Рафаэль на все времена. 2018
RAPHAEL DE TODOS LOS TIEMPOS. 2018
Теплый прием последнего диска неутомимого артиста, предварительная премьера турне которого проходит в течение двух дней в Кадисе.
во время его концерта в Большом театре Falla
То, что Рафаэль владеет чем-то вроде универсального ключа, открывающего все помещения, в которых живет успех, не является эксклюзивным секретом, которым может поделиться с вами единственный испаноговорящий артист, награжденный Урановым диском. Поэтому вы знаете, что я не лгу, когда пишу, что выкрики типа «Рафаэль ты уникален!», «Рафаэль, что в тебе есть такого, что ты мне так нравишься?» или «Рафаэль, я люблю тебя!» следовали друг за другом, опутывали зал и даже звучали как вызов на первом из двух вечеров, когда артист из Линареса устроил предварительную премьеру своего свежего диска Resinphónico на подмостках Большого театра Falla - такой очаровательный, такой кокетливый и так живой, что - хоть убейте - не стоит завидовать Мадридскому театру Real, где 17 декабря состоится официальная премьера этого нового облачения для его вечных песен.
Это поворот, еще более трудный, который могут встретить достойно, возможно, лишь несколько исполнителей его поколения - добавление электронных аксессуаров к симфоническому костюму, в который он уже одел некоторые из его самых любимых драгоценностей в одной из своих предыдущих работ. Потому что Рафаэль, с 75 календарями в своих карманах, является Симфоническим, Ре-симфоническим, и таким, каким ему хочется быть.
«Кадис, мы вместе много лет... И те, что нам еще предстоят”... Так признался и предупредил зрителей неутомимый певец в одном из тех редких случаев (если вообще не единственном?), когда он обратился к публике. И если она без передышки нанизывала один комплимент за другим, раз за разом поднималась с мест, устраивая аплодисменты, то артист пел и пел без перерыва, чтобы за два с лишним часа исполнить тридцать его самых знаковых песен. И на полной скорости, и с кровоточащим сердцем, и с вечной улыбкой, нарисованной на лице. Ну, вы же знаете - в стиле Рафаэля.
С меньшей свободой передвижения? Да, возможно, но это ни в коем случае не умаляло глубокую исполнительскую нагрузку, которой он наделил свои вечные песни. Во всяком случае, ограничения накладывало физическое пространство, потому что Рафаэль приехал в театр Falla не один – какое там! Музыканты Симфонического оркестра Малаги, которым управлял Рубен Диес, окружали его и придавали ему величия на его великолепном вечере, где нашлось место для всех.
Оркестр из Малаги звучит идеально в песнях, исполняемых Рафаэлем, это реальность, которая становится осязаемой с самого начала спектакля, с предвещающей дальнейшее развитие событий и волнующей увертюры на мелодию песни Yo soy aquel, после которой выходит Рафаэль, одетый строго в черное, с галстуком и курткой, от которых он избавляется во время его концерта, и вспыхивает безумие.
И начинается настоящая проба огнем. В «Promesas» звучит пикантная электронная основа, «No vuelvas» заигрывает с электро-латино, и даже «Mi gran noche» всего за несколько тактов переходит от момента гулянки в стиле йе-йе к атмосфере вечеринки на Ибице... Что изменилось в Рафаэле? Ничего. Рафаэль поет, поет, как всегда (пользуясь, конечно, ресурсами опытного артиста, которого мы видели на концертах вживую в последние годы). И что изменилось в его аудитории? Абсолютно ничего. Она поднимается и аплодирует, как будто мелодии и нотные линейки оставались неизменными с течением времени.
«Volver a nacer», «Provocación» (более жесткая), La noche (с гораздо большей самоотдачей), «Los hombres también lloran» (рассказанная из крутящегося кресла, в котором он разъезжает по сцене), «Sigo siendo aquel» («продолжай оставаться таким же, Рафаэль, и не меняйся!»), «Estoy enamorado» (еще один компьютерный праздник) замаскированы, они есть и их нет, они путешествуют по ходикам и брегетам, как сам Рафаэль, способный путешествовать во времени, не становясь анахроничным и не утрачивая актуальности.
Рафаэль - явление 60-х и 2000-х годов. Рафаэль – явление всех времен, со своими гимнами («Ámame», «Qué sabe nadie», «Mi gran noche», «Como yo te amo», «Escándalo»...), прошедшими через сито занимательных электронных средств, через танец скрипок и оргию духовых инструментов (работа оркестра из Малаги изумительна) или алкоголя без закуски в этой интимности, которую он придумывает, и которая нам кажется такой реальной («Volver» под рояль безупречного Хуана Мануэля Пьетранеры и голос Карлоса Гарделя - чудо технологии; «Gracias a la vida» и «La quiero a morir» с одним гитаристом Хуаном Альберто Геварой). Да, сеньора, вы правы, Рафаэль уникален. Раньше и сейчас. Во все времена.