Рафаэль: "Если понимать слово инди как независимый, то я таким и являюсь. Я всегда им был и продолжаю оставаться". 2019
RAPHAEL: "SI INDIE SE ENTIENDE COMO INDEPENDIENTE,
LO SOY. SIEMPRE LO HE SIDO Y LO SIGO SIENDO". 2019
Это уже стало классикой в Рождество: певец две ночи подряд представляет свои самые главные хиты в симфоническом ключе.
Как и во все годы, Рафаэль (Линарес, Хаен, 1943) в Рождество возвращается к родному очагу. Под словом очаг понимаем WiZink Center, где в четверг 19-го и в пятницу 20-го декабря он в двойном размере повторит успех прошлого сезона с аншлагом на обоих концертах. Предлогом, ежели такой нужен, чтобы снова увидеть подобное сценическое землетрясение, является RESinphónico (2018). Это последний по времени выхода альбом, в котором «мальчик из Линареса» пересматривает в симфоническом ключе некоторые из его бессметных хитов: Qué sabe nadie, Yo soy aquel, Digan lo que digan, Cuando tú no estás, Hablemos del amor и другие. С вами гигант испаноговорящей эстрады, из тех, кого уже не осталось.
- Двойное выступление в WiZink Center. Уже невозможно представить рождественские дни без Вашего концерта.
Рафаэль: Да, но турне началось в декабре 2018 года в театре Real, и это финал испанских гастролей. Этот год был невероятным.
- От этих бесконечных концертов немного голова кругом идет?
Рафаэль: Нет. Я отлично себя чувствую в любой обстановке. Раньше я думал, что мне будет не так комфортно перед таким огромным количеством людей, но так не было. Все выглядит гораздо ярче, и дела идут лучше, когда много публики. Кроме того, в симфоническом оркестре вместо 60 музыкантов – 90. Это чудесно, потому что зрители наслаждаются еще больше.
- Как проходит день концерта? Вы поднимаетесь рано из-за волнения?
Рафаэль: Нет-нет. Я вовсе не волнуюсь. Было время, когда я переживал, а теперь я выхожу на сцену, чтобы получать удовольствие вместе с публикой, и выхожу более спокойным и уверенным в том, что я собираюсь сделать. Иначе я не мог бы сделать ничего и на третьей песне остался бы без голоса.
- И даже в последние минуты перед выходом на сцену?
Рафаэль: Естественно внутри есть некоторое волнение, но оно не мешает мне наслаждаться. То, что происходило со мной раньше, мне действительно мешало.
- И что же изменило положение дел?
Рафаэль: Профессионализм. С возрастом учишься, что надо делать и что делать не надо. Например, то, что не надо делать, это болтать в этот день как попугай, а потом начать петь. Потому что поставленный голос разговоры утомляют гораздо больше, чем пение. Лучше не ввязываться в беседы и говорить как можно меньше. А если можешь не говорить ничего, так это еще лучше.
- Как проходит Рождество в Вашем доме?
Рафаэль: Обычно, очень обычно. В кругу семьи, в разговорах о том, о чем мы не говорили в течение года.
- И в какой-то момент кто-либо начинает петь Tamborilero или какой-нибудь вильянсико?
Рафаэль: Ну всегда есть кто-нибудь, кто решится, но я – нет.
- Нет?
Рафаэль: Нет, я пою на сцене. Я не представляю себя поющим в моем доме. Это было бы немного абсурдным.
- И даже в душе?
Рафаэль: В душе я могу задохнуться.
- RESinphónico был записан в легендарной студии Abbey Road. Каким был этот опыт?
Рафаэль: Фантастическим. Не из-за студии, а из-за того, каким получился этот диск, а получился он чудесным. Я думаю, что отныне и впредь я буду использовать тот же звук, что в RESinphónico.
- Вы перейдете на электронную музыку?
Рафаэль: Не совсем. Но я уверен, что будут некоторые моменты, потому что она очень эффектна. А эффектные вещи мне очень нравятся.
- Вы начинали в 1960-е годы, и тогда уже были популярны. Тогда Вы воспринимали Beatles как соперников или как кумиров?
Рафаэль: Ну, мне довелось познакомиться с ними в Мадриде. Мой представитель Франсиско Бермудес провел меня в их отель перед их концертом в 1965 году, потому что именно он заключил с ними контракт на выступление на Лас-Вентас. Они были очень простыми, без всякого позерства.
- В RESinphónico Вы отказались от таких классических вещей, как Cuando llega mi amor, En carne viva, En Acapulco или Yo no tengo a nadie...
Рафаэль: Если бы ты видел, по скольким песням я скучаю! Но надо было с чего-то начинать.
- Они вошли в программу концерта?
Рафаэль: Если имеешь такой огромный репертуар, как повезло иметь мне, всегда что-то будет оставаться за рамками, но я постоянно их меняю.
- Какие молодые музыканты Вас сейчас интересуют?
Рафаэль: Я сотрудничаю со многими, но мне интересно все, что делают другие артисты, потому что всегда чему-то учишься. Иногда учишься тому, что ты должен делать, а иногда тому, что делать не должен.
- Как-то Вы сказали, что были одним из первых «инди».
Рафаэль: Если понимать слово «инди» как независимый, то я таким и являюсь. Я всегда им был и продолжаю оставаться. Если же мы говорим о других вещах, то тогда, скорее всего, нет.
- Вас интересует городская музыка и регетон?
Рафаэль: Меня пока еще никакая муха не кусала, чтобы этим заниматься, но я никогда не зарекаюсь, что не возьмусь за это.
- То есть Вы не из тех, кто демонизирует этот стиль?
Рафаэль: Я полагаю, что надо дать ему разумное время, года три-четыре, чтобы увидеть, во что это выльется и как это оценивает публика. Потому что в конце концов всем распоряжается и командует именно публика.
- Последнее время Вас обычно все время спрашивают о том случае, когда Вы выступали перед Франко El Pardo вместе с такими другими артистами той эпохи, как Лола Флорес, Конча Веласка и Сара Монтьель. Вам надоела эта тема?
Рафаэль: Да, особенно после всех событий с эксгумацией эта тема снова всплыла. Но эта та тема, которая могла бы меня привлечь, вовсе нет.
- Чего еще не знает публика о Рафаэле после всех интервью, которые Вы дали за все время своей творческой деятельности?
Рафаэль: Думаю, что многого, потому что я не разглагольствую о том, чего публике знать не надо. Моя жизни – это жизнь эстрадного профессионала, у которого есть свои проблемы, который должен уделять время семье и своим друзьям, который также проводит время в одиночестве, размышляя о своих делах.
- Вы пишите свою автобиографию?
Рафаэль: Я написал две книги ¿Y mañana qué (1998) y Quiero vivir (2005). Не хватает еще одной, которую я напишу, когда я уйду. Я хочу сказать, когда я уйду из профессии. Но спешки нет никакой.
- Близится празднование 60-летия Вашего творчества. Как Вы сохраняете Ваше стремление работать?
Рафаэль: Если к ним прибавить те годы, когда я еще не был артистом, но уже пел, то получится еще больше. Тот, кто любит покушать, всегда получает удовольствие от еды. С тем кто любит выпить, то же самое. А со мной такое бывает, когда я пою. Если у тебя нет надежд и устремлений, сиди лучше дома.
- Чему Вы научились за все это время в отношении музыкальной индустрии?
Рафаэль: Терпению. Умению слушать, но принимать мои собственные решения. Всегда найдется тот, кто скажет тебе: «Ты должен бы спеть то, то и то». А потом прихожу я говорю: «Нет. Я спою это, это и еще это». Все думают, что имеют право навязывать тебе свое мнение. А так как я воспитанный мальчик, я все выслушиваю.
- А потом делаете то, что Вам хочется…
Рафаэль: Иначе был бы я – не я. Но если есть что-то, что совпадает с тем, что я думаю, тогда, наверное, я это сделаю.
- Похоже, что Вы не очень внушаемы.
Рафаэль: А я и не являюсь таким. У меня есть свой образ мыслей и манера пения, и это то, что я реализую.
- Какой совет Вы бы дали артистам, которые только начинают?
Рафаэль: Прежде всего, что ты должен делать, а не то, что говорят другие. Пусть они делают то, что чувствуют необходимым. Я вел себя именно так.
- Вы всегда могли делать то, что чувствовали?
Рафаэль: Был однажды, когда я один диск сказал: «Ладно-ладно. Я его запишу». И никогда больше я не желал об этом слышать.
- Можно ли узнать, что это была за пластинка?
Рафаэль: Не-е-е-т. Обличают грех, а не грешника. Кроме того, прошло столько лет, что я уже хорошо и не помню. (смеется)
Полезная информация:
Кто: Рафаэль
Когда: четверг 19-го и пятница 20-го декабря
Где: Wizink Center (Мадрид. Проспект Felipe II, б/н).
Все билеты проданы.
Игор Лопес
18.12.2019
www.elmundo.es
Перевод А.И.Кучан
Опубликовано 19.12.2019