Рафаэль. "Я вечно недоволен тем, что я делаю, и всегда думаю, что могу стать лучше". 2019

RAPHAEL. "NUNCA ESTOY CONTENTO CON LO QUE HAGO, SIEMPRE PIENSO QUE PUEDO ESTAR MEJOR". 2019

Эстрадный кумир возвращается в Малагу, чтобы представить публике RESinphónico, альбом, в котором неутомимый артист «пеРЕодел» свои великие хиты в эпически-симфонические и электронные наряды

 рафаэль певец испания

Концерт пройдет  27 июля в рамках фестиваля Starlite Festival. И повторится в ноябре в  Martín Carpena.

Прошло почти пятьдесят семь лет с тех пор, как «певец, у которого всего в изобилии, в котором нуждалась Испании времен изобилия» (так сказал о нем Васкес Монтальбан в 1971) стал победителем Фестиваля в Бенидорме и начал музыкальную карьеру, которую выдержал бы (в плане успеха и выносливости) мало кто из европейских артистов. В последние времена Рафаэль (которому уже исполнилось семьдесят шесть лет) попробовал омолодить характерный для него стиль, сотрудничая с музыкантами, которые значительно младше его, и даже появляясь на том или ином фестивале «indie». «Мне осталось еще много что сделать, и это будет лучше, что то, что уже сделано, - сказал он в телефонном интервью,- потому что я всегда стараюсь делать все наилучшим образом».

Это необходимость или развлечение - обновляться таким образом на текущем этапе Вашей карьеры?

Это обязанность.

Почему?

Потому что всегда надо двигаться вперед, а не назад.

Многие артисты, проработавшие меньше, чем Вы, уже многие годы делают одно и то же.

Чем больше у тебя опыта, тем настоятельней обязанность идти вперед. В противном случае надо сидеть дома.

Это обязанность перед самим собой или перед зрителями?

Нет, нет, это обязательство в первую очередь перед самим собой, и в то же время перед зрителями.

Когда Вы занимаетесь подобными экспериментами, это означает поиски новых рынков и молодых слушателей?

Нет, потому что новые рынки у меня есть уже много лет. Нет сомнений в том, что посмотреть на меня приходят пять поколений подряд, так что они уже давно в моем распоряжении.

Вы сейчас рискованнее, чем были в шестидесятые, когда начинали петь?

Я всегда рисковал. Не отнимай у меня моих заслуг.

Нет, но, возможно, когда Вы начинали, у Вас были другие достоинства, и риск был не самым главным.

Я никогда не бываю удовлетворен тем, что я делаю, я всегда считаю, что то, чем я занимаюсь, можно сделать еще лучше, и что я сам могу быть лучше. Это то, что я всегда стараюсь сделать, и поэтому публика меня любит и приходит посмотреть на меня, потому что знает, что никогда не увидит того, что уже видела.

Наверное, это утомительно – шестьдесят лет прожить с такой требовательностью к себе.

Это очень весело. У меня нет времени скучать.

Вы так много экспериментируете и поете по всему миру, семья скучает о Вас?

Ну, прими во внимание, что от Мадрида до Малаги два с половиной часа на поезде.

рафаэль певец испания

Но я думаю, что когда Вы выпускаете диск и готовитесь к такому масштабному турне, Вы много часов проводите в студии.

Разумеется. Особенно много работы было с последним диском, который я записал в Лондоне. Но в конце концов, если есть желание, найдется время для всего, чтобы все получилось хорошо. И моя семья очень мне помогала - и жена, и дети.

Продюсером этого диска был Лукас Видаль, очень молодой композитор. Как Вы выбираете для себя сотрудников? Опираясь на инстинкт, или кто-то дает Вам советы?

Все это происходит благодаря чутью, которое тоже играет большую роль. Когда меня представили Лукасу Видалю, я решил, что именно он станет тем, кто выпустит мой альбом. Это вещи, которые я чувствую кожей, я их осязаю, и до сих пор я не ошибался. Я надеюсь, что полоса везения будет продолжаться.

Это чутье никогда Вас не подводило?

Ну, иногда – да. Я не так уж непогрешим, но это происходит редко. Принимать во внимание надо те случаи, когда я попадал в точку.

Вы очень раздражаетесь, когда что-то не получается?

Нет. Если что-то не вышло – это просто случайность. Это как дождь. Было бы странно, если бы за шестьдесят лет творчества ничего ни разу не срывалось.

Как-то я присутствовал на празднике, и одним из кульминационных моментов стал тот, когда ди-джей поставил «Mi gran noche».

Конечно.

Из чего должна быть сделана песня, чтобы через пятьдесят лет оставаться такой свежей?

Раньше делали очень хорошие песни (смеется).

Лучше, чем сегодняшние?

Я не хочу сравнивать, у меня нет для этого оснований.

На этом диске Вы снова обратились ко многим старым песням.

Да, потому что им надо было пройти через «ресимфоническое» сито.

Но это песни, которые были очень хорошими уже в момент первого исполнения. Почему было нужно облачить их в «ресимфонические» одежды?

Потому что так я доказываю, что если песня хороша, то она пройдет через любые фильтры.

Даже полностью электронный, как новая версия песни «Mi gran noche», которую ремастеризовал Джое Крепускуло. Вы раньше слушали Джое Крепускуло?

Я его не знал, мне его привел мой сын Мануэль, который активно сотрудничает со мной.

Джое в больше степени «инди», чем такие другие Ваши недавние партнеры, как Дани Мартин, Давид Кантеро или Микель Исаль.

рафаэль певец испания

Не лезь в мои отношения с партнерами.

Нет, я просто говорю, что ставка на Джое была даже более рискованной, чем на других артистов.

Знаешь ли, единственный «indie» здесь - это я. Я был абсолютно независим с тех пор как начал свою карьеру. И у меня была хорошая поддержка, потому что, будучи независимым, я могу выбрать кого хочу, никто не может мне сказать, что я должен делать.

Быть независимым – это лучшее, что может произойти с музыкантом?

Да, и с любым человеком, в любой профессии. Если он делает то, что хочет, как хочет и когда хочет, он – свободный и счастливый человек. Плохо, когда тобой командуют. У меня есть менеджер и мой сын Мануэль, которые заботятся о том, чтобы я всегда шел верным путем.

Ваш сын – хороший советчик?

Очень хороший. Он очень хорошо знает меня, потому что мы с ним очень похожи. 

Вам бы хотелось, чтобы он стал певцом, как Вы?

Ну, не знаю, потому что мои дети вольны делать то, что они хотят.

Такой артист, как Вы, имеющий Урановый диск (Вы стали первым, кто получил его, за продажу пятидесяти миллионов экземпляров одного сборника), наверное, с тоской вспоминает музыкальные магазины, заполненные людьми. Как Вам живется в эти времена бесплатной музыки?

Отлично. В музыке хорошо то, что перед ней открыты миллионы путей, и это фантастически здорово – суметь пройти по всем.

Альбом «RESinphónico» на концертах вживую работает так же, как «Sinphónico», который Вы записали четыре года назад?

Я бы сказал, что даже лучше, потому что на этих концертах особо чувствуется и мое присутствие, и присутствие всех остальных.

Моя любимая песня у Рафаэля - «Estuve enamorado».. Она кажется мне одной из лучших песен испанской поп-музыки шестидесятых...

Понятно.

У Вас в Вашем репертуаре есть любимая песня?

У меня не должно быть любимчиков, потому что все они – словно мои дети, а я всех своих детей люблю одинаково.

Но всегда есть какой-нибудь ребенок, с которым тебе приятнее или ты проще добиваешься взаимопонимания.

Да, но когда у тебя такая огромная история, выбрать одну вещь очень сложно. Если бы спросил меня, какие двадцать пять песен нравятся мне больше всего, я бы тебе ответил. Но невозможно назвать одну, если у тебя репертуар, создававшийся много лет и включающий множество хитов.

А назовите какую-нибудь из тех, что Вы невзлюбили?

У меня вошло в привычку, когда я устаю от какой-нибудь песни, выбрасывать ее из моего репертуара. А потом, через три-четыре месяца, я снова ввожу ее в программу, потому что скучаю по ней.

Диск «RESinphónico» звучит очень эпически, он похож на саунд-трек к фильму. Вам бы хотелось чаще появляться в кино, как происходило в шестидесятые годы?

рафаэль певец испания

В тех фильмах в шестидесятые Вы всегда играли романтического и несколько утомленного страданиями героя, но в последнем, у Алекса дела Иглесиа («Mi gran noche»), Вы сыграли законченного злодея. Я подозреваю, что эта роль Вам понравилась больше.

Конечно. А больше всего мне понравилось играть в мюзикле «Доктор Джекилл и мистер Хайд».

Это было расточительство, во всех смыслах.

Да, но мне это доставило огромное удовольствие, и он имел огромный успех.

Мало кто из музыкантов может финансово позволить себе делать такие спектакли, как тот мюзикл, или  этот концерт  с «ресимфоническим» оркестром.

Но я это делаю, потому что зрители этого заслуживают.

А также, чтобы заработать немного денег, не так ли?

Конечно. Если бы не оставалось чего-нибудь и для меня, я бы этого не делал.

Воро Контрерас
22.07.2019
www.laopiniondemalaga.es
Перевод А.И.Кучан
Опубликовано 22.07.2019