Рафаэль рассказывает нам о «Sinphónico&RESinphónico» и подводит итоги своей жизни. 2019
RAPHAEL NOS HABLA DE 'SINPHÓNICO & RESINPHÓNICO' Y HACE BALANCE DE SU VIDA. 2019
Для Рафаэля, занятого поездками из города в город и из страны в страну с его новым шоу «Sinphónico & RESinphónico», время - золото. Отсюда сложности с тем, чтобы сесть и спокойно поболтать с ним. В конце концов, у меня это получилось. Мы встретились в отеле Me, в самом центре Мадрида.
Рафаэль приходит на нашу встречу одетым в спортивном стиле, и никто, увидев его, не сказал бы, что он перешагнул за 75 и что несколько лет назад ему сделали пересадку печени, которая позволила ему начать новую жизнь, полную успехов - до такой степени, что он стал кумиром не только для публики, которая следует за ним с самого его начала, но также для многих молодых певцов, которые видят в нем пример для подражания.
Рафаэль, откуда Вы берете силы, чтобы так много лет оставаться активным?
Из надежд, с которыми я принимаюсь за то, что, что я делаю, за новые вещи, но в основном потому, что мне очень повезло, что у меня есть голос, который у меня присутствует, и порой я даже не верю, что смог сохранить его таким, каким я его сохраняю.
Кое-кто говорит, что вместо голосовых связок у Вас в горле бриллиант.
Я этого не знаю; но я знаю, что все происходящее со мной непривычно, потому что обычно голос с годами тускнеет, даже обретает глухое звучание, что должно было бы привести к тому, что мои высокие ноты не должны были звучать так, как они звучат сейчас, но я не знаю, что со мной произошло, чтобы всего этого не случилось со мной. Я думаю, что это связано с моим физическим состоянием и настроением. С голосом происходит то же самое, что с кожей, на которой с течением лет появляются всякие дефекты, пятна, родинки; а со мной наоборот - ничего из этого не происходит.
Это, наверное, потому, что Вы оказались в привилегированном положении после того, как подверглись трансплантации.
Это то, чего я никому не пожелаю: если я прошел через это, то потому, что мне больше ничего не оставалось, а не из-за собственного желания или ради удовольствия; я должен был в любом случае делать операцию.
Теперь Вы возвращаетесь с двойным компакт-диском под названием «Sinphónico & RESinphónico».
Это результат поисков, устроенных Лукасом Видалем, итог которых оказался гениальным. Я уже сделал «Sinphónico» и остался доволен Фернандо Веласко, который создал аранжировки. Вот чего я не представлял - это что за ним есть этот другой мир, поэтому речь идет об особенном для меня проекте.
Что отличает его от того, что Вы делали раньше?
Постоянная эволюция моего творчества, в котором смешение симфонического с электронным имело успех.
Должно быть, нелегко вызывать восхищение самой разнообразной публики.
Да, это так, потому что есть зрители, которые любят песни всей моей жизни, и другие, которых нужно привлекать новыми вещами. Если честно - я скажу тебе, что это шоу, которое я представляю по всей Испании, будет самым популярным из всех, что я делал.
Признайте, что это редкий случай.
Почему ты так говоришь?
Потому что немногие певцы-ветераны могут похвастаться тем, что стали кумиром молодых поколений.
Если откровенно - я должен признать, что меня всегда окружали молодые люди; в этом смысле я дружил с друзьями моих детей так же, как с моими, и эта моя манера помогает тому, о чем ты говоришь.
Молодость заразна?
Что-то в этом роде есть, но в основном заразен их образ мышления, беззаботный или нет, но всегда интересный, потому что они заставляют тебя смотреть на жизнь по-другому.
Однако на этом двойном компакт-диске Вы возвращаетесь с некоторыми из своих старых песен, а также с некоторыми новыми. Это реверанс в сторону этой публики?
Роса, чтобы делать такие диски, нужно, чтобы песни были очень мощными, я объясняю: ты не можете вложить в них заряд, потому что у большей части этой музыки нет мелодий, особенно потому, что мы говорим о симфонической музыке, которая требует очень внушительных песен, таких, каким являются мои: не только с точки зрения музыки, но и с точки зрения текстов песен, которые уже рождаются очень мощными из-за того, что они хороши и что их нельзя петь, как другие одноразовые поделки.
Большинство из них являются частью нашей музыкальной памяти.
Так как люди пели их так много раз и слышали их так много раз в своих домах, они добились того, что дети выучили их и помнят их как свои собственные.
Кто поет в Вашем доме: Вы, Наталья, ваши дети?
Ха-ха, у меня дома поем мы все.
Вам помогало то, что Вы не были замешаны в скандалах?
Конечно. Не знаю, как артисту, но как человеку - без сомнения. Я один и тот же на сцене и за ее пределами. Если я чему-то и научился в этой жизни, так это тому, чтобы показывать себя на сцене таким, какой я есть. Я помню, что в мои молодые времена, когда я собирался петь, я выходил на сцену в волнении.
С бабочками в желудке?
Подавленный ответственностью так, что к пятой песне я снова настраивал голос, теперь со мной такого н бывает.
Вы чувствуете себя настолько уверенно?
Я не знаю, я выхожу на сцену уверенно, спокойно, потому что я выхожу, чтобы наслаждаться. Я чувствую щекотку в желудке, но это не мешает мне петь.
Вы считаете, что публика будет на Вашей стороне, что бы Вы ни сделали?
Это сумма многих вещей. Мне нравится то, что я вижу - что зрители наслаждаются. Есть одна вещь, которая недавно произошла со мной.
Расскажите, пожалуйста.
Видишь ли, я разговаривал со звукорежиссером, который работает со мной много лет и на концертах находится в зале лицом к сцене, и он сказал мне: однажды я запишу тебе то, что зрители говорят, когда они выходят с концерта, и что ты никогда не слышишь.
Вас удивило их мнение о Вас?
Некоторые вещи - да; некоторые нет, внимание большинства привлекает сила голоса, которую я не потерял.
Ваш голос требует много заботы?
Да, это мое рабочее орудие. Было время, когда мне приходилось учиться курить, потому что я снимался в фильмах, в которых я курил, и было очень заметно, что я этого не умел, так что мне пришлось учиться, но я тоже не очень заядлый курильщик. Я курил некоторое время, но бросил, потому что это плохо для здоровья, так же как плохо пить.
Прошлое прошло?
Сегодняшний день для меня - уже прошлое.
Без сомнения, Вы счастливчик.
Да, я такой, я счастливчик.
Вы помните, что именно навсегда изменило Вашу жизнь?
Прекрасно помню. Тот первый раз, когда я пошел в разъездной театр, это произошло в Куатро Каминос, я смотрел «Жизнь есть сон». И, глядя на это, я подумал: я буду одним из них, тем, кто стоит на сцене. Я не думал о пении, когда делал это каждый день, я думал о других вещах.
Возможно, о том, чтобы стать знаменитым?
Нет. Видишь ли, умение добиться успеха в жизни - это сумма вещей, которые происходят с тобой в нужное время, которые ты должен разумно сохранять, и многое зависит от человека, которого ты выбираешь, чтобы сопровождать тебя в жизни, и от людей, которым ты доверяешь.
Что было бы с Рафаэлем без Мануэля Алехандро?
Мануэль Алехандро был жизненно важен в моей жизни, он моя половина. Если бы я не спел все эти песни, написанные Мануэлем Алехандро, я бы не был тем, кто я есть.
Как вы работаете: Вы говорите ему, что Вы хотите спеть, а он делает се остальное, или как?
Упаси меня бог, чтобы я говорил ему, что он должен делать! Дело в том, что, поскольку он очень хорошо меня знает, он берет все на заметку, и я думаю, что он как-то предвидел, что со мной произойдет. У меня волосы встают дыбом, когда я вспоминаю, как он сочинил для меня мне песню «Volveré a nacer», описывая то, что случилось со мной спустя годы. Для меня Мануэль Алехандро был как божий промысел.
Вы когда-нибудь отказывались от его песен?
Никогда, потому что у меня всегда была свобода - он отдавал мне песни, которые у него были в избытке, потому что он сочинял и для других певцов, и говорил, что у меня не может быть комплексов. И это было моей политикой в этой жизни. Если песня мне нравилась, мне было все равно, кто ее спел. Когда я приходил в фирму грамзаписи и говорил, что собираюсь записать «El pequeño tamborilero» или «A mí manera», мне пытались отказать, потому что их записал Фрэнк Синатра.
Вы суровый конкурент.
Мне было все равно, так же, как мне было все равно, что Ален Барриер спел «Ma vie». У меня, к счастью, не было комплексов, и я пел то, что хотел петь, потому что каждый артист придает песням иную окраску.
В какой момент Вы осознали, что уже одержали победу?
Я никогда этого не чувствовал. Это только теперь я начинаю быть победителем, осознаю все, что я сделал, все, что у меня за плечами. Это случается со мной в путешествиях. Если мы решили поехать, например, в Лондон, то я уже был там, я так много ездил, я дал так много концертов…
Вы не побывали в каком-то месте, куда Вам хотелось бы съездить?
Я не бывал в Африке, потому что считаю, что эти страны нуждаются в чем-то более важном, чем то, что я могу им предложить, то есть мою музыку.
Вы в какой-нибудь момент вели себя как диво?
Нет. То, что я всегда чувствовал, это огромная благодарность за то, как публика вела себя со мной. С самого начала моей карьеры и до сегодняшнего дня публика указывала на меня пальцем, и пресса тоже подстраивалась под меня, и им это нравится, потому что сейчас рецензии глубже, чем раньше.
Кто больше изменился - пресса или артисты?
Я думаю, что сейчас меньше личных отношений, чем раньше. И это потому, что есть очень много посредников, с которыми приходится иметь дело, так что иногда вам трудно добраться до артиста, до человека. Меня выпало жить в двух эпохах, в первой и в этой, которая важнее для музыки, но в которой времени ни на что нет. Я сейчас меньше читаю прессу, но есть и другие способы общения, через Интернет или социальные сети, которые очень облегчают отношения.
Вы ходите в социальные сети?
Да, немного, не каждый день, но - да.
Помню, Наталья рассказывала мне, что вы годами общались по факсу.
До этого мы писали друг другу письма, открытки, тебе я тоже часто посылал их. Наталья обладала особым даром высчитывать время, так что, когда я приезжал в какую-то страну, меня ждало письмо от нее и от детей. Потом мы перешли на факс, а теперь все время с whatsapp. Мне это нравится, потому что это приватное средство и позволяет тебе быть в любое время на связи.
У вас есть какая-нибудь мания, ритуал перед выступлением?
Нет, я провожу на сцене несколько часов перед концертом, а когда публика уже входит, ухожу в гримерку. Что я действительно делаю в тот день, когда пою, - я не говорю, я неукоснительно соблюдаю это правило. То, что я делаю с тобой сегодня, разговариваю, - это исключение.
Расскажите мне о Наталии.
Что ты хочешь от меня услышать?
Как вам удалось добиться всего этого?
Потому что надо уметь обновляться, а у меня такой менталитет, что я всегда только начинаю.
Кто такой Рафаэль?
Родился: в Линаресе (Хаен) в мае 1943 года.
Начало: в три года он начинает петь, получив прозвище Соловей из Линареса. В девять он признан лучшим детским голосом Европы на фестивале в Зальцбурге, Австрия.
Карьера: побеждает на фестивале в Бенидорме в 1962 году. В 1966 и 1967 представляет Испанию на конкурсе Евровидении с «Yo soy aquel» и «Hablemos del amor». В том же году он выступает в легендарной парижской Олимпии, а затем в Мэдисон-Сквер Гарден в Нью-Йорке. В 1992 году он добился большого успеха с песней «Escándalo», написанной Вилли Чирино. В 2003 году ему пришлось перенести пересадку печени. В 2009 году он празднует свои пятьдесят лет в качестве певца концертом на арене для боя быков Лас-Вентас. В 2011 году он открывает свой собственный музей в Линаресе. В 2015 году он с Raphael Sinphónico World Tour отправляется в мировое турне, которое продолжалось до 2017 года. Он только что выпустил двойной компакт-диск «Sinphónico&RESinphónico».
Семья: женат на писательнице и журналистке Наталии Фигероа, у супругов три ребенка: Хакобо, Алехандра и Мануэль.
Любимая фотография Рафаэля
«Эта фотография мне нравится, потому что она была сделана в Париже, в Олимпии, в марте прошлого года, через пятьдесят два года после моего первого появления в этом легендарном зале».
(Интервью, проведенное в отеле Me в Мадриде)
Роса Вильякастин
11.12.2019
www.diezminutos.es
Перевод А.И.Кучан
Опубликовано 11.12.2019