Рафаэль: «В жизни артиста есть моменты веселья и славы, но есть и другие, чертовски плохие». 2022
RAPHAEL: "EN LA VIDA DE UN ARTISTA HAY MOMENTOS DE DIVERSIÓN Y GLORIA, PERO OTROS MUY PUÑETEROS". 2022
Мы беседуем с Рафаэлем, у которого в этот четверг, 13 января, на Movistar+ состоится премьера "'Raphaelismo", документального сериала, где он пересматривает свою карьеру, с тщательно продуманной фактурой, бесценными кадрами и щедрыми свидетельствами своей семьи, коллег по профессии и других людей – таких, как Иньяки Габилондо и Педро Пикерас. Артист, победитель фестиваля в Бенидорме, дважды участвовал в конкурсе Евровидения, и он также высказывает свое мнение об этом конкурсе: "теперь это другой вид шоу, где меньше всего значат песни. Это немного похоже на цирк Circo del Sol".
Рафаэль на премьере 'Raphaelismo'.
"Я буду артистом". Рафаэлю это было ясно с детства, когда он жил в Мадриде недалеко от площади в районе Cuatro Caminos и проводил свои вечера в театре. Он не сомневался, он боролся за это, и шестьдесят лет спустя его воля, талант и азарт привели к тому, что за плечами у него оказалось шесть десятилетий устоявшейся карьеры. Этой карьере далеко до заката, так как его намерение состоит в том, чтобы оставаться на эстраде столько, сколько он сможет. В данный момент он увеличивает свое наследие документальным сериалом Raphaelismo (его премьера пройдет в этот четверг, 13 января на Movistar+), в котором он выложился, чтобы, ничего не утаивая, пересмотреть то, что представляет из себя его богатая свершениями жизнь.
Проект, который был с шиком представлен на прошлом Международном кинофестивале в Сан-Себастьяне, был выполнен Чарли Арнайсом и Альберто Ортегой, которые, тщательно отобрав фактуру, сумели объединить материалы, чтобы составить очень богатый и исполненный уважения паззл, изображающий его личность. И, по правде, самая большая ценность этого документального фильма - огромное количество архивных материалов, к которым они получили доступ и среди которых выделяются домашние видеосъемки семьи Мартосов.
Именно семья является одним из главных героев картины, поскольку они щедро поделились с режиссерами своими взглядами и эпизодами из жизни. В том числе такими болезненными моментами, как пересадка печени, которая дала певцу "вторую жизнь".
Еще одна удачная находка в Raphaelismo, состоящим из четырех часовых серий, заключается в том, что для того, чтобы объяснить, кто он, и каково его значение в нашей культуре, авторы опираются не только на рассказы самого Рафаэля и самых близких ему людей, но и на имеющие большой вес слова других музыкантов и журналистов – таких, как Иньяки Габилондо и Педро Пикерас.
Все опрошенные добавляют контекст в ключевые ситуации, помогающие понять развитие творчества певца, например, когда он резко изменил свое понимание того, каким должен быть концерт, или когда после смерти Франко, из-за того, что он более десяти лет пользовался успехом, многие сочли его сторонником режима.
Но это не имело значения. Рафаэлю удалось превзойти всех, как он сделал это на фестивале в Бенидорме в 1962 и два раза - на конкурсе Евровидения. "Теперь это совсем другое шоу", - признается он изданию Vertele, говоря об этом конкурсе перед выходом документального фильма; и уверяет, что он больше не будет в нем участвовать.
Артист также выделился благодаря своей яркой индивидуальности, хотя он плохо укладывается в образ первого любовника» и «иберийского мачо» других артистов, его ровесников, с его соответствующей значимостью в социальном плане. Он сам с гордостью говорит о своей манерности и признает ее отличительной чертой.
Как бывает с такими постановками, которые стремятся раскрыть человека, стоящего за артистом, Raphaelismo делает это, показывая его свет, тени и полутени, начиная с нервного срыва, который он пережил в Лас-Вегасе, его проблемы с алкоголем и его способности адаптироваться к каждой эпохе, которую ему довелось пережить. Обо всем этом мы говорили с ним в нашем интервью.
Кадры из первой серии "Raphaelismo"
В начале "Raphaelismo" он утверждает, что "прошлого не существует". Тем не менее, этот документальный сериал включает в себя путешествие по всей его шестидесятилетней творческой биографии.
Почему Вы в этот момент решили оглянуться назад?
Я решил, что пришло время это сделать. Для каждой вещи есть свое время, и мне это предлагалось в течение многих лет, но я никогда не хотел этого делать. На этом этапе матча моей жизни я посчитал, что публика имеет право знать о том, что было раньше, что до них не дошло или что они не смогли узнать о том времени, когда я был молодым. Мне было приятно иметь возможность представить все это на фотографиях, особенно потому что у нас было много материала.
Чем этот проект отличался от других углубленных интервью, которые Вы давали на протяжении всей своей карьеры?
Он был совсем другой. Никто не спешил и не бежал, чтобы передать сообщение на телевидение или в газету. Это беседы о текучке, а не обо всей твоей истории. Она требует времени. В это время, когда началась пандемия, перед тем, как я начал свои концерты, наступил момент, когда я сказал «да».
Вы считаете, что Ваша воля сыграла главную роль в том, чтобы удержаться на высшем уровне. Это ценность, которую мы теряем на социальном уровне?
То, что у меня было, - это необычайная страсть к моей карьере, и это очень помогло мне. Я всегда был влюблен в свою профессию. И проявлял огромную волю в делах. Чтобы не делать их как попало, но делать их хорошо. Это то, что дало мне крылья, чтобы я мог летать. У меня была и есть верная публика, которая всегда поддерживала меня и которая подарила мне много других зрителей, и другие десятилетия с новой публикой. Это почти чудо.
Как Вы поддерживаете этот азарт? Особенно во времена спешки, подобные нынешним.
Ты должен меняться, вернее, развиваться в то же время, что и публика. Ты не можешь ни петь так же, ни есть так же, ни одеваться так же, как пятьдесят лет назад. Я очень дружу с друзьями моих детей, потому что я на самом деле там с ними разговариваю, и они учат меня, так что я говорю на их же языке. Я не отстал. Я не склоненный к ностальгии человек, который говорит: "А ты помнишь, как когда-то мы что-то делали?" Я делаю. Мне не нужно вспоминать, что я делал. Я занимаюсь тем, чем занимаюсь, и продолжаю это делать.
Рафаэль дает интервью в документальном сериале,
в котором разворачивается его карьера.
В "Raphaelismo" Вы впервые говорите о нервном срыве, который был у Вас в Лас-Вегасе. Нынешние времена лучше, если говорить о психическом здоровье артистов?
На самом деле, то, что произошло там, было большой ошибкой с моей стороны, так как я привез госпожу мать в Лас-Вегас, где я должен был давать по три концерта в день, а в моем люксе не был кондиционера... Заставить женщину, которая приехала из спокойной жизни, застрять в Лас-Вегас на месяц... все пошло насмарку, как и должно было быть. Это была серьезная ошибка, в которой моя бедная мать не была виновата.
Вы также рассказываете о турне, которое позвали "голодным турне", в котором дни между концертами Вы проводили без еды. Что принес Вам этот этап?
Очень много. Научил оценивать вещи и события. Бороться, потому что это очень трудно. Жизнь артиста, если относиться к ней серьезно, сложна. Это совсем не просто и не весело. Есть моменты веселья и славы, но есть и другие, очень болезненные. Когда приходят хорошие времена, надо уметь встречать их с радостью, и уметь терпеть, когда приходят тяжелые.
В сериале участвуют другие представители Вашей сферы деятельности и Ваша семья. Есть ли люди, появление которых вызывает у Вас особенно приятные чувства?
Я очень благодарен всем артистам, которые там участвовали. Они чудесные товарищи. И еще больше - моей семье, так как они не очень склонны давать интервью, потому что считают, что артист - это я, и говорить должен именно я. Они поняли, что пришло время, так же, как я понял, что оно настало. В нашей семье мы все очень сплоченные.
Мануэль Мартос, музыкальный продюсер и сын Рафаэля
В 1962 году Вы победили на фестивале в Бенидорме. Именно сейчас это мероприятие в каком-то смысле восстанавливается – благодаря BenidormFest. Как Вам эта мысль – снова сделать ставку на фестиваль?
Я жду известий - посмотреть, как они его освещают... Это любопытно. Имейте в виду, что между ними пятьдесят лет разницы, и все сильно изменилось. Это может меня привести в восторг или сбить с толку. Я желаю им огромной удачи и надеюсь, что они сделают красивую вещь.
Вы дважды участвовали в конкурсе Евровидении, заняв отличные места. Вы знаете, чем стал фестиваль сегодня? Что Вы думаете о низких местах, занятых Испанией?
Не знаю. Теперь это другое зрелище, варварское зрелище. Но меньше всего там значат песни: теперь это хореография, светотехника... Это немного похоже на Цирк дю Солей, грандиозное шоу. А в те времена важно было исполнение и песня. Сейчас проводятся утомительные многомесячные репетиции... Это другое мероприятие - оно ни лучше, ни хуже, оно другое.
Я полагаю, что Вы и не подумали бы снова попытать удачи, как это делали в последние годы другие артисты - ветераны эстрады.
Нет, нет. Таким манером - нет.
Недавно Вы записали вступление для сериала "Cuéntame cómo pasó", Вы бы отважились принять участие в какой-либо программе в качестве тренера, консультанта или даже ведущего?
Это зависит от того, что они хотят от меня, что я должен буду делать. Я очень привычен к кино, потому что много снимался. С телевидением примерно та же история. Я с энтузиазмом записал песню для Cuéntame, потому что я с самого начала был поклонником сериала. Я не могу всегда следить за ним, потому что он выходит в то время, когда я обычно пою, но я всё же видел его и нахожу его гениальным.
На данном этапе Вашей карьеры есть ли что-то, что, как Вы чувствуете, Вам осталось сделать?
Все, что мне нравится делать, я делаю. Я не разбрасываюсь. Это стоит мне большего или меньшего труда, это занимает больше или меньше времени, но то, что я хочу сделать, я делаю. Я не иду на попятный. Потом это может пойти правильно или неправильно, это другой вопрос. Я выкладываю все на кон. Пока голос есть, все будет хорошо. Я стараюсь не пренебрегать им - ни за что. До сих пор я горжусь тем, как он себя ведет. Это доставляет мне много радости.
Чувствуете ли Вы, что упорство и способ понимания Вашей профессии сделали вас rara avis (лат. редкая птица) в этой индустрии, или что это философия, которая существует и сегодня?
Хорошо сделанные вещи, в любое время и в любой ситуации, - это хорошо сделанные вещи. А всё плохо сделанное - это плохо сделанное. То, что хорошо сегодня, то хорошо. И то, что плохо - тоже. Так было и раньше.
После наступления пандемии, начавшейся около двух лет назад, Вы когда-нибудь беспокоились о возвращении на сцену или о своем собственном состоянии здоровья?
То, что меня беспокоило и беспокоило, - это коронавирус. Похоже, дела идут на улучшение. Я думаю, основываясь на том, что говорят врачи, что к концу года все придет в норму. Никаких новых норм, но все будет нормально. Нормально по-старому. Людям нужно отвлекаться, занимать свое сердце другими вещами, не все сведется только к работе..
Лаура Гарсия Игерас
12.01.2022
vertele.eldiario.es
Перевод А.И.Кучан
Опубликовано 14.01.2022