Тайна испанского плаща, объединяющего Рафаэля и Хуана Карлоса. 2020
EL MISTERIO DE LA CAPA ESPAÑOLA QUE VINCULA
A RAPHAEL Y JUAN CARLOS. 2020
Среди многих историй, связанных с Бурбонами, та, которая сближает Рафаэля с отставным королем, считается одной из самых неизвестных.
Медаль Рафаэлю от короля /
La medalla del rey de España a Raphael. 2006
Только что вышел толстый том "Я, король". Его написала каталонская журналистка Пилар Эйре, уже регулярно публикующая истории о Бурбонах. Мне не пристало судить о ее творении: я останавливаюсь только на комментарии к обложке книги, на которой дон Хуан Карлос в изысканном испанском плаще гладит немецкую овчарку. У монарха грустный или меланхоличный взгляд. На снимке он показан до пояса. Когда я посмотрел на него, мне сразу же, пришло в голову воспоминание о другом почти таком же, очень похожем снимке с пластинки Рафаэля. Это случайность, совпадение?
Эта великолепная фотография бывшего короля была частью обширного графического репортажа, снятого в июне 1986 известным фотографом Энтони Армстронгом-Джонсом, удостоенным при британском дворе титула лорда Сноудона после его брака с принцессой Маргарет, сестрой королевы Елизаветы II. Излишне говорить, что благодаря его выдающемуся мастерству фотографа и вдобавок аристократическому статусу он пользовался расположением европейских дворов, так что ему позировали их самые важные представители.
Затем имя лорда Сноудона несколько ушло в тень, когда его брачный союз распался из-за его постоянных измен, и он скончался в 2017. Но давайте вернемся к тому дню, когда он предстал перед доном Хуаном Карлосом, облаченным в аристократическую накидку. Естественно, это была идея знатного фотографа, как и то, чтобы рядом с ним появилась собака тогдашнего главы государства, по кличке "Arky". Учитывая месяц, когда был сделан этот репортаж, продолжительность которого составляла несколько часов, и лето, всегда жаркое в столице Испании, монарх, похоже, изрядно вспотел во время фотосессии. Но он был удовлетворен, когда некоторое время спустя увидел великолепную работу лорда Сноудона, который уже развелся с Маргаритой, хотя какое-то время все еще пользовался привилегией продолжать поддерживать отношения с британской короной.
Дон Хуан Карлос, который, в свою очередь, очень любит фотографировать, очень ценил этот фоторепортаж в плаще. И он санкционировал публикацию такого изображения в некоторых средствах массовой информации; и теперь это не эксклюзив издательства, выпустившего на рынок книгу Пилар Эйре.
Всего два года спустя Рафаэль позировал превосходному фотографу Серапио Карреньо практически так же, король; то есть до пояса, в испанском плаще с красным подбоем. О, и рядом с ним – его собака, мастиф. Это животное не было изображено на лицевой обложке альбома, который я собираюсь прокомментировать, но присутствовало на задней обложке, что приводит нас к необычайному сходству с королевским снимком, фотографией монарха. Это певец решил так позировать Карреньо, или это предложение исходило от фотографа? Знал ли певец из Линареса о фотографиях лорда Сноудона - вопрос, который мы задаем и Серапио? В любом случае, очевидно, что этот испанский фотограф пользуется в своей профессии самым высоким признанием, что распространяется на положительную оценку, которую он заслуживает у нас, журналистов, знающих его. Так что же могло произойти, чтобы приключилась такая случайность?
Мы повторяем, что репортаж о короле был снят в 1986, а репортаж о Рафаэле - в 1988, когда был представлен альбом "Las apariencias engañan (CBS – 1988)" выпущенный в Венесуэле телеканалом CBS, название которого, по-видимому, выбрано как намек на то, о чем мы рассказываем. Я выходил в небольшую группу испанских журналистов и музыкальных комментаторов, приехавших в Каракас по этому случаю, когда Рафаэль исполнил некоторые из новинок, включенных в упомянутый альбом - такие, как "Toco madera" и "Siempre estás diciendo que te vas", во время грандиозного гала-концерта в театре Тересы Каррено в Каракасе. Нам был предоставлен экземпляр этой пластинки. Возможно, мы тогда не заметили этого явного фотографического совпадения, потому что я не помню, чтобы кто-нибудь упоминал об этом. Сегодня это приобретает, по крайней мере, определенную актуальность, пусть даже в качестве забавной истории.
И дон Хуан Карлос, и Рафаэль несколько раз использовали испанский плащ, который сегодня почти вышел из обращения. Вряд ли даже знатные аристократы укрываются им в холодные зимы. Их до сих пор изготавливают вручную в мадридском ателье по пошиву одежды на улице Крус, неподалеку от Пуэрта-дель-Соль, принадлежащем четвертому поколению семьи Сесенья. Начало использования этого предмета одежды (кстати, довольно дорогого) датируется более чем четырьмя веками и является частью исторического эпизода: "мятежа Эскилаче"*.
Мануэль Роман
12.12.2020
www.libertaddigital.com
Перевод А.И.Кучан
Опубликовано 10.03.2025
Примечание переводчика:
Мятеж в Мадриде длился три дня в марте 1766 при Карлосе III и закончился изгнанием маркиза Эскилаче, первого министра, ставшего чрезвычайно непопулярным из-за роста цен на хлеб и запрета на некоторые традиционные одежды. Он был направлен на искоренение ношения длинных плащей и шляп с широкими полями (шамберго), на том основании, что они позволяли легко прятать оружие и сохранять анонимность. Плащи обрезали прямо на улицах, а шляпы переделывали в треуголки.
(Вспомним, как 1600-х годах династия Цин приказала китайским мужчинам носить причёску «конский хвост», в 1698 Пётр I велел всем своим придворным и чиновникам сбрить бороды и носить европейскую одежду, в 1925 Мустафа Кемаль Ататюрк запретил традиционную феску, символ бывшей Османской империи).
Этот шаг был воспринят как навязывание моды иностранного происхождения. Парадоксально, но одежда, вызвавшая споры, была введена всего за сто лет до этого войсками генерала Шемберга и популяризирована в Мадриде гвардией королевы Австрии Марианны, регента малолетнего Карлоса II.
Кстати, при Эскилаче улицы Мадрида были замощены и освещены фонарями, появился водопровод, было запрещено ношение оружия в городской черте и были приняты законы против нищенства и бродяжничества. Не так все плохо...