Это не рекламный репортаж о Рафаэле – да, мы показываем его успехи, но также и его страхи и слабости. 2022

"ESTO NO ES UN REPORTAJE PROMOCIONAL DE RAPHAEL: RETRATAMOS SUS ÉXITOS, SÍ, PERO TAMBIÉN SUS MIEDOS Y DEBILIDADES". 2022

Мы беседуем  с режиссерами фильма Raphaelismo, четырехсерийного документального фильма о жизни и творчестве Рафаэля, премьера которого на Movistar + была назначена на 13 января.

 рафаэль певец испания

1966. Рафаэля выбрали, чтобы представлять Испанию на конкурсе Евровидения. Ему двадцать два года. Когда он выходит на сцену в Villa Louvigny (Люксембург) и поет Yo soy aquel, у всей Европы разрывается сердце. На своем международном дебюте артист устраивает такой обмен взглядами с камерой, от которого и сегодня по-прежнему мурашки по коже бегут. Однако, вопреки всем прогнозам, Рафаэль проигрывает. Он остается на седьмом месте. Пресса решительно  встает на его сторону. Первое место занимает француженка, из-за чего все жестко критикуют вердикт жюри: газета Figaro даже называет Рафаэля жертвой конкурса. "Победила Merci, Cherie, потому что на фестивале побеждают только песни, но победителем был Рафаэль»,- гласит одна газетная вырезка. «Рафаэль морально победил на Евровидении», - утверждает другая.

Именно в этот момент начинается вторая серия Raphaelismo, мини-сериала из четырех частей, премьеру которого Movistar провела 13 сентября и в котором его режиссеры, Чарли Арнайс и Альберто Ортега, хотели рассказать “подлинную” историю одной из великих легенд испанской эстрады. "Подлинную, потому что это не рекламный репортаж: мы показываем его успехи, это верно, но раскрываем также и его страхи и слабости”, - уверяют они.

У Арнайса и Ортеги уже имеется большой опыт работы в мире документального биографического фильма. Им принадлежат, помимо прочих, Anatomía de un Dandy (2020), где они обращаются к фигуре литератора и престижного обозревателя Франсиско Умбраля, и Aunque no lo sepas (2016), фильма о жизни и творчестве Луиса Гарсии Монтеро, поэта  из Гранады. На этот раз настала очередь Рафаэля. "Мы с Альберто отдавали себе отчет в том, что о нем было сделано много телевизионных репортажей, а много лет даже вышел целый ряд художественных произведений, но никто до сих пор не подходил к его истории комплексно, с точки зрения документального кино”, - рассказывает Чарли Арнайс.

"Документальный жанр имеет одну особенность, очень отличающую его от художественной литературы - процесс создания фильма может длиться даже несколько лет”, - отмечает Альберто Ортега. "Возможности здесь бесконечны, и замена одной простой фотографии может привести к изменению всей схемы монтажа", - добавляет он. Оба кинематографиста рассказывают, что в случае с Raphaelismo дело обстояло именно так. “Это было упражнение в аудиовизуальной археологии: на каждом шагу мы находили маленькие сокровища, которые внезапно заставляли нас изменять концепцию. Давайте не будем забывать, что Рафаэль уже шесть десятилетий выходит на сцену. Если кто-то начнет раскопки, то находки, тексты, фотографии, интервью, записи концертов... могут быть неисчислимыми”.

Фильтрование и приведение в порядок такой лавины архивных материалов было главной задачей, когда дело дошло до обоснования кинорассказа. "Одна вещь, которой мы хотели избежать любой ценой, - это хронологический порядок. Мы считаем, что для зрителя всегда полезнее начинать с точки, которая не обязательно является детством главного героя. Как и в Anatomía de un Dandy, здесь мы хотели начать не с рождения человека, а с рождения персонажа”, - утверждает Ортега.

Это один вопрос, связанный с документальным портретом, который также влечет за собой большую ответственность для того, кто выступает в качестве рассказчика. "Каждый персонаж, историей которого мы занимались, был совершенно уникальным миром и отличался от других. У всех них было кое-что-общее, это да, в одном ключевом вопросе: у них есть история, которая, несомненно, заслуживает того, чтобы ее рассказали. Но, конечно, вы должны иметь в виду, что речь идет о людях, «реальных  людях» и что мы, как кинематографисты, обязаны придерживаться истины".

Рафаэль был полностью открыт с самого начала. С первой встречи в рамках проекта он понял, что Арнайс и Ортега стремились к тому, чтобы он снял маску артиста, дабы показать свою человеческую сторону, тем самым отходя на определенное расстояние от столь привычной для него практики превращения в миф. Артист со слезами смотрел премьеру второй серии на фестивале. Многие из его старейших последователей отправились в Доностию, чтобы сопровождать его. Когда показ закончился, их аплодисменты заполнили зал. Raphaelismo остается данью уважения тем поклонникам, которые уже давно поддерживают творчество Рафаэля. Этот документальный фильм - наш особый подарок для всех них".

Пелайо Санчес
13.01.2022
www.revistavanityfair.es
Перевод А.И.Кучан
Опубликовано 16.01.2022



Комментарии


 Оставить комментарий 
Заголовок:
Ваше имя:
E-Mail (не публикуется):
Уведомлять меня о новых комментариях на этой странице
Ваша оценка этой статьи:
Ваш комментарий: *Максимально 600 символов.