Концерт Рафаэля: два с половиной часа «4D-кино». 2019
CONCIERTO DE RAPHAEL. DOS HORAS Y MEDIA DE 'CINE 4D'. 2019
Эстрелья Фернандес размышляет о невербальном языке певца на сцене.
Несмотря на отличное качество сопутствующих изображений,
присутствующие на концерте пришли, чтобы увидеть именно его.
Это рассуждения, которые уводят меня от начала кинематографа к концертам Рафаэля. Читая книгу Граучо Маркса* «Граучо и я», в которой комик рассказывает, что один из его братьев, будучи очень молодым, некоторое время зарабатывал себе на жизнь, играя на пианино в кинозалах, я, вспомнив концерты Рафаэля, стала размышлять о нынешних концертах певца из Линареса, «Resinphónicos». Они заставили меня увидеть некую версию кинематографа - не современного кино, а того, что было вначале. Следует отметить, что несмотря на то, что кинематограф родился и получил признание в качестве «немого кино» еще до того, как пришел «звук», в кинозалах раньше обычно присутствовал музыкант, который играл мелодии, соответствующие действию картины, то есть фильмы смотрели в сопровождении музыки, так что кино не было немым (вообще). А какое отношение это имеет к Рафаэлю?
Ну так на последних концертах, помимо электронных аранжировок, большую роль играет симфонический (или симPHонический) оркестр, который аккомпанирует ему и переносит зрителей в мир великолепных кино-саундтреков (начало, или вводная часть, оформленная в виде увертюры к концерту, напоминает «Звездные войны», творение гениального Джона Уильямса) и, кроме того, он возит с собой большой экран, на котором мы видим идеально синхронизированные картинки, дополняющие пение артиста. Эти кадры чередуются с наблюдаемым нами «фильмом» или театральной постановкой с артистом Рафаэлем в главной роли, потому что мы все знаем, что слово «исполнение» обретает в этом артисте всю полноту смысла. Несмотря на отличноекачество сопутствующих изображений, присутствующие на концерте пришли, чтобы увидеть именно его, и многокамерная съемка предлагает очень далеко сидящим зрителям привилегированные точки зрения - крупные планы, Рафаэля, которые чередуются со снимками из видеороликов.
И со всем этим мы смотрим 4D-шоу: 2D-экран с изображениями, однозначно 3D-спектакль, так как мы видим Рафаэля и музыкантов в трех измерениях, и 4D - это измерение ощущений, то, что мы воспринимаем через органы чувств (помимо зрения и слуха), например, тактильные ощущения. У кого после концерта Рафаэля не были красные от аплодисментов руки, и кто не уставал столько раз садиться и вставать после каждой песни? А есть также и те, кто танцует... Хотя, как бы ни наслаждалась публика, она делает это в меньшей степени, чем сам Рафаэль - отсюда его успех и энергия. Энергия, которую он воспринимает из-за кулис и поглощает ладонями и распахнутыми руками, как только выходит на сцену (всегда с правой для публики стороны). Он питается этими аплодисментами, словно это энергетический напиток, чтобы затем потрясти тех, кто увидит его в первый раз, и порадовать тех, кто уже потерял счет спектаклям, на которых они его видели. Конечно, другие певцы также используют большие экраны с очень сложными изображениями и многокамерную съемку, но эти размышления основаны на сумме симфонической музыки, пения Рафаэля и экрана, которые позволяют нам два с половиной часа наблюдать одновременно: музыку, театр и кино.
Эстрелья Фернандес Хименес
25.08.2019
www.ideal.es
Перевод А.И.Кучан
Опубликовано 26.08.2019
Примечания переводчика:
* 4D-кино - комбинация 3D-кино и, синхронизированных с фильмом физических эффектов: зрители могут ощущать движение и вибрацию кресел, ветер, дым, брызги воды, запахи.
** Граучо Маркс (1890-1977) - американский актёр, комик, участник комического дуэта, известного как Братья Маркс, автор ряда известных афоризмов.