Борьба восьмидесятилетнего Рафаэля за востребованность в музыке. 2023
LA LUCHA DE RAPHAEL POR LA VIGENCIA MUSICAL A SUS 80 AÑOS. 2023
Немногие артисты, подобные Рафаэлю, которому в эту пятницу исполняется восемьдесят лет (более шестидесяти из них прошло на сцене), могут похвастаться не только тем, что остаются активными и несут эти годы с достоинством, но и тем, что продолжают оставаться востребованными также в сфере дискографии и не ограничивался тем, что живут за счет старых успехов.
«Мои обязательства очень велики, так как я намерен с этого момента записывать с вами лучшее, что имеется в моей карьере. Будут большие сюрпризы и фантастические события», - пообещал он в 2020, когда продлил свой контракт с Universal Music, что для этого восьмидесятилетнего юноши стало настоящим заявлением о намерениях.
С момента подписания его контракта с Philips Records и введения букв «ph» в его сценический псевдоним для выпуска его первых синглов в начале 60-х (песни «Te voy a contar mi vida» и «A pesar de todo»), у него набралось не менее восьмидесяти двух дисков - от первого, «Raphael» (1965), до самого свежего, «Victoria» (2022).
Именно эти работы сделали его одним из самых хорошо продаваемых испанских исполнителей: у него более трехсот золотых и почти пятьдесят платиновых дисков и один Урановый диск (он единственный испанец, у которого он есть) за продажу более пятидесяти миллионов пластинок за все время его творческой деятельности.
Выросший в скромной семье, которая переехала в Мадрид, когда ему было всего несколько месяцев, Рафаэль Мартос (Линарес, 1943) заявил о своих чаяниях его победой в 1962 на Международном фестивале песни в Бенидорме.
Он любит рассказывать о тех днях, когда вместо того, чтобы накануне вечером пойти на вечеринку и сорвать голос, или на следующий день отправиться на пляж, как и многие другие участники конкурса, он остался в своей комнате. Его ставка была велика, и стесненные финансовые обстоятельства не позволяли надолго откладывать возможное восхождение к славе.
«Это жизнь жертвы, в которую я обратил всю свою жизнь! Я вышел победителем из многих дел благодаря своей железной воле и желанию делать все хорошо. Веселиться легко, но сохранять форму, чтобы быть в отличном состоянии, когда это необходимо, сложнее», - размышлял он по этому поводу в интервью, данном EFE.
Его последующее участие в конкурсе песни Евровидения в 1966 и 1967 не принесло ему никаких наград, но привлекло международное внимание, что впоследствии обернулось преимуществом благодаря многочисленным пластинкам на других языках и поездкам в такие далекие страны, поначалу очень чуждые мелодичной музыке на испанском языке, как Россия или Япония.
Сам он говорит о больших заслугах композиторов, которые работали рядом с ним, чтобы кроить для него песни по его мерке, особенно Мануэля Алехандро и Хосе Луиса Пералеса, авторов тех мелодий, которые он называет своими великолепными «драгоценностями короны»: «Yo soy aquel», «Qué sabe nadie», «Estar enamorado», «Mi gran noche», «Digan lo que digan» или «En carne viva», если уж надо назвать хотя бы несколько из них.
Основная часть его произведений была написана в течение примерно двух десятилетий работы, вплоть до 80-х, когда музыка романтических исполнителей начала блекнуть ввиду вторжения Мовиды и целого ряда музыкальных течений, распространение которых было очень затруднено до перехода к демократии.
Не думая отступать и не забывая о своей классике, он продолжал переосмысливать себя и таким образом создал произведения, которые стали неотъемлемой частью его репертуара – такие, как песня «Escándalo», вышедшая на рынок в 1992 как очень подходящее для танцев произведение с ярко выраженным латинским ритмом, соответствующее эпохе.
Это стремление к актуальности снова проявилось в диске «Maldito Raphael» (2001), включавшем его версию «Maldito duende» группы Héroes del Silencio и песню «Divina», записанную вместе с Аляской, которая выступила как доказательство его современности, поскольку она только что выпустила с группой Fangoria значительную композицию «Naturaleza muerta».
За исключением пяти лет, прошедших непосредственно перед этим альбомом, практически не было года, когда на рынке не было бы нового диска (или двух) Рафаэля - даже в 2003, когда ему пришлось сделать пересадку печени, и он записал «De vuelta» (2003).
В последнем десятилетии следует отметить три альбома, которые хорошо отражают стремление не утрачивающего своей самобытности Рафаэля, к современности: первым был диск «Infinitos bailes» (2016), на котором он спел песни, специально созданные для него такими разными в плане происхождения и стилей молодыми артистами, как Иван Феррейро, Бунбури, Микель Исаль, Дани Мартин, Ванеса Мартин или Вега.
В «ReSinphónico» (2018) он попробовал представить свои песни в оркестровом формате с помощью другого раннего таланта, композитора саундтреков Лукаса Видаля, который придал многим из них новое, электронное звучание, в то время как в «Raphael 6.0», выпущенном к шестидесятилетию работы Рафаэля в музыке, он пел вместе с такими современными звездами, как Пабло Альборан, Ману Карраско или Наталия Лафоуркаде.
«Мне не хватало этого человека с сегодняшним языком, молодого, но уже не слишком, и такого, чтобы мы понимали друг друга», - объяснил он причины, которые в конечном итоге побудили его сделать Пабло Лопеса своим новым и единственным закройщиком на последнем из его альбомов, «Victoria» (2022), еще одной победе Рафаэля в борьбе за актуальность.
Хавьер Эрреро
04.05.2023
www.lavanguardia.com
Перевод А.И.Кучан
Опубликовано 05.05.2023