Рафаэль смотрится в зеркало Рафаэля Мартоса в замечательном документальном фильме о своей жизни. 2021

RAPHAEL SE MIRA EN EL ESPEJO DE RAFAEL MARTOS EN EL GRAN DOCUMENTAL SOBRE SU VIDA. 2021

В это воскресенье сериал Movistar+ «Raphaelismo» будет показан на фестивале в Сан-Себастьяне – одна его серия, раскрывающая личную жизнь артиста в разгаре празднования шестидесятилетия его творческой карьеры.

фото Рафаэль в одном из эпизодов документального сериала в Театре Сарсуэла в Мадриде, где состоялся его дебют

В тот день, когда пара режиссеров - Чарли Арнайс и Альберто Ортега - познакомилась с Рафаэлем, артист практически спустился с небес на их глазах, когда вышел из стеклянного лифта, который установлен в его доме. Ореол божественности вокруг великой легенды эстрады и кино исчез за месяцы совместной работы, уступив место Рафаэлю Мартосу (на самом деле - Мигелю Рафаэлю Мартосу Санчесу), душевному и дисциплинированному человеку, который на протяжении шести десятилетий строил звездную карьеру. В настоящее время он отмечает этот юбилей документальным сериалом «Raphaelismo», премьера которого состоится на Movistar+ в начале 2022 и который эта платформа представит в это воскресенье на кинофестивале в Сан-Себастьяне, с показом одной из его серий.

Этот четырехсерийный проект, задуманный и поставленный Арнайсом и Ортегой, кандидатами на премию Гойи за их портрет писателя Франсиско Умбраля в «Anatomía de un dandy» (2020), претендует на то, чтобы стать чем-то большим, чем биографическая реконструкция, построенная на базе неопубликованных фотографий, как сказал Ортега в беседе по сети. «Один из вопросов, который мы хотели решить в сериале, - поглотил ли Рафаэль с 'ph' человека, стоящего за ним. Мы пришли к очень поразительным выводам, даже люди из его ближайшего окружения не знают этого». Эти кинематографисты, которые также сняли фильмы о поэте Луисе Гарсиа Монтеро и певце Рамончине, решили предложить окружению Рафаэля и звукозаписывающей компании Universal рассказ об артисте, с помощью которого они могли бы создать то, что они сочли необходимым на данном этапе: «документальный фильм, сделанный на уровне самого персонажа», - комментирует Ортега.

Архивный материал, необходимый для проекта такого типа, включает видеокассеты VHS, записанные самим Мартосом, и даже не проявленные фотопленки, «которые лежали в дальнем углу его студии» и которые режиссерам, как они объясняют, пришлось оцифровать. «Мы представляли, как было бы хорошо, если бы зритель увидел, как он задувает свечи на торте в день рождения своих детей. Что ж, благодаря этим изображениям мы увидим это в сериале», - говорит Арнайс.

Но как только фаза удивления, связанная с обретением большого количества визуальных памятных вещей, была пройдена, создатели фильма поняли, что чего-то не хватает. У них было пять продолжительных интервью с артистом, и, как они говорят, им удалось в них встретиться с человеком. В этих разговорах Мартос распахнул окно своих воспоминаний и эмоций. Они обсудили все возможные темы, такие, как политика и его брак, а также трансплантация печени в 2003, когда речь шла о его жизни и смерти. Это был единственный момент, который взволновал главного героя до такой степени, что ему пришлось остановить съемки.

Выражение «интимный портрет» в данном случае является чем-то большим, чем общее место, - подтверждает по телефону Рафаэль, артист, у которого было продано 80 миллионов пластинок: «В жизни наступает время, когда вы должны освободиться от определенной ноши и говорить по-своему. Спустя шестьдесят лет пришло время сделать это обычным способом. Я хотел объяснить, какой я, как я делаю дела, и вспомнить ошибки, удачи и ошибки, которые превратились в удачу. Хотя многие из этих вещей раньше не рассказывались, тут нечего скрывать».

Главный герой фильма Raphaelismo, который часто цитирует в своих интервью выражение «глядеться в зеркало», чтобы объяснить его верность своему художественному видению, признается, что он также был глубоко тронут во время просмотра некоторых эпизодов, уже смонтированных в серию, и поэтому взглянул в зеркало Рафаэля Мартоса. Особенно при показе изображений его детей, когда они были маленькими. «Мне нравилось говорить о многих вещах во весь голос, потому что, если долгое время не делать этого, они иногда засыпают, словно о них забывают».

Из Лондона на "Шоу Эда Салливана"

Из Лондона на "Шоу Эда Салливана"

Было выделено также время, чтобы вспомнить первые дни профессиональной славы, говорят авторы проекта. После первой серии, в которой раскрывается, «как человеку из очень скромной семьи, который голодает, живя в одной комнате со всеми родными, удается стать таким феноменом», появилась вторая часть, которая будет показана в Сан Себастьяне - она сосредотачивает внимание на его покорении мира. На экране оживают концерты на великолепных сценах Лондона, Нью-Йорка и Парижа, его триумф на Евровидении (он не стал первым, но для подавляющего большинства прессы континента он оказался моральным победителем) и его выступление в легендарной американской телевизионной эстрадной программе «Шоу Эда Салливана». Как хороший пионер, он первым пережил синдром Росалии и Пенелопы Крус. "Все говорили: «Зачем этот парень едет в Лондон? Чтобы стать официантом?» Я собирался выступить на одной сцене с Фрэнком Синатрой и Ширли Бэсси», - вспоминает певец и актер.

Несмотря на то, что «оный испанец» вынес то, что за границей творческие достижения испанских звезд ставили под сомнение, это была фаза, которая «длилась недолго», как он в шутку говорит, «только в период творческого полового созревания». Зрители помоложе поймут, что тот, кто появляется на экране, - это артист на грани исчезновения, и с его помощью они отправятся в прошлое, «чтобы познакомиться с поколением музыкантов шестидесятых, для которых еще не существовало плейбэка на телевидении, а путешествие по миру был настоящим подвигом», - вспоминает Арнайс.

Съемки документального фильма привели Рафаэля в мадридский Театр Сарсуэла. Это его фетиш, который даже выше, чем парижская Олимпия (вотчина его обожаемой Эдит Пиаф), которую он также покорил в свое время. Но именно эта мадридская арена сделала его артистом. Не только потому, что он дебютировал на ней, но и потому, что там ему удалось создать свою личность, вопреки моде того времени. Как говорит он сам, он хотел, чтобы зрители, вместо того чтобы танцевать, когда он поет, сидели и смотрели его выступление. «Представители фирмы грамзаписи думали, что он сошел с ума. Они сказали мне. "Но что мы тебе сделали плохого?" Он настоял на своем, и сделал первый шаг к созданию легенды, которая живет уже шестьдесят лет.

Восстановить культурное наследие

«Raphaelismo» присоединяется к «Lola», еще одному научно-популярному проекту Movistar+, посвященному Лоле Флорес. «Они служат восстановлению нашей сущности и нашего культурного наследия. Их история - это история всей страны», - утверждает Хуан Андрес Гарсиа Роперо, Бропи, новый директор развлекательных программ этой платформы.

Сериал о Рафаэле заканчивается обращением к его новому творческому этапу после трансплантации, который он хотел бы завершить, возобновив свою актерскую карьеру. Снявшись в фильмах недавно умершего Марио Камуса и Висенте Эскрива, он мечтает стать звездой сериала. «У меня нет никакого определенного предложения, но я знаю, что оно будет, потому что такие вещи интуитивно понятны», - объявляет он наигранно таинственным тоном.

Эктор Льянос Мартинес
19.09.2021
elpais.com
Перевод А.И .Кучан
Опубликовано 19.09.2021



Комментарии


 Оставить комментарий 
Заголовок:
Ваше имя:
E-Mail (не публикуется):
Уведомлять меня о новых комментариях на этой странице
Ваша оценка этой статьи:
Ваш комментарий: *Максимально 600 символов.