Рафаэль: «Я не ностальгирую, я деспотично современный». 2022
RAPHAEL: "NO SOY NOSTÁLGICO, SOY TIRÁNICAMENTE ACTUAL". 2022
В преддверии своего концерта на Antel Arena испанский певец рассказывает о своих новинках (к числу которых он относит свои новые диски и биографический сериал) и о секретах, помогающих оставаться активным и востребованным после шестидесяти лет деятельности.
22 марта Рафаэль выступит на Antel Arena.
Рафаэль снова и снова повторяет, что он в отличной форме. Что он в полном порядке. Что он хочет постоянно перестраиваться, продолжать активно работать, быть востребованным, делать что-то новое. Он говорит и продолжает говорить это, словно для того, чтобы не оставалось сомнений в том, что несмотря на то, что написано в его национальном удостоверении личности (где сказано, что через три месяца от отпразднует свои семьдесят девять лет), желание продолжать выходить на сцену, работать в студии звукозаписи или стоять перед камерами по-прежнему подталкивает его продолжать выпускать диски, заниматься гастролями и прочей деятельностью, связанной с карьерой, которую он выстраивает уже больше шестидесяти лет.
Доказательства налицо. Испанский певец, родившийся как Рафаэль Мартос, продолжает выпускать по диску каждый год, не отказываясь от работы над новыми песнями, альбомами, записанными «вживую», и своими версиями чужих песен – как в вышедшем в 2020 альбоме «6.0», в котором он исполняет некоторые из своих любимых песен дуэтом с такими певцами, представляющими самое молодое поколение, как Луис Фонси, Лусиано Перейра и Наталья Лафоуркаде. В 2021 он выпустил диск, в который вошли записанные вживую версии этих песен.
До этой пары альбомов он в 2019 опубликовал Resinphónico, вторую часть Sinphónico(2015),для которого великие классические композиции из его репертуара были переписаны с новыми аранжировками и в сопровождении оркестра, это было один из самых амбициозных и масштабных проектов родившегося в Линаресе певца. Таким будет и формат концерта, с которым он 22 марта возвращается на уругвайскую сцену – в Antel Arena.
В программу выступления войдут Mi gran noche, Que sabe nadie и Yo soy aquel, хотя будут также сюрпризы – как дуэт с Карлосом Гарделем, одним из кумиров испанца, голос которого прозвучит, чтобы создать иллюзию парного исполнения Volver, одной из основных классических вещей «Мага».
К этой непрерывной музыкальной деятельности в январе этого года добавилась премьера на испанской платформе Movistar+ документального минисериала Raphaelismo. В фильме, поставленном Чарли Арнайсом и Альберто Ортегой, четыре серии, и они могут выступать как официальная автобиография артиста – в них он, опираясь на свидетельства других людей и архивные материалы, пересматривает свою жизнь и достижения его творческой карьеры, которую он пронес по всему миру, спровоцировав неслыханное для испанского артиста обожествление его личности в таких странах, как Япония и Советский Союз. В этой карьере выделяются такие важные моменты, как то, что он стал одним из немногих артистов, получивших Урановый диск (за продажу пятидесяти миллионов экземпляров пластинки), что его фильмография насчитывает десять фильмов, что он играл в мюзиклах и был ведущим на радио и телевидении.
Хотя в этом сериале не только розы. Там есть место для воспоминаний о таких черных моментах его жизни, как алкоголизм, начавшийся из-за стресса, вызванного постоянными гастролями и поисками средства, которое помогло бы ему заснуть, в то время когда он объезжает планету и поет. «В тот момент моя жизнь шла под знаком абсурдной глупости, усиливавшейся, хотя я не отдавал себе в этом отчета, и все это было ради того, чтобы спать, чтобы отдыхать. Это росло как снежный ком и могло стоить мне жизни», - сказал Рафаэль после премьеры сериала в испанской телепрограмме El Objetivo.
Raphael 6.0 (Universal Music Spain - 2020)
В 2003 у него был выявлен цирроз в конечной стадии, и певцу была проведена трансплантация печени, которая спасла ему жизнь и которую он воспринял как пограничный столб на его жизненном пути. Так что он заявил: «Кульминационный момент моей жизни был, когда после трансплантации я проснулся и увидел глаза моего сына».
Эти перипетии и успехи чередовались на протяжении шестидесяти лет творчества, которые празднует Рафаэль, и к которым он намерен продолжать добавлять столько сменяющих друг друга календарей, сколько сможет. Потому что он заявляет, подтверждает и снова говорит, что у него имеется энергия, необходимая, чтобы продолжать работать. Потому что зов сцены и публики все еще остается слишком мощным, чтобы его можно было оставить без внимания. Он говорит это находясь у себя дома в Мадриде, окруженный наградами, премиями, портретами и фотографиями. Такой была обстановка, в которой диво баллады беседовал с изданием ElObservador в ожидании его приезда в Монтевидео для концерта, на который еще есть билеты (на портале Tickantel)/
Что заставляет Вас после шестидесяти лет творческой деятельности продолжать выходить на сцену?
То же, что заставляло меня делать это, когда мне было пятнадцать. Это любовь к сцене, любовь к публике, любовь к моей работе. Страсть, упования. Тебе кажется, что этого мало. В конце концов, это моя жизнь.
И Вы продолжаете волноваться, когда выходите на сцену, или в этом смысле Вы уже закалились?
Да и нет. Раньше, несколько лет назад, я выходил очень волнуясь. Из-за нрвов начинались неполадки с голосом и тому подобные вещи. Вплоть до того, что я даже думая, что это не мой путь, что так я ни к чему не приду. Я падал духом, приводил все в порядок... а выходить на сцену так, как я выхожу сейчас – это выходить, чтобы наслаждаться. Мы очень приятно проводим время – публика и я.
Я думаю, что то, что Вы не знаете покоя, также помогает не скучать.
Я всегда ввожу всякие новшества. У меня есть записанный вживую диск под названием Raphael 6.0, чтобы начать новое турне. Я всегда занимаюсь делами и придумываю новинки. Вместо одного диска я записал три. Вот такой я. А потом я их выпускаю. Я всегда что-нибудь делаю.
А какие у Вас отношения с Вашими классическими песнями? Они Вам когда-нибудь надоедают?
Нет, куда там. Поэтому я продолжаю петь их. Думаю публика не просит меня, если я перестану их исполнять, потому что зрители вообще хотят услышать Yo soy aquel, Mi gran noche, Cuando tú no estás, Amor mío, No vuelvas, Que sabe nadie, En carne viva, Escándalo, Молодежь особенно оценит Mi gran noche и Escándalo. Но я предлагаю им также новые вещи, и они аплодирую им точно так же, как старым. И таким образом они не могут сказать «он всегда поет одно и то же». (смеется)
• Raphael. ReSinphonico
(Universal Music Spain - 2018)
Вы когда-нибудь думали об уходе не пенсию? Может быть, после трансплантации?
Категорическое «нет». Мне это даже в голову не приходило. Совсем наоборот. Я считаю, что после пересадки я даже стал лучше.
Ваша семья никогда не просила вас притормозить?
Нет. Моя семья прежде всего любит меня, так что они хотят, чтобы я был счастлив. И они знают, каким образом я становлюсь счастливым.
В какой-то момент Вы начали отдавать себе отчет в том, что Вы превратились в икону, в эталон для других людей?
Дело в том, что лично я не знаю, стал ли я им, так думает публика, но я ее не спрашиваю (смеется). Я этого не знаю. Я полагаю, что в силу долгого времени, которое я проработал, и очень хорошей формы, в которой я нахожусь (так что кажется ложью, что прошло шестьдесят лет, а мой голос продолжает звучать так, как он звучит) это действительно чудо. И мощь – потому что утверждают, что с годами силы уходят, но я говорю «утверждают», потому я их не утратил.
Что побудило Вас согласиться на съемки Raphaelismo?
Наступил момент, когда эти вещи надо было сделать. И если публика заинтересована во мне, моих делах, моих дисках, моих фильмах, во всем, всегда интересуется и спрашивает их, и я фигурирую в интернете – тогда публика заслуживает того, чтобы ей все рассказали. Чтобы это были не только новости типа «Рафаэль сделал то-то и то-то», а чтобы ты сам рассказал все. И это подвигло меня сказать «да», когда Movistar сделала мне предложение. И думаю, она это делает не в последний раз. Всегда есть какие-то планы, и, к счастью, таких предложений у меня много. Это я сделал во вторую очередь, потому что первым делом, помимо рассказа о моей истории, было рассказать о моей истории в России – в программе, которая также была сделана на Movistar и которая стоит некоторой избыточности, так как она была рассказана необычным способом. И от нее мы перешли к этому фильму, который оказался потрясающим. Я сказал самому себе: «Почему бы и нет?». В тот день, когда я приехал провести презентацию на кинофестивале в Сан-Себастьяне, я понял, что еще немного – и мог бы получиться чудесный фильм. Ну, может быть, мы займемся этим фильмом.
А почему Вы решили, что наступил подходящий момент, чтобы оглянуться назад, в Ваше собственное прошлое?
Я никогда не оглядываюсь. Никогда. Я не страдаю ностальгией, я угнетающе современный. Я понимаю, какой у меня возраст и все такое, и получается, что я феноменально хорош. Но я знаю, сколько мне лет и все эти вещи, у меня нет ничего выдуманного.
Творческая жизнь, шестидесятилетие которой Вы сейчас празднуете, началась когда Вы были совсем юным. Вы когда-нибудь представляли, что могли бы заняться чем-нибудь другим, или музыка всегда был единственной дорогой?
Нет, я никогда не представлял себе ничего другого, потому что музыка присутствовала в моей жизни с четырех лет. Был период между одиннадцатью и тринадцатью годами, когда мне показалось, что я устал, потому что я пел каждый день. Я решил стать актером, которым вообще-то я и являюсь, но я этого не знал. И тогда я два года тратил все силы на то, чтобы стать актером. А когда я устал от того, что все просили, чтобы я пел, я выбросил белый флаг и посвятил себя пению.
Ваши родители всегда одобряли Вашу деятельность или когда-нибудь говорили «пение – это прекрасно, но найди нормальную работу»?
Нет, ничего подобного. Моя мать очень хорошо пела, но им не приходило в голову просить меня, чтобы я это бросил. Я занялся пением, потому что мой старший брат привел меня в свою школу – это была католическая школа, и там был детский хор, где был нужен первый голос. В четыре года у меня был очень высокий голос, меня проверили и не дали уйти оттуда. Я был там до десяти лет, и пел каждый день. А в субботу и воскресенье два раза. (смеется).
Как Ваша работа в качестве актера кино или театра отразилась на пении?
Она достаточно сильно повлияла на меня, потому что, будучи в общем-то актером, я обратил мои песни в драматургию. Я предъявлял их не только как певец, но и как актер. И в этом мое большое преимущество, потому что даже если я не пою на языке публики, которая меня слушает, меня прекрасно понимают. Поэтому у меня был успех в Англии, во Франции, в России, в Японии. Из-за этой театральной игры и потому что я более или менее хорошо пою.
Вам бы хотелось больше заниматься кино?
Да, на самом деле – да. Больше всего потому, что оно останется надолго. Хотя диски мне тоже нравятся именно из-за этого – что они остаются жить. На самом деле мне нравится быть везде, чтобы остаться повсюду. Тебя много показывают в кино, и по телевизору тоже. Но больше всего я предпочитаю мои персональные выступления – там я получаю самое большое удовольствие, и это очень заметно.
Мы переживем момент, когда музыка на испанском языке, похоже, вошла в моду, даже за пределами испаноговорящего мира. Как эту ситуацию оцениваете Вы – артист, которому несколько десятилетий назад с песнями на этом языке удалось достучаться до разной публики?
Я думаю что всегда, во все эпохи в музыке происходили изменения, иногда к лучшему, а иногда к худшему. Я полагаю, что музыке, которую пишут сегодня, надо дать время, более или менее продолжительное, чтобы увидеть, что происходит на самом деле. Потому что я вижу, как рождаются и умирают артисты – не скажу, что каждый день, но почти каждую неделю. Надо дать времени время и посмотреть, куда все пойдет. Сейчас я не вдаюсь в это всё и не выдаюсь. Я – Рафаэль, и пою как Рафаэль.
Есть какой-нибудь секрет, помогающий так долго держаться на плаву?
Чтоб я знал (смеется). Если бы я знал этот великий секрет, я бы создал офис, чтобы торговать им. Единственный, кто это понимает, но не знает, что он это понимает – это публика. Зрители не знают, что именно они знают, просто одни вещи им нравятся, а другие нет. Я бы хотел, чтобы они помнили меня – и ладно. Продержаться я продержался очень долго, мой карьере уже шестьдесят лет, и это феноменально. Но публике это нравится – и я здесь. А так как я в хорошей форме, то это надолго.
Николас Табарес
20.02.2022
www.elobservador.com.uy
Перевод А.И.Кучан
Опубликовано 21.02.2022