Рафаэль на Antel Arena: хроника мастер-класса вечного мальчика из Линареса. 2022
RAPHAEL EN EL ANTEL ARENA: CRÓNICA DE UNA CLASE MAGISTRAL DEL ETERNO NIÑO DE LINARES. 2022
Испанский певец вернулся в Монтевидео и своим шоу «ReSinphónico» продемонстрировал, почему он по-прежнему остается одним из самых главных испаноязычных артистов.
Рафаэль на Antel Arena
Самая большая проблема, когда вы посмотрели концерт Рафаэля и намереваетесь написать рецензию, заключается в том, что вы выходите из зала, думая о столь многих вещах одновременно, что вам довольно сложно привести в порядок свои мысли и найти правильную точку, чтобы начать распутывать этот клубок. Потому что Рафаэль, помимо всего прочего, заставляет задуматься о том, что значит быть артистом.
И во времена, когда дискуссию об искусстве активизирует детская драка* (скорее юношеская, вызванная гормонами) между двумя представителями актуальной латинской музыки, во времена, когда снова начали обсуждать, кто стоит больше - композитор или исполнитель, выступление этого испанца вживую - встряска для стойки с идеями, которые повторяются и застаиваются.
Или какой автор осмелится усомниться в артистизме такого человека, как Рафаэль, увидев его во вторник на Antel Arena? Его два с половиной часа шоу, очень немногие слова, которые он произнес, чтобы обратиться к публике, но, прежде всего, самоотверженность, которую он проявлял в каждой песне, сводят на нет любые споры до того как они начнутся.
Рафаэлю, или Мигелю Рафаэлю Мартосу Санчесу, семьдесят восемь лет. В мае, чуть больше чем через тридцать дней, ему будет семьдесят девять. А через год и несколько недель ему исполнится восемьдесят.
И у него худощавое тело, морщинки и неторопливая элегантность, но широкая улыбка, блеск в черных глазах и то, как он выделывает танцевальные па вокруг гитариста, одетого только в черное, или то, как он слегка вращает бедрами, как будто его жизнь ушла на то, чтобы провоцировать остальных, означают, что мальчик из Линареса все еще здесь. Неизменный, вечный.
У него, наверное, есть секретная формула, или, возможно, именно свою формулу он раскрывает на каждом сцене: это любовь. Пение, пение для других людей, пение для нас — это величайший акт любви, какой только может быть у Рафаэля. И все дело в этом. В том, чтобы любить с силой морей и порывов ветра, любить громко и молча. Любить сверхчеловеческим образом. В том, чтобы любить в форме песни.
Рафаэль и шоу "ReSinphónico" на Antel Arena.
В 21-10 перед большим количеством зрителей, пришедших в Antel Arena, предоставившую для концерта одну из своих урезанных версий (то есть не с полным заполнением зала), испанский певец вышел на сцену, одетый в черное, в пиджаке с серебряными штрихами, и с безупречной прической. Весь вечер его поддерживал оркестр из сорока двух музыкантов, в основном местных, и команда (пианист, гитарист и дирижер Рубен Диес) гастролирующая вместе с солистом в турне ReSinphónico.
Вечер начался с «Ave Fénix», и Рафаэлю хватило трех или четырех куплетов, чтобы очаровать всю аудиторию и развеять сомнения любого неверующего. Да, голос у него уже не тот, что в семидесятых, и тело тоже; это биологически невозможно. Но да, его голос звучит как никогда. В этот новый приезд в Монтевидео испанец дал мастер-класс профессии артиста и поразил владением своим инструментом: он без труда брал самые высокие ноты, развлекался с фальсетте, прибегал к скорее произнесенным, чем спетым фразам или к добавочной дозе театральности, когда нужно было одолеть какой-нибудь неудобный пассаж, и он играл с дыханием, с воздушными строфами, с тишиной. Он растягивал гласные, чтобы удлинить каждую фразу, а затем был способен резко оборвать ее.
К этому он приложил весь характерный для него стиль исполнения, насыщенный жестами, движениями бедер, жестикуляцией. За два с половиной часах шоу Рафаэль побывал влюбленным, раненым, счастливым, ностальгирующим, веселым, пробуждающим воспоминания, чувственным и скромным человеком. От одного персонажа к другому он переходил с улыбками, со знаками уважения к своей публике и почти без слов: когда прошел час и двадцать минут спектакля, он впервые заговорил и ограничился представлением оркестра; и прощаясь со сценой, он громко признался в любви. И это было все. Не было разглагольствований, уругвайских словечек, ненужных шуток, размышлений. Его послание заключалось в репертуаре.
Рафаэль на Antel Arena
А проанализировать такой репертуар, как тот, что в этот раз привез мальчик из Линареса (тридцать одна песня, никак не меньше), - значит увидеть, как он всегда возвращается назад во времени, к юности и последующим поколениям, к сердечным делам и постоянно - к фигуре конкретного человека. Подсказками можно манипулировать, но они приводят к одному и тому же результату: Рафаэлю нужна его аудитория, словно его жизненная энергия зависит от этого обмена; так было всегда и так будет до тех пор, пока он сможет возрождаться на сцене.
Люди задавались вопросом о его возможной идеологии и его сексуальности. Об одежде и цвете волос, манере двигаться, выражаться и говорить. Он был редуцирован до уровня «китча», а также иронического потребления, последнее - воистину нерациональное использование. И он уходит, смеется последним, возрождается. Что, Рафаэль слишком напыщен? Тогда попробуйте соединить эти душераздирающие песни, которые стали обычным явлением в «Aquí está su disco»**, с огромным симфоническим оркестром и электронными фрагментами, достойными летней вечеринки в Пунта-дель-Эсте***: это ReSinphónico. Это тоже новое рождение.
В шоу на Antel Arena не было недостатка ни в чем. Там прозвучали "Vivir así es morir de amor", "Mi gran noche" в современной электронной версии (это был великий момент), "Volveré a nacer", "Yo sigo siendo aquel", танго "Nostalgias", "Que nadie sepa mi sufrir" (на пару с гитарой и с танцем), "Gracias a la vida", "Adoro", "Resistiré", "Qué sabe nadie", "Escándalo", "Yo soy aquel" и "Como yo te amo" (частично),
Громогласность очень достойного оркестра в какой-то момент подавила спонтанный хор зрителей, затерявшийся между струнными, духовыми и ударными инструментами. Публика была очень уважительной, хотя каждое произведение увенчивалось бурными овациями, во время которых слушатели зачастую вставали с мест. Из всей музыкальной гирлянды, пожалуй, единственным слабым звеном была "La cancion del trabajo", которая в тот момент ночи, когда она прозвучала, (на финишной прямой) позволила заметить хорошо скрываемую до тех пор усталость.
Это мелкие детали, которые не отразились на масштабности демонстрации его таланта. Рафаэлю семьдесят восемь лет, в мае ему исполнится семьдесят девять. Он провел два с половиной часа концерта в безупречном состоянии, и в свою работу он вложил не только свой голос, но и все свое тело с единственной целью - достучаться до сердец людей. И если Вы дошли до этого места в рецензии, то поняли, что это ему удалось, и с избытком. Потому что это то, что делают артисты.
Белен Фоурмент
23.03.2022
www.elpais.com.uy
Перевод А.И.Кучан
Опубликовано 24.03.2022
Примечания переводчика:
* Имеется в виду начавшаяся в 2021 полемика между сторонниками рэпа и реггетона, в ходе которой Рене Перес, Residente (1978) и Хосе Бальвин (1985) обменивались весьма оскорбительными посланиями.
** Пунта-дель-Эсте – роскошный уругвайский курорт.
*** Aquí está su disco (Вот Ваш диск) - уругвайская радиопередача, где исполняют песни по заявкам слушателей.