросить меня, собираюсь ли я уйти на пенсию, не так ли?» - отпускает он за пятнадцать секунд до того, как вопрос, действительно, должен был прозвучать. «Так вот - нет. Я не смогу. Я осознаю, что мне придется это сделать, но пока голос здесь, – он указывает на горло,– я не думаю об этом. К счастью. Я бы не разобрался со своей жизнью. Что я буду делать весь день?».
В календаре Рафаэля на декабрь шесть вечеров помечены красным: четыре в Севилье (6, 7, 13 и 14, Fibes) и два в Мадриде (20 и 21, WiZink Center), где он празднует шестидесятилетие выхода на сцену. «И я уже думаю о том, что грядет в мае. Это будут новые песни и некоторые классические произведения, которые я не могу перестать петь, потому что мне этого не позволяют». Ему придется петь четыре часа. «Нет, так не пойдет. Что-то мне придется отбросить, потому что иначе я стану невыносимым», - смеется он как ребенок.
Улисс Фуэнте
22.11.2024
larazon.es
Перевод А.И.Кучан
Опубликовано 13.11.2024