Рафаэль, живая легенда песен о любви. 2022
RAPHAEL, EL MITO VIVIENTE DE LA CANCIÓN DE AMOR. 2022
Верный своему предназначению Рафаэль, которому через семь дней исполнится семьдесят девять лет, убежден, что будет петь до тех пор, пока у него есть голос и кто-нибудь, кто его слушает.
Рафаэль всю ночь заботился о своем голосе и даже о физических движениях,
экономя шаги, но не жесты.
Рафаэль Мартос - такая же андалузская реалия, как гаспачо или гребни Ангустиас, старшей дочери из «Дома Бернарды Альбы»; или, другими словами, он такое же андалузское явление, как Рафаэль, тот персонаж, который живет в нем, который шестьдесят лет назад вышел на сцену и с тех пор, распевая, ездит с ним по всему миру.
Рафаэль вернулся, и он пришел так, будто никогда не уходил. Так, что он не сказал ни «добрый вечер, Санто-Доминго», ни «спасибо, Санто-Доминго». Потому что для Рафаэля это как вернуться домой. И доминиканцам тоже не надо, чтобы им говорили банальное приветствие – им надо, чтобы для них пели от души – верной и преданной. Так, как поет Рафаэль.
За полчаса до начала концерта Беатрис, его дорожный менеджер, и Пабло, его помощник, настояли на том, чтобы выключить кондиционер. Рафаэль всю жизнь боялся кондиционера, как острого ножа, который может лишить его голоса, то есть жизни.
Национальный театр полон, гаснет свет, звучат аплодисменты, оркестр начинает с мелодии Yo soy aquel и он выходит на авансцену с распростертыми руками, а потом он тоже аплодирует. Потому что эти его аплодисменты - слова, которые он хочет донести до публики.
«Renaceré, renaceré». «Я буду возрождаться, потому что жизнь продолжается, потому что есть магия и очарование…» (Ave fenix). Он раскинул руки, гитара звучит в стиле рок. Этот голос не изменился.
Loco por cantar, Vivir así es morir de amor. Публика безумствует, многие встали с мест. Они поют вместе с ним, и Рафаэль использует этот хор, чтобы дать своему голосу отдохнуть и продлить поток энергии. Ведь в этом возрасте тридцать одна песня – это вам не труха с кокоса, как сказал бы доминиканец.
Музыкальная группа - это рояль, ударник, бас-гитара, клавишник, перкуссия, первая гитара и ритм-гитара. Партитуру для струнных воспроизводит клавишник. В Vivir así es morir de amor динамичная аранжировка. Такая же в Digan lo que digan. Эта песня стала в 1968 мировым хитом и дала название его первому фильму, который снял Марио Камус.
Mi gran noche подпевали многие, ей громко аплодировали. Еще один из его хитов Te estoy queriendo tanto Рафаэль исполнил медленно, только под акустическое пианино. Это песня, которой пятьдесят девять лет.
Provocación - нежная баллада Мануэля Алехандро, которую публика пела хором, еще одна из великих песен его репертуара с долгоиграющей пластинки Enamorado de la vida (1983).
Frente a frente, неспешная Desde aquel día из альбома Canta (1966). Он продолжил концерт песней «Volveré a nacer» из альбома 1973 года с таким же названием. Vida loca Франсиско Сеспедеса. No puedo arrancarte de mí (из альбома Enamorado de la vida, 1983), которой зрители устроили овацию, встав с кресел.
Рафаэль спел Yo sigo siendo aquel, чтобы потом предложить публике Qué tal te va sin mí (с пластинки En carne viva, вышедшей в 1981), а песня Amor mío была встречена бурными аплодисментами.
Cierro mis ojos была дополнена криками публики. Там не хватало вина, но было много подростков и юношей, которые уже ушли. Nostalgia он спел в сопровождении одного рояля; продолжив выступление песнями Se nos rompió el amor, Adoro и Cuando tú no estás.
Песня La Llorona, которую увековечила Чавела Варгас, прозвучала в исполнении трио. Рафаэль превратил вечер этого вторника в такой незабываемый момент, что по коже мурашки бежали. В таком же формате он спел Que nadie sepa mi sufrir.
Через двадцать пять песен в Estar enamorado снова зазвучали ритмы, присущие балладе. В крещендо он сумел выйти за все ограничения, ему подпевали хором, и зал взорвался овацией, какие дарят человеку, укрощающему боевого быка.
В En carne viva барабан задает ритм и звучит крещендо. А когда он пропел: «Сделай одолжение, друг, увези меня очень далеко отсюда», темп чуть замедлился. Текст песни обратился в диалог: Рафаэль произносил один фрагмент, а публика – другой. Неукротимая, героическая мелодия. И потрясающий финал, и неизбежная овация.
Уже близок конец. Звучит Resistiré Мануэля де ла Кальва. Первое исчезновение со сцены в ложном финале, словно он уже уходит. Но он вернулся, чтобы спеть Qué sabe nadie. С нажимом и отвагой. Это мастер-класс исполнения песни. Ей очень бурно аплодировали, и трудно сказать, может быть – больше, чем всем другим.
Еще один уход со сцены, словно он говорит «сейчас я не вернусь». Но он возвращается и поет Escándalo, заводную и провоцирующую танцевать. И затем он заканчивает шоу в конце финала песней Como yo te amo, гимном любви к своей публике, будь то доминиканская или любая публика из множества стран, которые он посетил, привозя им песни Мануэля Алехандро и других композиторов.
В концерте присутствовали вариации ритмов, темпов, жанров. И больше, чем задорные баллады, слушателям были по вкусу самые интимные композиции, исполненные под рояль или трио гитар, в духе болеро, замедленно. И, наверняка, перед тем, как подняться в самолет, Рафаэль спросил кого-нибудь: «Концерт-то тебе понравился?».
Альфонсо Киньонес
28.04.2022
www.elcaribe.com.do
Перевод А.И.Кучан
Опубликовано 29.04.2022